Тема: «Расчет путей эвакуации в ЧС»
Цель работы: провести экспертизу путей эвакуации из производственного здания
Теоретическое введение:
Движение людей рассматривается как важный функциональный процесс, характерный для здания любого назначения. Вынужденное движениеосуществляется людьми с целью покинуть помещение или здание в виду угрожающей опасности при пожаре или аварии. При движении от источника опасности к безопасному месту человеку приходится переходить из помещения в помещение через дверные проемы, следовать по коридорам и лестницам к наружным выходам. Эти пути и выходы при соблюдении определенных требований именуются эвакуационными.
На процесс вынужденной эвакуации людей влияют следующие факторы:
1. Однородность людских потоков по физическому состоянию и возрасту;
2. Рассредоточенное, сосредоточенное или ночное пребывание людей;
3. Случайное скопление людей, временное, постоянное.
Для указанных условий движения и других ситуаций, которые могут возникнуть при вынужденной эвакуации, характерны этапы эвакуации:
1 . движение в пределах помещения до выхода непосредственно наружу, в коридор или на лестничную клетку;
2 . движение по коридору до выхода непосредственно наружу или через вестибюль;
3 . движение по лестничной клетке до выхода наружу или через вестибюль;
4 . движение от выходов наружу до рассеивания в городских потоках.
Согласно СНиП 21-01-97, выходы являются эвакуационными, если они ведут:
а) из помещений первого этажа наружу непосредственно; через коридор; через вестибюль; через лестничную клетку; через коридор и вестибюль; через коридор и лестничную клетку;
б) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно на лестничную клетку; в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку; в холл, имеющий выход непосредственно на лестничную клетку;
в) в соседнее помещение (кроме помещений класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в пунктах а) и б).
Не являются эвакуационными выходы, если в их проемах установлены раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, ворота для железнодорожного транспорта, вращающиеся двери и турникеты.
Клетки в распашных воротах могут считаться эвакуационными выходами.
Выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные.
В общем случае число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух.
Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1; 1 м - при числе эвакуирующихся более 15 человек из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности - более 50 человек; 0,8 м во всех остальных случаях.
Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть таковой, чтобы можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара.
Из технических этажей допускается предусматривать аварийные выходы через двери с размерами не менее 0,75 × 1,5 м, а также через люки с размерами не менее 0,6 × 0,8 м без устройства эвакуационных выходов.
Пути эвакуации должны быть освещены в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.
Основным критерием безопасного завершения процесса эвакуации является время.
Требуется провести экспертизу или расчет путей эвакуации. Экспертиза - сопоставление фактических данных проекта с требованиями норм, то есть проверка выполнения условий безопасной эвакуации.
Рис. 1. План помещения | Проведем экспертизу путей эвакуации из производственного здания относящегося к категории Б (рис.1). Здание одноэтажное, степень огнестойкости II. Высота помещений здания 18 м. Размещение оборудования в помещении допускает образование эвакуирующихся людских потоков плотностью Д = 3 чел/м2 . В цехе работает 200 человек. Требуется проверить запроектированные решения по вопросам эвакуации в 1-м помещении на соответствие требованиям норм. Ширина двери принята в проекте 0,9 м. |
1. Проверим количество эвакуационных выходов из помещения №1 по минимально допустимому (рис.3). n ф = 2 . фактическое количество эвакуационных выходов.
Примечание. Выход в помещение 2 не является эвакуационным, т.к. оно относится к категории Б.
Согласно СНиП 21-01-97, nmp ≥ 2.
Вывод: n ф = n mp - условие безопасности выполнено.
2. Проверяем протяженность путей эвакуации из помещения №1. l ф = 90 м - фактическая протяженность путей эвакуации от наиболее удаленного рабочего места в помещении №1 до ближайшего выхода наружу либо на лестничную клетку (обозначено пунктиром на рис.1). Допустимая протяженность путей эвакуации l доп определяется по СНиП 21.01-97 (используем метод интерполяции).
Объем помещения №1:
тогда
учитывая высоту помещения
Для обеспечения безопасной эвакуации необходимо чтобы выполнялось условие: l ф ≤l доп. в нашем случае l ф = 90 м; l доп = 57,2 м, условие не выполняется.
Значит необходимо предусматривать дополнительный выход из помещения №1, удовлетворяя условиям протяженности. Вносим коррективы в проект:
Рис. 2. Скорректированный план помещения
Предусматриваем еще один выход из помещения №1 наружу (рис.2). Наиболее удаленное рабочее место в помещении №1 находится в середине длины пунктира (рис.2).
В этом случае условие безопасности l ф ≤l доп выполняется, т.к. 55 ≤70,6.
3. Проверяются пути эвакуации по пропускной способности. Суммарная ширина эвакуационного выхода из помещения №1
Требуемая суммарная ширина определяется по СНиП 21-01-97
где N - количество работающих в помещении, чел; N′- количество человек на 1 м ширины эвакуационного выхода
учитывая высоту помещения,
тогда
Условие безопасности выполняется.
4. Проверяем пропускную способность отдельно каждого выхода. По проекту ширина каждой двери из помещения №1 принята δ ф min = 0.9 м
По СНиП 21-01-97 минимальная ширина эвакуационного выхода δ тр min = 0.9 м
Условие безопасности выполнено.
5. Проверяем конструктивное исполнение путей эвакуации: К ф исп ≈ К тр исп
Таким образом, проверка, проведенная по путям эвакуации, дала возможность внести коррективы в проект производственного здания и обеспечить соответствие путей эвакуации из помещения №1 требованиям норм.