Обеспечение законности приема, учета и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях
Порядок учета и рассмотрения сообщений о преступлениях
Порядок приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях регламентирован Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а также приказом Генерального прокурора РФ от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».
При обращении с сообщением о преступлении гражданам, представителям коммерческих и общественных организаций необходимо знать о том, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях.
В соответствии с вышеназванными требованиями законодательства, указанные сообщения, поступающие в органы прокуратуры по почте или иными средствами, подлежат безотлагательной передаче в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст.ст. 144 и 151 УПК РФ. О принятом решении прокурором безотлагательно направляется заявителю письменное уведомление с указанием наименования и адреса того органа предварительного следствия или дознания, в который сообщение о преступлении передано для проведения проверки.
В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, прокурор обязан разъяснить заявителю порядок подачи заявления, сообщить наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.
Заявителям необходимо помнить о том, что в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное сообщение о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Подобные заявления, поступающие в органы прокуратуры и содержащие сведения о совершении преступления или приготовлении к совершению преступления, подлежат направлению прокурорами в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности.
Также гражданам необходимо обратить внимание на то, что поступающие в органы прокуратуры обращения и заявления, в которых выражается несогласие с решениями должностных лиц, принятыми ими в пределах предусмотренных законом полномочий, при отсутствии данных о признаках преступления разрешаются прокурорами в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
При непосредственном обращении с сообщением о преступлении в правоохранительные органы, наделенные полномочиями по их проверке и принятию решения в порядке ст.ст. 144 и 145 УПК РФ, заявителям следует знать, что должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, если такое сообщение не было получено почтовой, факсимильной связью или из иных источников, обязано выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия, а также невыдача им уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении недопустимы.
Бездействия должностных лиц правоохранительных органов связанных с отказом в приеме или регистрации сообщений о преступлениях могут быть обжалованы прокурору.
Обеспечение законности приема, учета и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях.
Вопросы обеспечения законности при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях и защита потерпевших от преступных посягательств лиц являются одними из основных задач правоохранительных органов.
От того, насколько полно и точно отражается криминогенная составляющая преступности, зависит расстановка сил и в конечном итоге успех в деле борьбы с преступностью.
В связи с этим гражданам, обращающимся за защитой своих законных прав и интересов в правоохранительные органы, и, в первую очередь, в милицию, куда поступает и где рассматривается большинство сообщений о криминальных посягательствах, важно знать, что порядок приема, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях в органах внутренних дел определен федеральным законодательством и строго регламентирован ведомственной инструкцией.
На основании требований п. 3 ст.10 Закона РФ «О милиции», ч.1 ст.144 Уголовно-процессуального кодекса РФ сотрудники милиции обязаны принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, проводить по ним проверку и принимать меры, предусмотренные законодательством.
Приказом Министерства внутренних дел РФ от 01.12.2005 № 985 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
В соответствии с требованиями Инструкции поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи.
Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными законом РФ «О милиции» и Инструкцией, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе.
Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в Книге учета сообщений о происшествиях (далее КУСП) круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания.
В КУСП регистрируются: письменное заявление о преступлении, протокол принятия устного заявления о преступлении; протокол явки с повинной; заявление о безвестном исчезновении человека; рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; сообщение и письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения; иная информация о происшествии.
Если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП в дежурной части органов внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю.
В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия дежурного.
В соответствии с ч.1 ст.145 Уголовно-процессуального кодекса РФ по результатам проверки сообщения о преступлении принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности либо в мировой суд по делам частного обвинения.
Следует иметь в виду, что на основании ч.7 ст.141 Уголовно-процессуального кодекса РФ анонимное заявление о преступлении (не содержащее сведений о заявителе) не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.