Экономическое регулирование предпринимательской деятельности
Предприниматель самостоятельно прогнозирует свою деятельность, опираясь на выявленный спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается полученной прибылью. Действующее законодательство запрещает вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий и организаций. Однако самостоятельность предпринимателей небеспредельна, она находится под регулирующим и координирующим действием органов государственного управления в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством. Федеральный Закон РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» под государственным регулированием подразумевает экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Задачами такого регулирования являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности страны, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, зашита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Экономическое регулирование агропромышленного производства со стороны государства осуществляется в различных направления:
Антимонопольное рег-е ПД;
Рег-е цен на товары работы и услуги;
Рег-е качество продукции, работ и услуг;
Налоговое регу-е ПД;
Регулирование внешнеэкономической деятельности предпринимателей.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В соответствии с действующим законодательством монополистической деятельностью признаются действия хозяйствующих субъектов, а также федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. В перечень этих действий включены следующие: Злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке: изъятие товаров из обращения, для поддержания дефицита либо повышения цен; навязывание контрагенту условий договора; создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; установление монопольно высоких (низких) цен; Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию: установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок; повышение, снижение или поддержание иен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров, кругу продавцов или покупателей; ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов
Определяя задачи антимонопольных органов, закон исходит из двух сторон их деятельности — репрессивной и созидательной. В рамках репрессивных задач антимонопольные органы осуществляют контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, государственных или иных властных органов, их должностных лиц, привлекают нарушителей к ответственности.
К созидательным относятся задачи содействия формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства, развития малого и среднего бизнеса. Антимонопольные органы используют такие средства воздействия: предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и устранении их последствий; расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству; наложения штрафов. На Антимонопольный комитет возложено утверждение Государственного реестра организаций монополистов. Включение организации в реестр влечет за собой ряд неблагоприятных для нее последствий: текущий контроль за производством и качеством продукции, государственный контроль за ценами и др. Организации-монополисты имеют право устанавливать свободные цены на продукцию, не включенную в реестр, однако они обязаны осуществлять декларирование повышения цен на продукцию, по которой они являются монополистами на местном или республиканском рынке.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ТОВАРЫ, РАБОТЫ И УСЛУГИ
Пределы вмешательства государства в образование и применение иен, способы прямого или косвенного его воздействия на цены определены законодательством РФ. Федеральным Законом РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» определено, что основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Вместе с тем государство устанавливает гарантированные цены, которые применяются в тех случаях, когда средние рыночные цепы оказываются ниже гарантированных, или при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям (с учетом других форм государственной поддержки) получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период. Перечень видов продукции, па которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по этим ценам, их уровень и порядок применения определяются Правительством РФ. Предприниматели наделены широкими правами в установлении цен. Они вправе предложить своим контрагентам любую цену на товар, если он не попадает в сферу государственного регулирования. Наряду с правами в сфере образования и применения цен в законодательстве предусмотрен ряд требований к предпринимателю. Так, не допускаются изъятие из обращения товаров с целью повышения цен, заключение соглашений об уровне цен и др. Нарушение государственной дисциплины цен. Незаконное повышение или поддержание их, нарушение порядка декларирования могут повлечь применение уголовной ответственности к гражданам-предпринимателям, должностным лицам хозяйствующих субъектов.
РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ
Государственное регулирование качества продукции базируется на законодательстве о стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг. Требования, предъявляемые к качеству продукции (качественные характеристики, параметры, требования технической эстетики и эргономики), устанавливаются нормативными документами по стандартизации.
К ним относятся: государственные стандарты РФ (ГОСТы); применяемые в установленном порядке международные стандарты; общероссийские классификаторы технико-экопомической информации; стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий (СТО); стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
ГОСТы разрабатывают на продукцию, имеющую межотраслевое значение. Требования, закрепляемые в ГОСТах, подразделяются на обязательные и рекомендательные. К обязательным относятся требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, безопасности имущества, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и маркировки.
