Особенности управления ремонтной службой
Ремонтная служба возглавляется механиком завода. В состав ремонт ной службы входят: аппарат отдела главного механика, ремонтные цехи, цеховые ремонтные бюро (служба цехового механика), специальные складские помещения ( склады западных деталей ).
Функции, структура и количественный состав различных подразделений ОГМ изменяются в зависимости от масштабов ремонтных работ, особенностей их структуры.
В отделе главного механика (ОГМ) обычно создаются следующие структуры: конструкторско-технологическое бюро, выполняющее конструкторские и технологические работы; планово-производственное бюро, занимающиеся планированием работы цехов ОГМ; бюро планово- предупредительного ремонта, в обязанность которых входят: общее руководство и контроль за соблюдением системы ППР на заводе, разработка планов- графиков ремонта.
В мировой практике сложились два подхода к ремонту техники:
- ремонт после отказа техники или выхода ее из строя;
- ремонт профилактический по системе ППР – предусматривает строгую последовательность чередования мероприятий и их выполнения в определенные графиком сроки межремонтного цикла. Под межремонтный цикл следует понимать промежуток времени между вводом нового оборудования в эксплуатацию и первым капитальным ремонтом или промежуток времени между двумя капитальными ремонтами. Межремонтный цикл определяется исходя из сроков службы основных деталей, узлов, механизмов.
Основными направлениями совершенствования ремонтного хозяйства и повышения эффективности его функционирования могут быть:
- в области организации производства – развитие специализации и кооперирования в выпуске основной продукции, в организации ремонтного хозяйства;
- в области планирования воспроизводства ОПФ – применение научных подходов и методов менеджмента;
- в области проектирования и изготовления запасных частей – унификация и стандартизация элементов запасных частей, применение систем автоматизированного проектирования на основе классификации и кодирования, сокращение продолжительности проектных работ и повышение их качества;
- в области организации работ – соблюдение принципов рациональной организации производства (пропорциональности, параллельности и др.), применение сетевых методов и ЭВМ;
- в области технического надзора, обслуживания и ремонта ОПФ – развитие предметной и функциональной специализации работ, повышение технического уровня ремонтно-механического цеха, усиление мотивации повышения качества труда и т.д.
Тема 11. Качество продукции: назначение, характеристика показателей и модели оценки систем качества
1. Содержание понятия «качество продукции», показатели качества продукции.
2. Оценка уровня качества продукции.
3. Управление качеством продукции. Концепция всеобщего управления качеством
4. Элементы системы управления качеством продукции
5. Характеристика моделей оценки системы качества продукции, применяемых в западных странах.
Содержание понятия «качество продукции», показатели качества продукции
Функционирование предприятий в условиях современной рыночной экономики предполагает разработку и применение системы качества, позволяющую совершенствовать количественные, качественные и эстетические характеристики продукции (товаров, услуг), тем самым, повышая уровень конкурентоспособности, как отдельных видов продукции, так и предприятия в целом.
В широком смысле качествоопределяется как способность изделия или услуги последовательно отвечать на (или превосходить) ожидания потребителя. В действительности качество связано не с каким-то единичным аспектом, а с целым рядом различных параметров изделия или услуги. В этой связи под качеством продукции следует понимать совокупность ее свойств, характеризующих степень пригодности этой продукции для использования по назначению. Качество продукции выпускаемой предприятием, должно отвечать государственным стандартам и техническим условиям, а также превосходить качество продукции конкурирующих организаций. Т.о. качество продукции – это один из основных факторов, способствующих увеличению объема реализации продукции и прибыли, основной показатель конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Качество продукции, ее технический уровень оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами, а также с изделиями конкурирующих организаций. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.
Основные функции качества в производстве – систематическое выявление, анализ, сокращение и устранение отклонений при изготовлении продукции.
Повышение качества продукции в значительной мере определяет функционирование предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Несовершенная система качества, существующая на производственных и непроизводственных предприятиях, оказывает негативное влияние на уровень экономики, как отдельных регионов, так и всего народного хозяйства (табл. 1).
Таблица 1