Материально-техническая подготовка мастера к изучению темы

Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.

Другая составная часть средств производственного обучения – учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса: учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, учебно-методическая документация и пособия, справочные и дидактические материалы и т.д.

Учебные (учебно-производственные) мастерские являются структурными подразделениями профессионально-технического обучения, предназначенные для производственного обучения учащихся соответствующим профессиям и осуществляющим производственную деятельность на началах хозрасчетов в соответствии с утвержденными планами.

В учебных мастерских осуществляется формирование профессиональных умений и навыков. При этом учащиеся овладевают начальными умениями и навыками выполнения трудовых приемов, операций, способами выполнения работ комплексного характера с применением типичных для профессии. Приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к производственной культуре, рациональному использованию учебного времени, производственной, технической и технологической дисциплины.

Независимо от операции и специфики содержания труда по профессиям, производственное обучение учащихся в учебных мастерских проводится, в основном в процессе их производственного труда. Поэтому необходимо, чтобы учебные мастерские соответствовали как учебным, так и производственным требованиям.

Тематическими планами в каждом тридцатичасовом цикле лабораторно-практических занятий по предмету «Автомобили» предусмотрено по 6 часов на отработку заданий по подготовке МТА к работе, их формируют, исходя из программы этого раздела производственного обучения. На каждом шестичасовом уроке из десяти звеньев, на которые делиться учебная группа, восемь занимаются с преподавателем в лаборатории, а двое выполняют задания по подготовке МТА к работе на специально оборудованных рабочих местах под руководством мастера группы и выделенного ему в помощь мастера. Таким образом, каждый мастер работает с одним звеном из двух или трех учащихся, что позволяет использовать те же методы, которые практикуются при индивидуальном обучении. На последних занятиях звенья меняются заданиями в соответствии с графиком чередования.

Учебные мастерские (комплекс) обычно выстраивается в торец учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и скрыто галереей – переходом на уровне 1-2 этажей. Учебные мастерские сооружаются также и как автономное здание.

Такое размещение имеет ряд преимуществ:

- неизбежно возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях;

- пыль, копоть, газы не нарушают метереологический климат учебного корпуса;

- дополнительные площади позволяют организовывать вспомогательные службы и бытовые помещения.

Основным комплексом учебных мастерских учебного заведения являются специализированными учебными мастерскими для производственного обучения учащихся по определенной профессии (определенному виду работ). Как правило, учебные мастерские создаются на полные учебные группы, т.е. на 25-30 рабочих мест учащихся. Каждая учебная мастерская имеет право на изолированную от других мастерских зон. В здании учебных мастерских предусматривается также санитарно-бытовые помещения и устройства: комната отдыха, гардеробные, душевые, умывальники и туалеты. Кроме того, в помещениях учебных мастерских устраиваются вестибюли, комнаты мастеров, технические кабинеты и административно-служебные помещения в соответствии с конкретной архитектурно-планировочной и организационной структурой своего комплекса учебного заведения.

Площадку для проверки и настройки машин размечают водоэмульсионной краской в смеси с цементом или с помощью залитых в бетон металлических полос.

Все машины должны быть исправными и снабжены полными комплектами запасных частей, заменяемых при регулировании, наладки и переоборудования. Помимо инструмента, прилагаемого к машинам на рабочих местах должны быть наборы типа ПИМ-1516 и контрольно – измерительные приспособления (линейки, шнуры, щупы, шаблоны, угломеры и пр.). Кроме того, используют различные подставки, подкладки и т.п. их обычно изготавливают сами мастера и учащиеся по собственным конструкторским разработкам.

Кроме машин и технологического оборудования на рабочих местах размещают стеллажи, верстаки, монтажные столы и табуретки. Учебные плакаты, альбомы, инструкционно-технологические карты и справочная литература должны находиться в удобных и защищенных от повреждения местах.

Для предприятия понятие материально-технической базы учитывает наличие и приспособленность производственных площадей, возраст парка оборудования, соответствие наличных материальных ресурсов производственной программе.

Наши рекомендации