Органы принудительного исполнения судебных актов арбитражных судов
В исполнительном производстве принимают участие государственные и иные органы (кредитные учреждения) и должностные лица, в компетенцию которых входит принудительное исполнение судебных актов арбитражного суда, и стороны (взыс-катель и должник), спор которых разрешен подлежащим исполнению решением арбитражного суда.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ и ст.3 Закона РФ «Об исполнительном производстве» органами принудительного исполнения решений арбитражного суда являются банки и службы судебных приставов.
Решение на принудительное взыскание денежных сумм со счетов организаций и граждан-предпринимателей приводится в исполнение соответствующими банками.
Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется налоговому органу по месту нахождения должника. Исполнительный лист на взыскание денежных средств направляется взыскателем банку или иному кредитному учреждению, а в остальных случаях - судебному приставу-исполнителю.
Если принудительное исполнение принятого арбитражным судом решения заключается в передаче имущества, освобождении помещений либо совершении иных действий, не связанных с взысканием денежных сумм, то такое решение исполняется судебным приставом-исполнителем.
Поскольку большую часть судебных актов арбитражных судов составляют решения о взыскании денежных сумм, основным органом исполнения решений арбитражного суда является банк. Любой банк, осуществляющий банковские операции со счетами должника, обязан исполнять исполнительный лист арбитражного суда на взыскание денежных средств.
При исполнении решений арбитражных судов банки руководствуются ст. 854, 855 ГК РФ об очередности списания денежных средств со счета и Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным Банком Российской Федерации 9 июля 1992 года.
В соответствии со ст. 206 АПК РФ за неисполнение судебного акта арбитражного суда о взыскании денежных средств банком или иным кредитным учреждением, которому предъявлен исполнительный лист, на него налагается арбитражным судом штраф в размере 50 процентов суммы, подлежащей взысканию.
Штраф налагается на банк или иное кредитное учреждение по правилам главы 13 АПК РФ «Судебные штрафы». Вопрос о наложении штрафа разрешается в судебном заседании арбитражного суда, принявшего судебный акт, который не исполняется. О времени и месте заседания извещается банк или иное кредитное учреждение, в отношении которых рассматривается вопрос о наложении штрафа, а также взыскатель и должник. Они извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием к рассмотрению вопроса о наложении штрафа.
Арбитражный процессуальный кодекс не определяет, по чьей инициативе может ставиться вопрос об ответственности банка или иного кредитного учреждения. Несомненно, что об этом может ходатайствовать заинтересованная сторона - взыскатель, но закон не запрещает и рассмотрение этого вопроса по инициативе самого арбитражного суда. Думается, что такое право арбитражного суда не только не противоречит концепции самостоятельности сторон на защиту нарушенных прав, их равноправия в судебном процессе и равенства перед законом, но и отвечает требованиям реального исполнения решений арбитражного суда. Поскольку решение арбитражного суда обязательно для исполнения, и заинтересованная сторона не отменяет своего права на получение присужденного, арбитражный суд должен быть заинтересован в исполнении своего решения. Арбитражному суду должна быть предоставлена возможность проконтролировать исполнение собственного решения. Разумеется, такая инициатива арбитражного суда могла бы реализовываться только при условии, что решение не исполняется при наличии денежных средств на счете должника.
По результатам рассмотрения вопроса о наложении штрафа выносится определение. Оно может быть обжаловано, в том числе банком или кредитным учреждением, на которых наложен штраф.
Размер налагаемого штрафа определяется арбитражным судом в пределах до 50 процентов суммы, подлежащей взысканию, при этом учитываются все обстоятельства, связанные с неисполнением решения. Штраф может налагаться только в том случае, когда деньги на счете должника были и банк или иное кредитное учреждение имели возможность произвести списание.
Часть 2 ст. 206 АПК РФ устанавливает ответственность банков и иных кредитных учреждений за неоднократное неисполнение судебных актов арбитражного суда. Санкция заключается в отзыве лицензии на осуществление банковских операций. Она может применяться только при неоднократности, т.е. два и более раза, неисполнения исполнительных листов арбитражного суда.
Рассмотрение вопроса об отзыве лицензии производится арбитражным судом в том же порядке, что и при наложении штрафа. По результатам рассмотрения вопроса об отзыве лицензии также выносится определение. Лицензия отзывается Центральным Банком России на основании ст. 20 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. (3) Однако в указанной норме закона нет прямого указания на возможность отзыва лицензии по решению арбитражного суда за неоднократное неисполнение решений арбитражного суда. В п. 5 ст. 20 названного Закона предусмотрено в качестве основания для отзыва лицензии неисполнение требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если к кредитным органам неоднократно применялась мера, предусмотренная Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (4) . Таким образом, норма АПК РФ об отзыве лицензии на осуществление банковских операций осталась декларативной, но не реальной. Более того, в цитируемой статье Закона предусматривается: «Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, кроме предусмотренным настоящим Федеральным Законом, не допускается ».
Следует отметить, что у банков и других кредитных учреждений нет и не может быть оснований для невыполнении решений арбитражных судов, а поэтому анализируемая норма АПК РФ вряд ли когда-либо нашла бы практическое применение.
Статья 206 АПК РФ в своей третьей части устанавливает ответственность лиц за неисполнение судебных актов арбитражного суда. На них может быть наложен штраф в размере до 200 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Эти лица несут ответственность в тех случаях, когда именно на них возлагается обязанность совершить действия, необходимые для того, чтобы судебный акт арбитражного суда был исполнен.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указывал, что по искам о признании недействительным отказа в регистрации либо необоснованного уклонения от регистрации целесообразно в резолютивной части решения арбитражного суда обязывать соответствующий государственный орган выдать в определенный судом срок свидетельство о регистрации, что позволит в случае неисполнения соответствующего решения применять ответственность, предусмотренную п. 3 ст. 206 АПК РФ (5).
По спорам, связанным с требованием юридических лиц об изменении наименования других юридических лиц, принуждению их к совершению действий по изменению наименования и перерегистрации, арбитражный суд, вынося решение об удовлетворении требования истца, в резолютивной части решения должен указать, что ответчик обязан изменить свое наименование в установленный судом срок и произвести перерегистрацию этого предприятия.
За неисполнение решения арбитражного суда, предписывающего совершение конкретных действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо налагается штраф в размере до 200 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (ч.З ст.206 АПК РФ). В отличие от АПК РФ 1992 г., которым предусматривалась за подобное нарушение законодательства ответственность должностного лица, новый арбитражный процессуальный закон вполне правомерно исключил ответственность должностного лица, что выходило за рамки АПК РФ. Действующая редакция последнего устанавливает ответственность не физического лица, а лица, участвующего в деле, т.е. юридического лица, которая может применяться в рамках АПК РФ. В связи с изложенным нельзя согласиться с автором комментария данной статьи, утверждающим об ответственности должностного лица (6). Тем не менее рассматриваемая норма связана с исполнительным производством и ее следует в более широком виде поместить в законодательном акте об исполнительном производстве, предусмотрев в нем и порядок ее реализации.
Деятельность судебных приставов-исполнителей в настоящее время регламентируется нормами ГПК РСФСР (гл. 38, 40-42) и Законом РФ «Об исполнительном производстве».
БИЛЕТ № 18
1. Продление процессуального срока: основания, порядок рассмотрения, процессуальное оформление, порядок обжалования
2. Защита прав лиц, участвующих в исполнительном производстве