Вопрос 114.Дизельное топливо. Способы получения, состав, характеристика. Свойства дизельного топлива. Влияющие на рабочие процессы выходные параметры и износ двигателя
Жидкое нефтяное топливо: в основном керосиногазойлевые фракции прямой перегонки нефти. Главная характеристика - цетановое число
Вопрос 115 эксплуатационная оценка бензинов по фракционному составу.Основные показатели бензина: (паровые пробки препятствуют работе двигателя)
1. плотность, = 690... 810кг/м3
2. вязкость V= 0,5... 0,7мм2/с вязкость влияет на степень распыления.
3. теплота сгорания.
4. испаряемость. Характеризуется фракционным составом бензина, (это содержание в бензине тех или иных фракций, выраженные в массовых процентах). Для бензинов он определяется на стандартном аппарате для разгонки бензина. Фракционный состав бензина характеризуется точками: Начало кипения
- конец разгонки
НК и t10% - характеризует легкий пуск и быстрый прогрев двигателя. Для зимних сортов бензина эта фракция должна выкипать при температуре не выше 55°
t50% - характеризует приемлемость и однородность бензина. Приемлемость это быстрый переход работы двигателя из одного режима в другой.
t90% KP - чем выше содержание этой фракции в бензине, тем вероятнее неполное испарение и сгорание бензина, попадающего в цилиндр двигателя, проникает через зазоры между поршнем и цилиндром, смывает масляную пленку со стенок цилиндра, попадает в поддон картера, разжижает моторное масло, что приводит к повышенному износу деталей двигателя и перерасходу моторного масла.
5. давление насыщенных паров. Определяется при температуре =38°С, стандартных герметически закрывающихся приборов. Чем больше в бензине легких фракций, тем выше давление насыщенных паров, тем лучше пусковые свойства бензина, (для зимних сортов).
Вопрос 116. Свойства дизельного топлива, влияющие на надежный пуск и работу двигателя.Основные эксплуатационные требования:
1. хорошая прокачиваемость, как условие бесперебойной и надежной работы ТНВД.
2. обеспечение тонкого распыла (форсунки).
3. уменьшение нагарообразование на клапанах, кольцах, поршнях, уменьшение зависания иглы форсунки и уменьшение закоксовывания распылителя.
4. отсутствие коррозийного воздействия на резервуары, топлевопроводы, топлевопадающие систему и детали двигателя.
5. быть химически и физически стабильным.
Основные показатели и свойства.
Низкотемпературные свойства: Температура помутнения и температура застывания. Температура помутнения, при которой топливо теряет прозрачность в результате выпадения хлопьев углепарафиновых углеводородов и микрокристаллов льда при этом топливо не теряет текучести (страдают фильтры грубой и тонкой очистки). Бесперебойная подача топлива обеспечивается при температуре помутнения на 5 - 10 °С, ниже температуры воздуха. Температура застывания это температура при которой дизельное топливо не обнаруживает подвижности, что определяется в стандартном аппарате наклоненным под углом 45° в течении 1 мин. Основное правило применения ДТ. Самая низкая температура при которой может применятся ДТ должна быть выше температуры застывания на 10 - 15°С. Низкотемпературные свойства ДТ могут быть улучшены путем добавления присадок деприсантов. Например, присадка «А» понижает температуру помутнения и застывания на 10°С.
