По арбитражному процессу
Усовершенствование преподавания в юридических вузах отраслевых предметов было и остается острым и дискуссионным вопросом. Уже давно признано, что юридическое образование — это прежде всего изменение способов и самого порядка мышления.
Особенно это проявляется в арбитражном процессуальном праве. Данная отрасль является одной из наиболее практичных, приближенных к реальной хозяйственной жизни. Ее практичность не должна упускаться из виду ни на минуту при проведении любых учебных мероприятий. В свою очередь, это не означает, что должна принижаться роль теоретической, догматической базы. Напротив, именно прочность последней позволит бывшему студенту правильно квалифицировать фактические обстоятельства, найти необходимое решение. В достижении выверенного баланса указанных элементов и заключается суть юридического мышления. Изначально правильных ответов просто не бывает, и на передний план в арбитражном (гражданском) процессе выходит вопрос обоснованности своей позиции (особенно с учетом утвержденного принципа юридической, формальной, а не объективной истины).
Традиционными формами преподавания являются лекции и семинары. Возможности каждой из них ограничены: лектор не в состоянии раскрыть весь материал темы лекции, он и не намеревается достигнуть этого, он обозначает проблемные вопросы, предлагает их решение аудитории, освещает различные позиции, преимущества и недостатки их обоснования. Семинары представляют собой более дискуссионные формы обучения, в которых, как правило,проверяется степеньусвоен-ности студентами теоретического материала, разбираются практические задачи. Между тем успех учебы студента зависит в большей степени от его стремления и усердия. Сколько времени посвящает студент работе, например в библиотеке, зависит только от него самого. Именно поэтому существует еще одно учебное «мероприятие», неофициальное и самое основное, — это самостоятельная работа. Самостоятельность — основная, сквозная мысль получения юридического образования. Это предполагает исход инициативы от учащегося, для поддержания которой созданы все внутренние инструменты вуза.
Некоторые методические рекомендации
Приложение 2
Прежде всего, необходима гибкость учебного процесса, что невозможно без большей свободы студентов. Порой свобода налагает большую ответственность, чем рамки. В этом случае эффект от студента, который хочет учиться, будет вдвойне, а тот, кто не желает, лишь ускорит естественный процесс собственного исключения из учебной среды (без желания результатов не будет ни при какой системе).
Залогом понимания студентом материала и его прочного усвоения является правильный план курса, каждой темы и каждого вопроса, поскольку дробление плана — это углубление в предмет.
Далее, необходимо разнообразить способы преподавания материала, например тестирование, игровой элемент на занятиях при инсценировках судебных процессов, проведение устных зачетов или экзаменов без подготовки.
В качестве примера хотелось бы привести тестовые и игровые занятия по следующим образцам, которые ни в коей мере не должны вытеснять традиционные формы обучения, но должны проводиться параллельно, обогащая тем самым учебный процесс.
Тест представляет собой набор вопросов по теме предыдущего семинара с дифференцированной системой оценки ответов на каждый вопрос. По результатам написания каждого теста составляется рейтинг студентов. При наборе студентом баллов, количество которых менее определенной в тесте границы, студент направляется на отработку.
Приведем примеры вопросов из таких тестов.
Вопрос (1 балл за правильный выбор судопроизводственного принципа).
Выберите из приведенного списка только судопроизводственные принципы:
а) диспозитивность;
б) осуществление правосудия только судом;
в) равенство перед законом;
г) юридическая истина;
д) гласность;
е) состязательность;
ж) сочетание устности и письменности;
з) независимость судей; и) судейское руководство;
к) непрерывность судебного разбирательства.
Вопрос (15 баллов за полный ответ). Раскройте процессуальную правоспособность: для лиц, сидящих справа, — юридических лиц и филиалов; для сидящих слева — физических лиц.
Приложение 2
Некоторые методические рекомендации
Вопрос (3 балла). Когда появился иск и понятие о нем:
а) первый иск был предъявлен Каином Авелю;
б) в римскую эпоху; *
в) во Франции, введено Монтескье;
г) в советскую эпоху, введено Гурвичем;
д) в АПК 1992 г.
Вопрос (15 баллов). Отличие преобразовательного иска: для девушек — от иска о присуждении; для юношей — от иска о признании.
Хотелось бы повториться, что данная форма учебного мероприятия является вспомогательной, достижения студента должны оцениваться в совокупности.
Другой альтернативной формой может являться проведение игрового занятия, когда академическая группа делится на несколько команд, соревнование среди которых по пройденному материалу проводится по нескольким критериям и турам. Сначала могут задаваться вопросы всей группе с лимитированием времени обсуждения ответа, затем возможно проведение конкурса капитанов. На следующем этапе интересным является постановка вопросов самими командами друг другу. После этого может производиться персональный вызов каждого из членов команд с постановкой индивидуального вопроса. Все ответы опять же премируются баллами, при суммировании которых определяется победитель.
Все приведенные формы занятий представлены как вариант, как предложение к более разнообразному учебному процессу, способам преподавания и проверки. Такие методы подспудно прививают также более быстрое, гибкое и, самое главное, более живое мышление.
Приложение 3