Практические аспекты увольнения по сокращению штатов
Правовые положения, касающиеся размера выходного пособия при увольнении по сокращению штатов, сформулированы ясно и просто и часто дополняются добровольными дополнительными выплатами со стороны работодателя. Однако человеческий аспект проблемы увольнения по сокращению штатов куда более сложен, и если подход к нему верен, это может привести к самым неблагоприятным последствиям. В идеале отличный план человеческих ресурсов полностью исключает увольнение по сокращению штатов, поскольку в нем предусмотрены и учтены все изменения в деятельности компании и их влияние на персонал. Даже самый простой план человеческих ресурсов может снизить объем увольнений по сокращению штатов или хотя бы выявить угрозу сокращения.
Компания может попытаться избежать необходимости сокращения штатов путем поощрения раннего ухода в отставку и прекращения найма новых работников до тех пор, пока численность персонала не достигнет нижнего установленного предела. Этот метод зачастую очень медленный, но он позволяет избежать личных трагедий, которые часто бывают связаны с сокращением. Замораживание найма на достаточно продолжительное время может создать разрыв в возрастной структуре персонала, весьма серьезный в наше время. В этой ситуации работодатель до некоторой степени утрачивает контроль над кадровой ситуацией, поскольку никогда не может быть уверен, кто из работников и когда пожелает подать в отставку. Неуверенность в собственном будущем может появиться у самых ценных работников компании и подтолкнуть их к решению об отставке, что может отрицательно сказаться на качестве компании.
Если сокращение штатов все же должно состояться, компания должна придерживаться соответствующих положений Закона 1975 г. о защите прав наемных работников (приводятся ниже).
(а) Работодателю следует проконсультироваться с независимым профсоюзом по вопросу сокращения числа сокращаемых работников или ослабления негативного эффекта сокращения штатов. Здесь следует учитывать специальное определение понятия «увольнение по сокращению штатов», о котором мы уже упоминали и которое применяется как раз в подобном случае. Консультацию следует проводить как можно раньше, но не позднее следующих сроков:
19. Уход по собственному желанию и увольнение
• если сокращению подлежат от 10 до 99 работников в период 30 дней и менее и в пределах одного предприятия, то консультацию следует проводить как минимум за 30 дней до первого увольнения;
• если увольнению по сокращению штатов подлежат 100 или более работников за период не более 90 дней, то консультации следует проводить не менее, чем за 90 дней до первого увольнения.
Профсоюзы должны быть в письменном виде поставлены в известность о причинах сокращения штатов, о численности подлежащих сокращению работников, должны быть также представлены подробный перечень должностей, намеченных к сокращению, нынешняя численность персонала на этих должностях, предполагаемый метод отбора кандидатур для сокращения и предлагаемый метод осуществления увольнений. Работодатель должен отвечать на все предложения профсоюза, указывая причины в случае их отклонения. Работодатель по закону обязан проводить консультации с профсоюзами с целью достижения соглашения с его представителями.
(б) Если профсоюз полагает, что работодатель не выполнил какое-либо из этих требований, он вправе обратиться с жалобой в промышленный трибунал. Далее представитель согласительной комиссии Службы консультации, примирения и арбитража получает возможность сблизить позиции сторон, но если это оказывается невозможным, суд рассматривает жалобу. В свою защиту работодатель может представить свидетельство того, что консультация с профсоюзом имела место или что при сложившихся обстоятельствах проведение подобной консультации не представлялось разумно обоснованным. Если трибунал сочтет жалобу профсоюза обоснованной, он может потребовать от работодателя отложить увольнение по сокращению штатов, чтобы провести консультации с профсоюзом, или может вынести решение о выплате «защитного вознаграждения», т.е. вознаграждения работникам за период, который суд сочтет «оправданным и справедливым». Продолжительность защищенного периода определяется судом, но она не должна превышать следующих сроков:
• 90 дней в случае увольнения по сокращению штатов 100 или более работников в течение периода, не превышающего 90 дней;
• 30 дней в случае увольнения 10 или более работников в течение периода, не превышающего 30 дней;
• 28 дней в любом другом случае, например, сокращению подлежат менее 10 работников.
(в) Работодатель обязан в сроки не позже указанных в (а) проинформировать министра по вопросам занятости о намечающемся
Практические аспекты управления человеческими ресурсами
сокращении штатов, чтобы министерство по делам занятости могло оказать помощь в трудоустройстве или переподготовке высвободившихся кадров или по возможности способствовать устранению или сокращению до минимума негативных последствий сокращения штатов. Если министр по делам занятости своевременно не проинформирован, работодатель может быть привлечен к административной ответственности и оштрафован.
(г) Наемный работник, получивший предложение занять другую должность в компании, может иметь право на испытательный срок на новом месте в течение четырех недель (или больше, по соглашению с администрацией) без утраты права на получение выходного пособия.
Наконец, согласно Закону 1978 г., работник имеет право обратиться с жалобой на несправедливое увольнение, если считается, что он был несправедливо отобран для увольнения по сокращению штатов, например, если работодатель не соблюдал согласованного порядка или не рассмотрел возможности предложения этому работнику альтернативного места работы в компании. При отборе кандидатур для сокращения работодатель должен, как ожидается, принимать в расчет следующие факторы:
• возраст;
• длительность стажа;
• способности работника;
• уровень его квалификации;
• опыт;
• прошлый послужной список в компании;
• приемлемость данной кандидатуры для альтернативной работы в компании.