Понятие и элементы инновационной инфраструктуры
Инновац.инфраструктура–совок-ть матер,технич., организац.и иных ср-в,обеспечивающих информационное,экспертное, консалтинговое,финансовое,кадровое и другие обследование инновационной. деятельности и предназначенных для создания благоприятных условий осуществления инновационной. деятельности. Элементы инновационной инфраструктуры:
инновационно-технологические центры (ИТЦ) - субъекты инновационной инфраструктуры, осуществляющие совместные исследования с фирмами, обучение студентов, переподготовку и повышение квалификации обучающихся кадров основам инновационной деятельности; технопарки - субъекты инновационной инфраструктуры, осуществляющие формирование условий, благоприятных для развития предпринимательства в научно-технической сфере при наличии оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров; технопарк является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений;бизнес-инкубаторы (технологические инкубаторы)-субъекты инновационной инфраструктуры, созданные с целью образования новых предприятий, рабочих мест и экономического развития региона на основе комплексного метода организации инновационного процесса; различают субъекты трех типов: бесприбыльные - субсидируемые местными органами, организациями; прибыльные - частные организации; филиалы высших учебных заведений;
К инфраструктуре инновационной системы также относятся: органы координации инновационной деятельности; венчурные фонды; нанотехнологические центры; центры научно-технической информации (ЦНТИ);фонды финансирования НИОКР;
Основными задачами государства в сфере инновационной политики является:-формирование нормативной правовой базы инновационной деятельности, стимулирующей ее активность;-финансовая поддержка инновационной деятельности, создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала республики;-формирование и содействие развитию инновационной инфраструктуры-подготовка кадров, ориентированных на инновационную деятельность.
Планирование инноваций рассматривается как промежуточный этап между планированием стратегии и детальным планированием инвестиций.Здесь тщательно анализируются альтернативы по реализации идей стратегического плана, поскольку проводить такую работу на этапе инвестиционного планирования слишком дорого. План инноваций должен содержать информацию, необходимую для планирования инвестиций. Он необходим также для разграничения и установления взаимосвязей между общим управлением предприятиями (проектами) и техническим управлением технологическими процессами.
Планирование инновационной деятельности организации вкл след этапы:1. формулирование миссии (ориентация деятельности организации на инновации) 2.определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них 3.выбор оптимальной для каждого направления инновационной стратегии развития
НАУКОЕМКАЯ ПРОДУКЦИЯ -продукция, в себестоимости которой доля расходов на НИОКР существенно превышает значение среднеотраслевого показателя,либо значения аналогичных показателей смежных отраслей. Особенность продвижения данного товара на рынок обусловлены особенностями инновационного цикла, которые заключаются в том, что на первых стадиях идут дополнительные затраты на разработку, а размер получаемой прибыли во многом определяется моделями продвижения товара на рынок. Модели:Отпочковывание - Суть состоит в том, что крупное предприятие, затратившее большие средства на разработку продукции и технологии нового вида, для скорейшего получения прибыли создает малые предприятия, которым передает свой интеллектуальный продукт и которые помогают в продвижении этого продукта на рынок и получают часть прибыли.Струйная модель основана на том, что иногда средства, вложенные в разработку нового товара, использованы, разработка проведена , а заказчик не хочет (или не может ) использовать ее результат в производстве. В таких случаях задача инновационного менеджера— найти применение полученным результатам совершенно в других областях, для того чтобы окупить затраты.
