Структура расходов по обычным видам деятельности

Расходы по обычным видам деятельности и прочие

Группы расходов Расходы, млн. руб. Удельный вес, %
По обычным видам деятельности 87,3
Прочие расходы 12,7
Всего

По сфере возникновения (отношению к производственному процессу) все расходы по обычным видам деятельности делятся:

– на специфические, прямые производственные;

– общепроизводственные;

– общехозяйственные.

Специфические (прямые производственные) расходысвязаны с местами возникновения затрат и появляются только в определенных хозяйствах железнодорожного транспорта. Это, например, расходы по приему грузов к перевозке и выдаче, приему поездов на грузовых и сортировочных станциях, работе локомотивов во всех видах движения, текущему содержанию пути и многие другие.

В состав общепроизводственных входят расходы, непосредственно связанные с перевозочным процессом, возникающие во всех видах деятельности и во всех хозяйствах. Эти расходы сосредоточены в разд. 2, 3 Классификатора расходов Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» в статьях 0757–0778. К ним относятся затраты по оплате труда производственного персонала за непроработанное время (ст. 0757), скидка со стоимости форменной одежды (ст. 0758), отчисления в резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год (ст. 0760), расходы по охране труда и производственной санитарии (ст. 0761), командировки и подъемные работников, не относящихся к аппарату управления (ст. 0762), содержание и эксплуатация оборудования (ст. 0763).

Общехозяйственные расходы связаны с обслуживанием производственного процесса. Для них выделены статьи 0785–0833. В зависимости от назначения общехозяйственные расходы могут быть разделены на три группы:

– расходы по обслуживанию производства;

– общехозяйственные по содержанию аппарата управления;

– непроизводительные расходы.

В состав общехозяйственных входят расходы на содержание персонала, не относящегося к аппарату управления (ст. 0785); скидка со стоимости форменной одежды, выдаваемой персоналу производственных участков (ст. 0786); командировочные и подъемные для работников, чья заработная плата учитывается в общехозяйственных расходах без содержания аппарата управления (ст. 0787) и др.

К расходам на содержание аппарата управления относятся четыре статьи:

– затраты на оплату труда работников аппарата управления (ст. 0830);

– командировки административно-управленческого персонала (ст. 0831);

– затраты по оплате счетов за работы по механизированной обработке учетно-отчетной документации для аппарата управления (ст. 0832);

– прочие затраты по содержанию аппарата управления (ст. 0833).

К непроизводительным расходам относятся расходы, являющиеся следствием нарушений в ходе технологических процессов. К ним относятся внеплановые ремонты, недостачи и потери от порчи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.

Структура расходов по отношению к перевозочному процессу показана для двух железных дорог сети в табл. 10.

Таблица 10

Структура расходов железных дорог
по отношению к перевозочному процессу в 2006 г., %

Группы расходов Дальневосточная железная дорога Сахалинская железная дорога
Специфические (прямые производственные) расходы 65,3 57,8
Общепроизводственные расходы 15,5 16,5
Общехозяйственные расходы 19,2 25,7

Как видно из табл. 10, на обеих дорогах наибольший удельный вес занимают расходы, связанные с производственным процессом (специфические и общепроизводственные). На Дальневосточной дороге на них приходится 80,8 % всех расходов, а на Сахалинской – 74,3 %. Более высокий удельный вес общехозяйственных расходов Сахалинской дороги объясняется небольшими объемами работы и низкой грузонапряженностью этой дороги.

В табл. 11 представлена группировка общехозяйственных расходов.

Из представленной в табл. 11 структуры видно, что расходы по содержанию аппарата управления на рассматриваемых железных дорогах составляют 7–8 % всей суммы, что практически соответствует нормативам.

Таблица 11

Состав общехозяйственных расходов

Группы расходов Дальневосточная железная дорога Сахалинская железная дорога
Общехозяйственные без расходов по содержанию аппарата управления 70,4 70,7
Расходы по содержанию аппарата управления 29,6 29,3
Всего общехозяйственных расходов

Поукрупненным видам работ все расходы железных дорог делятся на 10 групп по функциональному признаку (см. подразд. 4.3).

Структура расходов двух железных дорог по укрупненным видам работ показана в табл. 12.

Таблица 12

Структура расходов по обычным видам деятельности

железных дорог по УВР в 2006 г., %

Укрупненные виды работ Дальневосточная железная дорога Сахалинская железная дорога
Оказание услуг по грузовым перевозкам 3,1 3,5
Содержание и эксплуатация инфраструктуры 52,6 60,3
Локомотивная тяга 32,5 15,4
Оказание услуг по пассажирским перевозкам в дальнем следовании 3,0 2,1
Оказание услуг по пассажирским перевозкам в пассажирском сообщении 0,4 0,1
Ремонт подвижного состава 5,5 7,1
Прочие 8,4 13,5

Как видно из табл. 12, более 50 % расходов железных дорог приходится на УВР «Содержание и эксплуатация инфраструктуры». В последние годы эта доля увеличивалась в связи с выделением отдельных видов работ в функциональные филиалы и дочерние зависимые общества.

Понятие видов деятельности железных дорог рассмотрено в разд. 2. Выделение расходов железной дороги по видам деятельности возможно только после распределения косвенных расходов. До 2008 г. распределение расходов по видам деятельности производилось только на уровне ОАО «РЖД». В табл. 13 показано распределение расходов по обычным видам деятельности ОАО «РЖД» в 2006 г.

Таблица 13

Наши рекомендации