Экономическое регулирование предпринимательской деятельности

Предприниматель самостоятельно прогнозирует свою деятель­ность, опираясь на выявленный спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается полученной прибылью. Действующее законода­тельство запрещает вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий и организаций. Однако самостоятель­ность предпринимателей небеспредельна, она находится под ре­гулирующим и координирующим действием органов государст­венного управления в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством. Федеральный Закон РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» под государственным регулированием подразумевает экономическое воздействие госу­дарства на производство, переработку и реализацию сельскохо­зяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также произ­водственно-техническое обслуживание и материально-техничес­кое обеспечение агропромышленного производства.

Задачами такого регулирования являются стабилизация и развитие агро­промышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности страны, улучшение продовольственного обеспече­ния населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближе­ние уровней дохода работников сельского хозяйства и промыш­ленности, зашита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Экономическое регулирование агропромышленного производ­ства со стороны государства осуществляется в различных направления:

Антимонопольное рег-е ПД;

Рег-е цен на товары работы и услуги;

Рег-е качество продукции, работ и услуг;

Налоговое регу-е ПД;

Регулирование внешнеэкономической деятельности предпринимателей.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В соответствии с действующим законодательством монопо­листической деятельностью признаются действия хозяйствующих субъектов, а также федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции и органов местного самоуправления, направленные на недо­пущение, ограничение или устранение конкуренции. В перечень этих действий включены следующие: Злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке: изъятие товаров из обращения, для поддержания дефицита либо по­вышения цен; навязывание контрагенту условий договора; создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; установление монопольно высоких (низких) цен; Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию: установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок; повышение, снижение или поддержание иен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров, кругу продав­цов или покупателей; ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов

Определяя задачи антимонопольных органов, закон исходит из двух сторон их деятельности — репрессивной и созидательной. В рамках репрессивных задач антимонопольные органы осущест­вляют контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, го­сударственных или иных властных органов, их должностных лиц, привлекают нарушителей к ответственности.

К созидательным относятся задачи содействия формированию рыночных отноше­ний на основе конкуренции и предпринимательства, развития малого и среднего бизнеса. Антимонопольные органы используют такие средства воздей­ствия: предписания о прекращении нарушений антимонополь­ного законодательства и устранении их последствий; расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонополь­ному законодательству; наложения штрафов. На Антимонопольный комитет возложено утверждение Госу­дарственного реестра организаций монополистов. Включение организации в реестр влечет за собой ряд неблаго­приятных для нее последствий: текущий контроль за производст­вом и качеством продукции, государственный контроль за цена­ми и др. Организации-монополисты имеют право устанавливать свободные цены на продукцию, не включенную в реестр, однако они обязаны осуществлять декларирование повышения цен на продукцию, по которой они являются монополистами на мест­ном или республиканском рынке.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ТОВАРЫ, РАБОТЫ И УСЛУГИ

Пределы вмешательства государства в образование и примене­ние иен, способы прямого или косвенного его воздействия на цены определены законодательством РФ. Федеральным Законом РФ «О государственном регулирова­нии агропромышленного производства» определено, что основой экономических отношений на рынке сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Вместе с тем государство устанавливает гарантиро­ванные цены, которые применяются в тех случаях, когда средние рыночные цепы оказываются ниже гарантированных, или при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продо­вольствия непосредственно государству. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям (с учетом других форм государственной поддержки) получение доходов, достаточ­ных для расширенного воспроизводства, в соответствии с целя­ми, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период. Перечень видов продукции, па которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реа­лизации по этим ценам, их уровень и порядок применения опре­деляются Правительством РФ. Предприниматели наделены широкими правами в установле­нии цен. Они вправе предложить своим контрагентам любую цену на товар, если он не попадает в сферу государственного регулирования. Наряду с правами в сфере образования и применения цен в законодательстве предусмотрен ряд требований к предпринима­телю. Так, не допускаются изъятие из обращения товаров с целью повышения цен, заключение соглашений об уровне цен и др. Нарушение государственной дисциплины цен. Незаконное по­вышение или поддержание их, нарушение порядка декларирова­ния могут повлечь применение уголовной ответственности к гражданам-предпринимателям, должностным лицам хозяйствую­щих субъектов.

РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ

Государственное регулирование качества продукции базирует­ся на законодательстве о стандартизации и сертификации про­дукции, работ и услуг. Требования, предъявляемые к качеству продукции (качествен­ные характеристики, параметры, требования технической эстети­ки и эргономики), устанавливаются нормативными документами по стандартизации.

К ним относятся: государственные стандарты РФ (ГОСТы); применяемые в установленном порядке междуна­родные стандарты; общероссийские классификаторы технико-экопомической информации; стандарты отраслей (ОСТы); стан­дарты предприятий (СТО); стандарты научно-технических, ин­женерных обществ и других общественных объединений.