45.Сущность, показатели оценки, измерители качества продукции
Качество продукции -это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с значением. Свойства продукции выражаются показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям; ее создания и эксплуатации или потребления. В зависимости от роли, выполняемой при оценке, различают классификационные и оценочные показатели. Классиф. пок-ли характ-т принадлежность продукции к опред. группе в системе классиф-и и опр-т назначение, типоразмер, область применения и усл-я исп-я прод. Оценочные пок-ли кол-венно характеризуют те св-ва, которые образуют кач-во прод. как объекта производства и потребления или эксплуатации. Они исп-ся для нормирования требований к кач-ву, оценки технич. уровня при разработке стандартов, проверки кач-ва при контроле, испытаниях и сертификации. Оценочные показатели разделяют на функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные. Качества определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждение влияние этих факторов на уровень качества необходимо система управления качеством. Ее главная цель – обеспечить требуемый уровень качества в течение всего периода изготовления продукции. Процесс обесп-я кач-ва состоит из след. укрупненных этапов: 1.оценки уровня кач-ва имеющихся на рынке аналогичных изделий требований покупателей; 2. долгоср. прогнозир-е; 3. планиров-я уровня кач-ва; 4. разраб. стандартов; 5. проектирование кач-ва в процессе конструирования и разработки технологом; 6. контроля кач-ва исходного сырья покупных матер-в; 7. пооперационного контроля в процессе пр-ва; 8. приемочного контроля; 9. контроля кач-ва изделия в усл-х эксплуатации;10. анализ отзывов и рекламаций покупателей Упр-е качеством достигается с помощью специальных систем, которые позволяют комплексно организовать работу всех подразделений, ориентированных на эффективную работу предприятия в динамически изменяющейся рыночной среде. Целью контроля качества является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции. Наличие тех или иных органов управления контроля качества и должностных лиц зависит от размеров предприятия и функциональных обязанностей персонала. Средствами контроля качества продукции являются контрольно-измерительные приборы, инструменты и автоматические контрольные устройства. Эффективны автомат. ср-ва контр-я, встроенные в технологич. оборуд-е, обеспечивающие контроль в процессе изгот-я продукции. Методы оценки показателей кач-ва прод. подразд. на 2 группы: 1. по способам получ-я инф-ции: измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный; 2. по источникам получения инф-ции; традиц., экспертный и социологический. экспертный и социологический. Измер. метод основан на инф-ции, получ. с исп-ем технических измерит-х средств. Регистрац. метод основан на исп-ии инф-ции, получ. путем подсчета числа опред. событий, предметов или затрат. Органолептический основан на исп-нии инф-ции, получ. в рез-те анализа восприятия органов чувств, зрение, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Расчетный основан на исп-нии инф-ции, получ. с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Опред-е значений пок-лей кач-ва прод. экспертным методом осущ. группой специалистов – экспертов. Опред-е показателей кач-ва прод. социологическом методом производится фактическими или потенциальными потребителями продукции. Система показатели кач-ва, исп. при оценке уровня кач-ва, включает единичные, комплексные и обобщающие пок-ли. Обобщающие показатели характ. не конкретные виды продукции, а уровень кач-ва прод. в целом: -объем и удельный вес новой продукции в общем объеме выпускаемой на предприятии продукции; -объем и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню качества; -объем и удельный вес продукции, поставляемый на экспорт; -объем и удельный вес сертифицированной прод. Дифференцированные методы оценки ур-ня кач-ва предусматривает сравн-е пок-лей конкр. изделия с соответствующими параметрами изделий-эталонов или базовыми показателями стандартов. Управление кач-вом прод. должно осущ. системно, т.е. на предприятии должна функционировать сис-ма управл-я кач-вом прод-и, представляющая собой организационную стр-ру, распределяющую ответств-ть, процедуры и ресурсы, необходимые для упр-я кач-вом. В соответствии с международной практикой по упр-ю кач-вом прод-и на предприятии выделяется политика в области кач-ва, включающая обеспечение, повыш-е и упр-ние кач-вом прод-и. Повышение качества продукции имеет большое значение для производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Нац. преимущества: увелич. экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повыш. жизненного уровня населения и авторитета гос-ва в мир. сообществе. Стимулирование повышения качества продукции рассматривается с двух точек зрения: стимулирование объекта (предприятия) и субъекта (работника). В условиях рыночной экономики стимулирование предприятия осуществляется путем роста объема продаж и прибыли фирмы, выпускающей высококачественную и конкурентоспособную продукцию. Мотивация труда работников за высокое качество продукции осуществляется по трем направлениям: материальное, моральное и организационно-техническое стимулирование. Материальное стимулирование осуществляется по линии повременной или сдельной оплаты труда, а также специальные премиальные выплаты. Условия стимулирования высококачественной продукции указываются в трудовом контракте работнике или коллективном договоре администрации и работающих. Моральное поощрение проявляется в разных формах: престижность работы в известной фирме, разовые персональные знаки отличия. Организационно-техническое стимулирование реализуется через кружки качества, где работники, имеющие большой творческий потенциал, имеют возможность осуществить свои рационализаторские предложения и изобретательские способности. Участие в кружках кроме того для отдельных работников сопровождается материальным (разовым) и моральным поощрением.