ОСТы разрабатывают и применяют государственные органы управления в пределах их компетенции на продукцию, имеющую однородное потребительское или функциональное назначение. Они обязательны для всех субъектов хозяйственной деятельности (независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности), производящих данную продукцию. СТП самостоятельно разрабатывают и утверждают организации-изготовители. Их требования подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции сделана ссылка на СТП. ОСТы и СТП не должны нарушать обязательных требований, установленных ГОСТами.
В государственном регулировании качества продукции важное значение имеет сертификация — подтверждение соответствия продукции требованиям нормативных документов по стандартизации. Закон различает два вида сертификации — добровольную и обязательную. Добровольная сертификация проводится по усмотрению изготовителя (продавца) на соответствие продукции любым нормативным документам по стандартизации.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государство, осуществляя регулирование внешнеэкономической деятельности предпринимателей, обеспечивает систему протекционистских мер, направленных на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках. К числу наиболее распространенных в мировой практике мер по защите национальных товаропроизводителей относятся следующие. Таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающее использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну (реже — вывоза из нее) определенных видов продукции. Для облегчения национальным производителям конкуренции с иностранными фирмами обычно устанавливают высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов и более низкие — при импорте сырья и материалов. Различные нетарифные барьеры, наибольшее распространение среди которых получили контингентирование и лицензирование внешнеэкономических операций. Контингентирование связано с установлением квот на экспорт (импорт) отдельных товаров. Лицензирование предполагает необходимость получения организацией разрешения (лицензии) на осуществление внешнеэкономической операции. Система государственного стимулирования экспорта: прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплата разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков и т. д., выдача на льготных условиях экспортных кредитов, государственное страхование при осуществлении внешнеэкономических операций со странами с нестабильным политическим режимом, налоговые льготы и т. д. Государство берег на себя значительную долю расходов по исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров, импортеров и др.
5. Основы планирования деятельности предприятия
Планирование как общее понятие — это процесс моделирования вариантов развития объекта (явления) на определенный период, оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей реализации плана.
Экономическое планирование на предприятии — это способ моделирования развития предприятия, показателей среды его деятельности: производства и поставок продукции, потребления и использования ресурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков и эффективности функционирования.
План – это разработанный на определенный период процесс реализации мероприятия (вида деятельности, технологии, развития предприятия), включающий его цели, содержание и показатели.
Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.
Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). Принято выделять четыре основных этапа планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их исполнением.
Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др.
Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы сложившиеся традиции.
Индикативное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижению вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства.
В теории планирования выделяют следующие принципы планирования: единства, непрерывности, гибкости, точности и участия.
Принцип единства предопределяет системность планирования, что означает существование совокупности структурных элементов объекта планирования, находящихся во взаимосвязи и подчиненных единому направлению их развития, ориентированного на общие цели. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов предприятия становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений, их интеграции.
Принцип непрерывности планирования основывается на использовании взаимосвязи элементов и одновременности внесения изменений плана по горизонтали и вертикали управления.
Регулирование и координация в управлении процессами планирования основываются на общих аксиоматических правилах:
- нельзя планировать эффективно, если на данном уровне управления планирование не связано с планированием функциональных служб (управлений, отделов, секторов);
- любые изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других по линиям (каналам) взаимосвязей.
В зависимости от главных целей или основных подходов используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования:
- балансовый метод;
- метод экономического анализа;
- нормативный метод;
- метод экономико-математического моделирования, в том числе сетевое планирование;
- метод технико-экономического обоснования;
- деловое планирование (бизнес-планирование).
Балансовый метод является господствующим в планировании и представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей с целью добиться их равновесия (баланса). Метод экономического анализа заключается в применении сопоставлений затрат и результатов в сравниваемых периодах, выявлении степени и динамики влияния внешних и внутренних факторов Нормативный метод базируется на системе норм (расхода материальных ресурсов, использования мощностей и рабочего времени, амортизационных отчислений и т. п.) и нормативов (влияния на окружающую среду, трудоемкости и др.), используемых в технико-экономических расчетах.
Метод экономико-математического моделирования представляет собой совокупность экономико-математических приемов и методов, используемых в планировании: методов линейного, динамического, нелинейного и стохастического программирования; моделей сетевого планирования, оценки эффективности бизнес-планов и инвестиционных проектов и др.