ГОСТы разрабатывают на продукцию, имеющую межотрасле­вое значение. Требования, закрепляемые в ГОСТах, подразделя­ются на обязательные и рекомендательные. К обязательным относятся требования, направленные на обеспече­ние безопасности жизни и здоровья людей, безопасности имуще­ства, охраны окружающей среды, технической и информацион­ной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и маркировки.

ОСТы разрабатывают и применяют государственные органы управления в пределах их компетенции на продукцию, имеющую однородное потребительское или функциональное назначение. Они обязательны для всех субъектов хозяйственной деятельности (независимо от ведомственной подчиненности и формы собст­венности), производящих данную продукцию. СТП самостоятельно разрабатывают и утверждают организа­ции-изготовители. Их требования подлежат обязательному со­блюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продук­ции сделана ссылка на СТП. ОСТы и СТП не должны нарушать обязательных требований, установленных ГОСТами.

В государственном регулировании качества продукции важное значение имеет сертификация — подтверждение соответствия продукции требованиям нормативных документов по стандарти­зации. Закон различает два вида сертификации — добровольную и обя­зательную. Добровольная сертификация проводится по усмотре­нию изготовителя (продавца) на соответствие продукции любым нормативным документам по стандартизации.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государство, осуществляя регулирование внешнеэкономической деятельности предпринимателей, обеспе­чивает систему протекционистских мер, направленных на созда­ние национальным производителям наиболее благоприятных ус­ловий на внутреннем и внешнем рынках. К числу наиболее распространенных в мировой практике мер по защите национальных товаропроизводителей относятся сле­дующие. Таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагаю­щее использование покровительственных пошлин для затрудне­ния ввоза в страну (реже — вывоза из нее) определенных видов продукции. Для облегчения национальным производителям кон­куренции с иностранными фирмами обычно устанавливают вы­сокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов и более низкие — при импорте сырья и матери­алов. Различные нетарифные барьеры, наибольшее распростране­ние среди которых получили контингентирование и лицензиро­вание внешнеэкономических операций. Контингентирование связано с установлением квот на экспорт (импорт) отдельных товаров. Лицензирование предполагает необходимость получе­ния организацией разрешения (лицензии) на осуществление внешнеэкономической операции. Система государственного стимулирования экспорта: пря­мые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплата разницы стоимости услуг по транспортировке грузов националь­ных и иностранных перевозчиков и т. д., выдача на льготных условиях экспортных кредитов, государственное страхование при осуществлении внешнеэкономических операций со странами с нестабильным политическим режимом, налоговые льготы и т. д. Государство берег на себя значительную долю расходов по иссле­дованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов наци­ональных экспортеров, импортеров и др.

5. Основы планирования деятельности предприятия

Планирование как общее понятие — это процесс моделирования вариантов развития объекта (явления) на определенный период, оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей реализации плана.

Экономическое планирование на предприятии — это способ моделирования развития предприятия, показателей среды его деятельности: производства и поставок продукции, потребления и использования ресурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков и эффективности функционирования.

План – это разработанный на определенный период процесс реализации мероприятия (вида деятельности, технологии, развития предприятия), включающий его цели, содержание и показатели.

Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). Принято выделять четыре основных этапа планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их исполнением.

Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др.

Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы сложившиеся традиции.

Индикативное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижению вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства.

В теории планирования выделяют следующие принципы планирования: единства, непрерывности, гибкости, точности и участия.

Принцип единства предопределяет системность планирования, что означает существование совокупности структурных элементов объекта планирования, находящихся во взаимосвязи и подчиненных единому направлению их развития, ориентированного на общие цели. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов предприятия становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений, их интеграции.

Принцип непрерывности планирования основывается на использовании взаимосвязи элементов и одновременности внесения изменений плана по горизонтали и вертикали управления.

Регулирование и координация в управлении процессами планирования основываются на общих аксиоматических правилах:

- нельзя планировать эффективно, если на данном уровне управления планирование не связано с планированием функциональных служб (управлений, отделов, секторов);

- любые изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других по линиям (каналам) взаимосвязей.

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования:

- балансовый метод;

- метод экономического анализа;

- нормативный метод;

- метод экономико-математического моделирования, в том числе сетевое планирование;

- метод технико-экономического обоснования;

- деловое планирование (бизнес-планирование).

Балансовый метод является господствующим в планировании и представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей с целью добиться их равновесия (баланса). Метод экономического анализа заключается в применении сопоставлений затрат и результатов в сравниваемых периодах, выявлении степени и динамики влияния внешних и внутренних факторов Нормативный метод базируется на системе норм (расхода материальных ресурсов, использования мощностей и рабочего времени, амортизационных отчислений и т. п.) и нормативов (влияния на окружающую среду, трудоемкости и др.), используемых в технико-экономических расчетах.

Метод экономико-математического моделирования представляет собой совокупность экономико-математических приемов и методов, используемых в планировании: методов линейного, динамического, нелинейного и стохастического программирования; моделей сетевого планирования, оценки эффективности бизнес-планов и инвестиционных проектов и др.

Наши рекомендации