Установление фактических данных, которые признаются доказательствами в производстве по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях традиционно рассматривается как «установленный действующим законодательством порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения дела об административных правонарушениях»1. Исследуя доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях, целесообразно определить, чем они устанавливаются.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, фактические данные, которые признаются доказательствами по делам об административных правонарушениях, устанавливаются:
протоколами об административных правонарушениях;
иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;
объяснениями лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях;
показаниями потерпевших и свидетелей;
заключениями экспертов;
иными документами;
вещественными доказательствами;
показаниями специальных технических средств2.
Например, согласно материалам решения суда, гражданин Г*** был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ за распитие алкогольной продукции в месте, где их распитие запрещено ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»1. В тексте решения указано: «Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к убеждению, что …его виновность в совершении указанного административного правонарушения подтверждена протоколом об административном правонарушении, рапортом сотрудника полиции Ф*** пояснениями свидетелей Д***, Ф***… . При этом суд принимает указанные доказательства, считает …согласующимися с другими доказательствами – протоколом освидетельствования (для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения) … в отношении Г***»2 и так далее.
То есть здесь представлены несколько источников установления фактических данных, признаваемых доказательствами по делам об административных правонарушениях. Первый из них - протоколы об административных правонарушениях. Во многих делах, кроме реализуемых в соответствии со статьями 28.4 и 28.6 КоАП РФ, доказательства устанавливаются, в том числе, указанными протоколами. Согласно требованиям статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в протоколах рассматриваемого вида надлежит указывать не только дату и место их составления, должность, фамилия и инициалы лиц, их составляющих, но и, безусловно, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Для признания обсуждаемого протокола источником доказательства, необходимо четкое фиксирование в нем времени, места совершения и события правонарушения. Также в нем надлежит указать статью (а если есть, и часть) КоАП РФ или закона субъекта РФ, которая устанавливает административную ответственность за вменяемое лицу правонарушение3.
Далее, в рассмотренном материале из судебной практики в качестве доказательств судом были признаны фактические данные, указанные в пояснениях свидетелей.Как верно отмечает специалист-административист А.В. Леженин, в соответствии со ст. 26.3 КоАП РФ объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, показания потерпевших и свидетелей представляют собой сведения, которые имеют отношение к делу и сообщены указанными лицами в устной или письменной форме. При этом уточняется, что в процессе осуществления производства по делу эти объяснения и показания могут фиксироваться как в протоколах об административных правонарушениях и ряде других предусмотренных КоАП РФ протоколов, так и процессуально оформляются в виде самостоятельного отдельного документа и приобщаются к делу1.
Если говорить об указанных в решении суда рапорте сотрудника полиции Ф*** и документе о результатах освидетельствования (для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения), то их можно отнести к «иным документам», предусмотренным статьей 26.2 вышеназванного Кодекса. Как известно, согласно указанной статье и положениям статьи 26.7 КоАП РФ в качестве доказательств признаются документы, если сведения, изложенные или удостоверенные в них, имеют значение для производства по делам об административных правонарушениях2. Так, документами обсуждаемого вида, согласно разъяснениям в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (п. 18), могут признаваться материалы ранее прекращенного уголовного дела в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности за те же действия (бездействие)1. Как, например, в деле об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.13 КоАП РФ, где гражданин М*** был признан виновным в стрельбе из газового пистолета калибра в не отведенном для этого месте. Указанные обстоятельства были подтверждены не только протоколом об административном правонарушении и объяснениями гражданки А***, согласно которым стрельбу в ее квартире из газового пистолета произвел ее сосед М***. Также признанные доказательствами фактические данные по делу подтверждены постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, протоколом личного досмотра, справками из травматологического отделения в отношении А***, у которой зафиксирован химический ожог склер глаз»2.
Следует обратить внимание, что приведенный в качестве примера в данном извлечении из решения суда протокол личного досмотра относится к видам протоколов, с помощью которых также часто устанавливаются фактические данные, признаваемые доказательствами по делам об административных правонарушениях, устанавливаются. Называются они протоколами о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Согласно положениям статьи 27.1 КоАП РФ указанные меры обеспечения применяются в целях:
пресечения административных правонарушений,
установления личности нарушителей,
составления протоколов об административных правонарушениях при невозможности их составления на месте выявления административных правонарушений
обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел рассматриваемого вида и исполнения принятых по ним постановлений1.
При реализации указанных мер составляются значимые для доказывания протоколы о доставлении физических лиц, о досмотре транспортного средства, об изъятии вещей и документов, а также другие, предусмотренные нормами 27 главы Кодекса РФ об административных правонарушениях1.
Обобщая изложенное в первой главе работы, можно отметить, что в ней представлена характеристика понятия «доказательства» и правила установления оформления фактических данных, признаваемых доказательствамив производстве по делам об административных правонарушениях. Материалы главы основаны на результатах исследования нормативных положений и практики правоприменения.
В частности, выяснено содержание всех элементов понятия «доказательства по делам об административных правонарушениях», которыми признаются любые фактические данные, на основании которых судьи, органы, должностные лица, в производстве которых находятся дела обсуждаемого вида, устанавливают: наличие либо отсутствие события административных правонарушений, виновность лиц, привлекаемых к административной ответственности, другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дел.
Кроме того, определено, что фактические данные, которые признаются доказательствами в производстве по делам об административных правонарушениях, устанавливаются рядом документов и вещественных доказательств, перечень и примеры которых также выделены, обобщены и представлены в параграфах данной главы.