Рыночной экономики наиболее распространенными являются сле-
дующие ценовые стратегии предприятия:
•сохранение стабильного положения на рынке при умеренной
рентабельности;
•получение сверхприбыли путем ≪снятия сливок≫ с рынка;
•вытеснение конкурентов;
•обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвра-
щение банкротства;
•внедрение на рынке новой продукции;
•завоевание лидерства по показателям качества и др.
Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельно-
Сти предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупно-
Стью как положительных, так и отрицательных характеристик. По-
Этому, например, принятие одной из них ведет к отрицанию пре-
Имуществ другой. В результате реальная оценка действительности
Приводит к необходимости ориентации в деятельности предприя-
Тия на смешанные стратегии ценообразования.
Каждая фирма должна иметь четкую, упорядоченную методику
Установления исходной цены на свою продукцию. Отсутствие чет-
Ко определенной ценовой политики вызывает неопределенность
В принятии решений в этой области различными службами пред-
Приятия, может привести к несогласованности этих решений. В ре-
Зультате позиции предприятия на рынке становятся более слабыми,
Предприятие несет потери в выручке и прибыли.
Процесс ценообразования на предприятии можно представить
следующими основными этапами:
•постановка цели (задачи) ценообразования;
•определение уровня спроса на данный вид продукции;
•оценка издержек производства и степени регулирования цен
на продукцию;
•анализ цен и товаров конкурентов;
•выбор метода ценообразования;
•расчет исходной цены изделия;
•учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;
•установление окончательной цены.
Выбор и оценка стратегии предприятия в области ценообразо-
Вания являются сложным, требующим большого внимания и кол-
Лективных усилий процессом. Делая выбор, предприятие тем са-
мым отдает предпочтение тому или иному варианту развития. Меж-
Ду тем каждое из направлений развития имеет свои плюсы и минусы.
Например, принятие предприятием стратегии на увеличение доли
Рынка в реализации продукции в основном связано со снижением
Цен против цен конкурентов. А это ведет к сокращению доходов, что
Нежелательно для предприятия. Ориентация на заказчиков с надеж-
Ной платежеспособностью также заставляет предприятие посту-
Питься уровнем цены. В отдельных случаях фирма может ставить
Перед собой одновременно несколько целей, например увеличение
Объема сбыта продукции при улучшении ее качественных парамет-
Ров и обеспечение определенного уровня дохода на вложенный ка-
Питал. В любом случае ценовая политика предприятия не является
Твердофиксированной, незыблемой. Она постоянно меняется с из-
Менением ситуации на рынке, поэтому нуждается в систематичес-
Кой оперативной корректировке.
Политика цен предприятия заключается в определении и под-
Держании оптимальных уровней, структуры цен, взаимосвязей цен
На товары в рамках ассортимента предприятия и конкретного рын-
Ка, в своевременном изменении цен по товарам и рынкам с целью
Достижения максимально возможного успеха в конкретной рыноч-
Ной ситуации. Ценовая политика является составной частью общей
Политики предприятия. Роль политики цен в деятельности пред-
Приятия постоянно изменяется. В том случае, если доходы покупа-
Телей достаточно низки, а возможности предприятия в продвиже-
Нии продукции на рынок ограничены, главная роль в достижении
Поставленной цели принадлежит цене. С повышением уровня дохо-
Дов потребителей, а также расширением возможностей профилиро-
Вать продукт посредством других инструментов маркетинга роль
Политики цен предприятия снижается. Ценовая политика тесно вза-
Имосвязана с общей политикой поведения предприятия на рынке.
Достаточно эффективное продвижение продукта на рынке не все-
Гда обеспечивает предприятию успех, если на низком уровне нахо-
Дится политика ценообразования. И напротив, высокий уровень це-
Новой политики не восполняет потери от недостаточной организа-
Ции продвижения продукта. Эти направления в деятельности пред-
Приятия должны быть тесно взаимосвязаны.
Для эффективной реализации политики ценообразования и обо-
Снования цен на товары необходимо определить рынки, на которых
Предприятие будет работать. Это позволит сопоставить возможно-
Сти различных рынков и возможности предприятия в удовлетворе-
Нии рыночного спроса.
При определении рынков сбыта необходимо учитывать:
•сферы деятельности предприятия на внутреннем рынке стра-
Ны и на внешнем рынке. Эти рынки существенно различаются по
условиям деятельности и нормам правового регулирования;
•территориальную географию рынков;
•особенности городского и сельского рынков;
•отличия рынков текущего спроса и рынка инвестиционного
Спроса. К рынкам текущего спроса относятся рынки, на которых
Реализуются товары, идущие на конечное потребление. Рынки ин-
Вестиционного спроса —рынки основных фондов и материальных