Структура расходов по обычным видам деятельности
Расходы по обычным видам деятельности и прочие
Группы расходов | Расходы, млн. руб. | Удельный вес, % |
По обычным видам деятельности | 87,3 | |
Прочие расходы | 12,7 | |
Всего |
По сфере возникновения (отношению к производственному процессу) все расходы по обычным видам деятельности делятся:
– на специфические, прямые производственные;
– общепроизводственные;
– общехозяйственные.
Специфические (прямые производственные) расходысвязаны с местами возникновения затрат и появляются только в определенных хозяйствах железнодорожного транспорта. Это, например, расходы по приему грузов к перевозке и выдаче, приему поездов на грузовых и сортировочных станциях, работе локомотивов во всех видах движения, текущему содержанию пути и многие другие.
В состав общепроизводственных входят расходы, непосредственно связанные с перевозочным процессом, возникающие во всех видах деятельности и во всех хозяйствах. Эти расходы сосредоточены в разд. 2, 3 Классификатора расходов Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» в статьях 0757–0778. К ним относятся затраты по оплате труда производственного персонала за непроработанное время (ст. 0757), скидка со стоимости форменной одежды (ст. 0758), отчисления в резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год (ст. 0760), расходы по охране труда и производственной санитарии (ст. 0761), командировки и подъемные работников, не относящихся к аппарату управления (ст. 0762), содержание и эксплуатация оборудования (ст. 0763).
Общехозяйственные расходы связаны с обслуживанием производственного процесса. Для них выделены статьи 0785–0833. В зависимости от назначения общехозяйственные расходы могут быть разделены на три группы:
– расходы по обслуживанию производства;
– общехозяйственные по содержанию аппарата управления;
– непроизводительные расходы.
В состав общехозяйственных входят расходы на содержание персонала, не относящегося к аппарату управления (ст. 0785); скидка со стоимости форменной одежды, выдаваемой персоналу производственных участков (ст. 0786); командировочные и подъемные для работников, чья заработная плата учитывается в общехозяйственных расходах без содержания аппарата управления (ст. 0787) и др.
К расходам на содержание аппарата управления относятся четыре статьи:
– затраты на оплату труда работников аппарата управления (ст. 0830);
– командировки административно-управленческого персонала (ст. 0831);
– затраты по оплате счетов за работы по механизированной обработке учетно-отчетной документации для аппарата управления (ст. 0832);
– прочие затраты по содержанию аппарата управления (ст. 0833).
К непроизводительным расходам относятся расходы, являющиеся следствием нарушений в ходе технологических процессов. К ним относятся внеплановые ремонты, недостачи и потери от порчи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.
Структура расходов по отношению к перевозочному процессу показана для двух железных дорог сети в табл. 10.
Таблица 10
Структура расходов железных дорог
по отношению к перевозочному процессу в 2006 г., %
Группы расходов | Дальневосточная железная дорога | Сахалинская железная дорога |
Специфические (прямые производственные) расходы | 65,3 | 57,8 |
Общепроизводственные расходы | 15,5 | 16,5 |
Общехозяйственные расходы | 19,2 | 25,7 |
Как видно из табл. 10, на обеих дорогах наибольший удельный вес занимают расходы, связанные с производственным процессом (специфические и общепроизводственные). На Дальневосточной дороге на них приходится 80,8 % всех расходов, а на Сахалинской – 74,3 %. Более высокий удельный вес общехозяйственных расходов Сахалинской дороги объясняется небольшими объемами работы и низкой грузонапряженностью этой дороги.
В табл. 11 представлена группировка общехозяйственных расходов.
Из представленной в табл. 11 структуры видно, что расходы по содержанию аппарата управления на рассматриваемых железных дорогах составляют 7–8 % всей суммы, что практически соответствует нормативам.
Таблица 11
Состав общехозяйственных расходов
Группы расходов | Дальневосточная железная дорога | Сахалинская железная дорога |
Общехозяйственные без расходов по содержанию аппарата управления | 70,4 | 70,7 |
Расходы по содержанию аппарата управления | 29,6 | 29,3 |
Всего общехозяйственных расходов |
Поукрупненным видам работ все расходы железных дорог делятся на 10 групп по функциональному признаку (см. подразд. 4.3).
Структура расходов двух железных дорог по укрупненным видам работ показана в табл. 12.
Таблица 12
Структура расходов по обычным видам деятельности
железных дорог по УВР в 2006 г., %
Укрупненные виды работ | Дальневосточная железная дорога | Сахалинская железная дорога |
Оказание услуг по грузовым перевозкам | 3,1 | 3,5 |
Содержание и эксплуатация инфраструктуры | 52,6 | 60,3 |
Локомотивная тяга | 32,5 | 15,4 |
Оказание услуг по пассажирским перевозкам в дальнем следовании | 3,0 | 2,1 |
Оказание услуг по пассажирским перевозкам в пассажирском сообщении | 0,4 | 0,1 |
Ремонт подвижного состава | 5,5 | 7,1 |
Прочие | 8,4 | 13,5 |
Как видно из табл. 12, более 50 % расходов железных дорог приходится на УВР «Содержание и эксплуатация инфраструктуры». В последние годы эта доля увеличивалась в связи с выделением отдельных видов работ в функциональные филиалы и дочерние зависимые общества.
Понятие видов деятельности железных дорог рассмотрено в разд. 2. Выделение расходов железной дороги по видам деятельности возможно только после распределения косвенных расходов. До 2008 г. распределение расходов по видам деятельности производилось только на уровне ОАО «РЖД». В табл. 13 показано распределение расходов по обычным видам деятельности ОАО «РЖД» в 2006 г.
Таблица 13