К выполнению практической работы № 12
Цена — денежное выражение стоимости товара, работы или услуги или сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу на основе взаимной договоренности.
Стоимость товара определяется спросом и предложением и в конечном итоге воплощенным в нем трудом, признанным обществом. На товарном рынке цены, как правило, не совпадают со стоимостью товаров. Отклонения цен от стоимости определяются собственниками товаров, государством и выполняемыми функциями товаров.
Собственники влияют на изменение цен объективно (снижение затрат) и субъективно (несовершенная конкуренция, олиго- и монополия).
Государство регулирует цены на некоторые виды товаров путем установления пределов рентабельности, налоговой системой и пошлинами.
Основные функции цен:
сбалансированности спроса и предложения;
планово-учетная (цены на установленную дату);
стимулирующая (воздействие на производство и потребление);
распределительная (распределение и перераспределение национального дохода);
рационального размещения производства (продажи).
Ценообразование — это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты.
Установление цен включает следующие этапы:
постановка задач ценообразования;
определение спроса;
определение издержек производства;
анализ цен и товаров конкурентов;
выбор метода ценообразования;
установление цены.
Основными задачами ценообразования могут быть:
обеспечение выживаемости предприятия;
максимизация текущей прибыли;
завоевание лидерства на рынке;
завоевание лидерства по показателям качества.
Спрос — это количество товаров (работ, услуг), которое потребители готовы и желают приобрести по данной цене, в данный период и на определенном рынке.
Определение спроса на товар, работу или услугу зависит от его вида. Существует два вида спроса: конкурирующий (когда есть товар-заменитель) и совмещенный (когда один товар дополняет потребление другого). Во всех случаях влияют вкусы покупателей, их доходы, общее число покупателей, цена товара и инфляционные ожидания.
В связи с этим могут быть: отрицательный спрос, отсутствие спроса, нерегулярный спрос, скрытый спрос, падающий (растущий) спрос, полноценный, чрезмерный и нерациональный спрос.
Определение издержек производства описано в теме 6 «Доходы и расходы предприятия».
Анализ цен и товаров конкурентов позволяет выбрать ценовую стратегию предприятия. Это может быть стратегия дифференцированного, конкурентного, ассортиментного ценообразования, ценовая стратегия скидки на вторичном рынке, стратегия периодической скидки, случайной скидки, стратегия по кривой освоения, географии сбыта, продажи «в наборе», «в комплекте» и т.д.
Выбор метода ценообразования зависит от основной ориентации – либо на производство, либо на рыночный спрос. Выделяют методы полных, предельных, стандартных, прямых издержек производства, метод расчета цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Также находят применение параметрические методы ценообразования: на основе уровня текущих цен, метод баллов, удельной цены, метод регрессии и т.д.
Установление окончательной цены — самый ответственный момент ценообразования. Выбрав один из методов ценообразования с учетом влияния на цену объемов, затрат, прибыли, а также франкирования, страхования, скидок (наценок) и изменения налоговых платежей, целесообразно перепроверить проект цены с позиции достижения целей политики цен предприятия. Важно оценить влияние цены на других участников рыночной деятельности, их потенциальную реакцию на предполагаемую цену. Необходимо проверить, как отнесутся к этой цене дистрибьюторы и дилеры, как воспримут эту цену продавцы товара и как отреагируют на данную цену конкуренты и поставщики. Кроме того, необходимо знать и учитывать действующее законодательство в области ценообразования.
Задача 1.Проанализируйте структуру цены, если розничная цена единицы товара составила 4000 руб., оптовая торговая надбавка — 5%, розничная торговая надбавка — 15%, ставка акциза — 15%, ставка НДС — 18%.
Решение
1.Розничная цена (115%) = Цена закупки у оптового посредника (100%) + Розничная торговая надбавка (15%).
Цена закупки = Розничная цена/115 × 100:
4000/115 × 100 = 3478 руб.
Сумма розничной торговой надбавки: 3478 × 0,15 = 522 руб.
Цена закупки (105%) = Цена оптовая с НДС (100%) + Оптовая
надбавка (5%).
Цена оптовая с НДС = Цена закупки/105 × 100:
3478/105 × 100 = 3312 руб.
Сумма оптовой надбавки:
3312 × 0,05 = 166 руб.
Цена оптовая с НДС (118%) = Цена оптовая без НДС (100%) +
НДС (18%).
Цена оптовая без НДС = Цена оптовая с НДС / 118 × 100:
3312 / 118 × 100 = 2807 руб.
Сумма НДС: 2807 × 0,18 = 505 руб.
Цена оптовая без НДС (115%) = Цена изготовителя (100%) +
Акциз (15%).
Цена изготовителя = Цена оптовая без НДС / 115 × 100:
2807 / 115 × 100 = 2441 руб.
Сумма акциза = Цена оптовая без НДС – Цена изготовителя:
2807 – 2441 = 366 руб.
Доля акцизов в розничной цене:
366 / 4000 × 100% = 9,15%
Структура цены представлена в табл.1
Таблица 1.
Задача 2.
Определите оптовую (отпускную) цену на товар, если себестоимость его выпуска — 600 руб. за единицу, приемлемая для производителя рентабельность — 20% к затратам, ставка акциза — 15%, ставка НДС — 18%.
Решение
Прибыль = Затраты × Рентабельность:
600 × 0,2 = 120 руб.
Цена изготовителя = Себестоимость + Прибыль:
600 + 120 = 720 руб.
Цена оптовая без НДС (115%) = Цена изготовителя (100%) +
+ Акциз (18%).
Цена оптовая без НДС = Цена изготовителя × 1,15:
720 × 1,15 = 828 руб.
Цена оптовая с НДС (118%) = Цена оптовая без НДС (100%) +
+ НДС (18%).
Цена оптовая с НДС = Цена оптовая без НДС × 1,18:
828 × 1,18 = 977,0 руб.