1. АзНИИ-ЦИАТИМ-1
2. политетакрилат «Д» Вязкостные свойства. Пониженная или повышенная вязкость приводит к нарушению работ топлевопадающей аппаратуры, а также процессов смесеобразования и сгорания. В среднем для все марок ДТ вязкость должна быть от 1,8-6 мм/с2. Пониженная вязкость ухудшает смесеобразование т.к. мелкие капли распыляются в близи камеры сгорания, смесь приготавливается неправильно снижается мощность дизеля, снижаются смазочные свойства, повышается износ предцезионной пары ТНВД. Увеличивается подтикание топлива, возрастает расход топлива. Повышенная вязкость приводит к ухудшению качества смесеобразования, при распылении форсунками образуются крупные капли, плохо смешиваются с воздухом, топливо сгорает не полностью, повышается дымность и нагарообразование. Вывод: вязкость для каждой марки должна соответствовать ГОСТу. Испаряемость. Характеризуется фракционным составом. t50%,t96%. Для наших ДТ t50% находится в пределах от 170 до 200°С. И конец перегонки t96% 330 - 360°С. t50% - характеризует пусковые свойства ДТ. t96% - указывает на содержание в топливе тяжелых фракций, которые ухудшают смесеобразование вызывает неполное сгорание, повышенный износ деталей. Механические примеси и H2O согласно ГОСТ305-82 содержание мелких примесей и Н2О = 0, однако в соответствии с ГОСТ принимается содержание механических примесей до 0,005% и H2O до 0,03%.
Вопрос 117 показатели, характеризующие смазочные и вязкостно-температурные свойства масел.Вязкостно-температурные свойства. Вязкость масла должна быть строго определенной, они должны обладать оптимальной вязкостью при рабочей температуре, и возможно меньше изменяющиеся при изменении температуре. Для всех моторных масел условный показатель индекс вязкости (ИВ) это условный показатель характеризующий степень изменение вязкости масла в зависимости от температуры и являющийся результатом сопоставления данного масла с двумя эталонными маслами, вязкостно-температурных свойствах которых принятые одно за 100 ед., а второе за 1 ед. индекс вязкости определяет двумя способами: по монограмме или расчетным путем. Для того чтобы определить ИВ необходимо знать кинематическую вязкость при 50°С и при 100°С. Чем выше ИВ тем более пологой кривой характеризуется масло, тем лучше вязкостно-температурные свойства. Из двух масел с одинаковой кинематикой вязкостью, но с разными ИВ одно можно применять летом, а другое зимой. Для автомобильных моторных масел ИВ должен бить не ниже 90 ед. Всесезонные моторные масла имеют ИВ от 115 - 140 ед. Всесезонные масла (загущенные) т.к. они содержат загущенную присадку. Их преимущество:
1. лучшие низкотемпературные свойства (при пуске двигателя в холода).
2. использование всесезонно.
3. хорошая работа в широких диапазонах рабочих температур.
4. снижение износа деталей и длительная бессменная работа. Для повышения низкотемпературных свойств применяют депресарные присадки (АзНИИ). Применяют еще многофункциональные присадки: АзНИИ-ЦИАТИМ-1.
Противоизностные свойства. Под ними понимаются это смазывающие свойства масел, которые характеризует способность препятствовать износу узлов трения, образовывать на трущихся поверхностях прочные пленки, исключающий непосредственный контакт трущихся деталей. О смазывающих способностях масел судят по химическому составу, по вязкости и наличие присадок,
Противоокислительные и диспригирующие свойства. При хранении, транспортировки и в процессе работы ДВС масло подвергается глубоким химическим изменениям (окисление, разложение, полимеризацией изменение состава) при этом образуется смолистые вещества, кокс, асфальтеновые вещества. Для повышения этих свойств вводят противоокислительные и моющие присадки. Термоокислительную стабильность определяют как устойчивость масла к окислению, а под моющими свойствами понимают способность масла противостоять лакообразованию. Вводимые присадки способны препятствовать прилипанию углеродистых отложений к поверхности деталей. ДФ-11 и ХП-21.
Защитные и коррозионные свойства. Коррозионные свойства масел зависят от наличия в них органических кислот, перекисей, сернистых соединений, щелочей и Н2О. присутствие кислот оценивается по кислотному числу (КОН на 1 гр. масла) чем меньше КОН тем лучше масло. М-12Г2К М - моторное 12-вязкость при 100°С Г - для высокофорсированных двигателей, Б — мало, В- средне, А-нефорсированный. «2» - дизели, «1» - карбюраторный, К - для автомобилей КАМАЗ