Качество соответствия - состояние технологической базы производственного процесса, которое позволяет производить продукцию указанных стандартов качества
В практике менеджмента повышения качества влечет за собой увеличение себестоимости и тем самым при прочих равных условиях снижает прибыль предприятия.
Однако, неспособность удовлетворить требуемые стандарты качества ведет к потере потребителя и так же снижает прибыль предприятия.
Существует два основных подхода в управлении качеством:
· реактивный (статистический контроль качества, направленный на контроль и сдерживание ситуации);
· предупреждающий (формирование технологической базы, способствующей внедрению новых стандартов качества).
Существуют следующие определения качества:
1. Абстрактное. Качество – внутреннее свойство объекта, которое создает превосходство над подобными.
2. Соответствие ожиданиям или соответствие предназначению.
3. Соответствие стандартам и спецификациям.
4. Отсутствие ошибок или минимизация потерь.
5. Ценность за деньги (оптимальное соотношение цена/качество).
6. Превышение ожиданий (качественный товар, если каждый последующий опыт контакта с ним лучше предыдущего).
Анализ затрат на обеспечение качества основан на трех базовых допущениях:
1. любой брак вызван конкретной причиной;
2. превентивные меры дешевле исправления брака;
3. определяющие параметры поддаются измерению.
Затраты на обеспечение качества классифицируются следующим образом:
· Затраты тестирования.
· Затраты на предотвращение брака.
· Затраты, вызванные внутренними причинами.
· Затраты, вызванные внешними причинами.
Современное толкование понятие качества рассматривает его как систему, состоящую из трех подсистем:
a) качество проектирование товара (степень соответствия спецификаций товара требованиям рынка);
b) качество соответствия (степень готовности предприятия к производству требуемого товара);
c) производственное качество (минимизация брака при производстве).
Полный цикл качества можно представить в следующем виде:
а Þ b Þ c Þ b Þ a
За подсистему а) несет ответственность маркетинговое подразделение предприятия. Операционный менеджмент ориентирован на подсистемы b)иc).
Каждой из подсистем соответствует своя особая структура качества ценность одной ошибки. Следует отметить, что наибольшая цена качества в подсистеме а).
Затраты на обеспечение качества можно разделить на две категории:
Þ расходы соответствия;
Þ расходы в случае ошибок.
Статистический контроль качества.
В основе статистического подхода следующее утверждение:
Идеальное качество чрезмерно дорого и практически недостижимо.
При любой улучшенной организации производства случаи несоответствия продукта заданным параметрам будут следовать законам нормального статистического распределения.
Статистический контроль качества исходит из предпосылки о том, что при невозможности достижения идеального качества допустим определенный уровень дефектов, для проверки которого могут быть созданы методы выборочного контроля.
При использовании статистических методов существуют следующие риски:
à риск отклонение годной партии;
à риск ошибочного принятия негодной партии.
Основной показатель эффективности выборочного контроля – способность различать дефектные и годные партии (зависимость процента принятых партий от процента дефектов в партии).
1) Однократный выборочный контроль.
Для вычисления рисков покупателя и производителя необходимо знать фактический процент ожидаемых дефектов.
Средний процент брака в партии (СПБП) – сколько бракованных изделий в каждой выпущенной партии.
Допустимый процент брака в партии (ДПБП) – максимальный процент дефектов в отдельной партии, который готов принять покупатель.
Допустимый уровень качества (ДУК) – средний процент брака, который покупатель готов принять.
2) Многоэтапный выборочный контроль.
Проверить N образцов.
Если бракованных < х – партия принимается.
Если бракованных > у – партия бракуется.
Если бракованных > х, но < у – проверить еще N образцов.
Если всего бракованных < 2х+1 – партия принимается.
Если всего бракованных > 2х+1 – партия бракуется.
Предупреждающее управление качеством