Индивидуальные жалобы на дискриминацию
Жалобы на дискриминацию по принадлежности к полу или расовой группе подаются в суд по разрешению конфликтов в промышленности в течение трех месяцев с момента действия, являющегося источником жалобы. На стадии подачи жалобы обе стороны могут привлечь представителя согласительного органа, в чьи обязанности входит мирное урегулирование спора без слушания в суде. Со своей стороны он может вмешаться в конфликт по собственной инициативе. Если подобным путем конфликт урегулировать не удается, дело передается в суд, и, если решение будет принято в пользу истца, суд может:
(а) издать распоряжение, декларирующее права обеих сторон;
(б) принять решение, обязывающее ответчика, т.е. работодателя, выплатить истцу компенсацию за причиненный ущерб;
(в) ограничиться рекомендацией ответчику соблюдать определенные правила и порядок действий в пределах установленного судом промежутка времени.
15. Набор и отбор персонала
Статутные органы, обеспечивающие соблюдение трудового законодательства
Названные законы предусматривают также создание Комиссии по равным правам в области занятости и Комиссии по обеспечению равенства рас в области занятости. На эти статутные органы возложена общая ответственность за устранение дискриминации в области занятости и обеспечение равных возможностей в трудоустройстве лицам обоих полов и разных расовых групп. Они также уполномочены расследовать случаи дискриминации, возбуждать судебные разбирательства, если дискриминация носит постоянный характер, а в исключительных случаях поддерживать индивидуальные жалобы.
Если эти комиссии установили, что работодатель нарушил одно из положений законов о дискриминации, они уполномочены выдавать уведомления о дискриминации, требующие от работодателя прекратить незаконные действия. Работодатель со своей стороны может подать апелляцию против подобного уведомления в суд по разрешению производственных конфликтов.
Кодексы практики
Комиссия по равным правам в области занятости и Комиссия по обеспечению равенства рас в области занятости издают кодексы практики, устанавливающие действия, которые следует предпринимать для устранения несправедливой дискриминации при приеме на работу и в других ситуациях трудоустройства и занятости. Кодексы содержат практическое руководство по проведению кадровой политики и выработке процедур для предотвращения случаев дискриминации, а также по инструктированию работников с целью предотвращения случаев нарушения законодательства при проведении собеседований с соискателями, в работе с подчиненными, отборе персонала для продвижения и проч.
Влияние законов на управление персоналом
Несмотря на то что в сфере управления персоналом постоянно возникают случаи дискриминации на основе личных качеств работников, их трудового опыта, возраста и продолжительности стажа работы, любая компания должна уметь доказать, что в ее действиях не содержалось намерения незаконной дискриминации и что подобная дискриминация не имела места.
Таким образом, объявления о найме не должны содержать указаний в прямой или завуалированной форме о предпочтении кандидатов определенной расовой или половой принадлежности. Ана-
Практические аспекты управления человеческими ресурсами
логичных правил следует придерживаться при продвижении персонала, подготовке и обучении, а также при проведении увольнений. Работодатель должен быть готов представить доказательства того, что критерии отбора, продвижения справедливы и не содержат двойного толкования, а также что кандидаты на вакансию или работники компании справедливо оцениваются по этим критериям.
Следует оценивать работников и кандидатов по объективным, а не субъективным критериям. На случай возможной жалобы работника на несправедливую дискриминацию следует вести документарный учет всего процесса оценки и сбора персонала.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ОТБОРА РАБОТНИКОВ
Затраты
Как и в случае прочих управленческих процессов, в кадровом менеджменте следует установить тщательный контроль, чтобы гарантировать эффективное использование финансовых средств и предотвратить их необоснованный перерасход. Одним из методов контроля является учет размещения объявлений о вакансиях и полученных на них отзывов. Другие методы контроля предпринимаются с целью выяснения:
(а) существуют ли менее дорогостоящие источники кандидатов на вакантные должности;
(б) нельзя ли использовать более дешевую систему отбора персонала;
(в) не является ли форма анкеты слишком сложной, не содержит ли она излишнюю информацию, или, наоборот, может быть, она слишком упрощена и в ней отсутствуют критически важные пункты;
(г) достаточно ли тщательно были рассмотрены кандидаты из числа работников компании;
(д) не являются ли стандарты отбора персонала слишком завышенными или, наоборот, слишком заниженными.