I. Верно ли следующее утверждение?
1.1.Олигополистическая взаимозависимость фирм на рынке
всегда приводит к тому, что одна фирма становится господству
ющей, подавляя интересы других.
Да Нет
1.2. Равновесие Бертрана всегда приводит к установлению цены
совершенно конкурентного рынка.
Да Нет
Ответы
I1. Нет. Это утверждение неверно, так как существуют рыноч
ные ситуации, когда олигополисты делят рынок поровну между собой
Примером такого раздела рынка может служить дуополия Курно.
Примеры решения задач 269
1.2. Да. Это утверждение верно. Равновесие Бертрана предполагает, что фирмы конкурируют, снижая цену на свою продукцию при заданном выпуске. Снижение цены будет происходить до тех пор, пока она не окажется равной предельным издержкам. Цена, равная предельным издержкам, и есть цена совершенно конкурентного рынка.
Выберите правильный ответ
2.1. Отличие ценообразования в условиях совершенной конку
ренции от ценообразования в условиях несовершенной конкурен
ции заключается в том, что:
а) в условиях совершенной конкуренции фирма вынуждена
приспосабливаться к существующей рыночной цене, а в условиях
несовершенной конкуренции она может "диктовать" свою цену;
б) в условиях совершенной конкуренции фирма распростра
няет свое влияние на меньшее число агентов, чем в условиях несо
вершенной конкуренции;
в) в условиях совершенной конкуренции фирма применяет
ценовую дискриминацию, а в условиях несовершенной конкурен
ции — неценовую дискриминацию;
г) в условиях несовершенной конкуренции у фирмы нет сти
мулов назначать цену выше предельных издержек.
2.2. Нарушение какого из следующих условий не ведет к под
рыву картельного соглашения:
а) однородность продукции;
б) одинаковое распределение рыночной власти между участ
никами;
в) положительная экономическая прибыль в отрасли;
г) отсутствие технологических усовершенствований в отрасли,
резко снижающих издержки производства?
Ответы
2.1.Правильным ответом будет ответ а, поскольку, по опреде
лению совершенной и несовершенной конкуренции, различия меж
ду ними в области ценообразования сводятся к способности фирмы
влиять на рыночную цену. В остальных ответах не отражены ха
рактерные признаки ни одной из форм конкуренции.
2.2.Правильным ответом будет в. Отсутствие всех других трех
условий дает конкурентное преимущество какой-либо фирме, вхо
дящей в картель, что снижает ее стремление придерживаться кар
тельного соглашения.
Задачи
3.1. Исследование рынка спичек, находящегося в условиях дуополии, установило, что функции реагирования каждой фирмы — производителя спичек имеют следующий вид:
у1 = ЮО — 2У2,
У2 = 100 — 2У,, где Ух и У2 характеризуют объемы производства соответственно
Глава 8. Типы рыночных структур несовершенная конкуренция
первой и второй фирм. Изобразите функции реагирования графически и вычислите пропорции раздела рынка между ними.
3.2. В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 руб.
Спрос на продукцию отрасли представлен следующими данными:
Цена, руб. за ед. 1500 1200 900 600 300
Объем спроса, тыс. шт. 300 600 900 1200 1500
Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какова будет равновесная цена и какое количество продукции произведет каждая фирма?
Ответы
3.1. Функции реагирования показывают, каким образом меняется поведение одной фирмы (объем ее выпуска) в зависимости от поведения другой фирмы. Поэтому график функций реагирования данных двух фирм будет выглядеть следующим образом:
функция реагирования второй фирмы |
100
О
функция реагирования первой фирмы
100
Точка пересечения двух функций реагирования (точка А) означает совпадение реального поведения двух фирм с их ожидаемым поведением со стороны другой фирмы, т. е. точку равновесия в условиях дуополии. Следовательно, объемы производства двух фирм, возникающие при разделе рынка, можно вычислить, решая совместно систему двух уравнений:
У, = 100 — 2У2,
У2 = 100 — 2У,, откуда находим У, = З3'/3,
у2 = З3'/3,
таким образом, фирмы поровну делят рынок, причем на долю каждой приходится З3'/3 единицы выпуска.
3.2. Для картеля в целом верно условие максимизации прибыли: МК = МС.
Тесты 271
Спрос в отрасли определяется по формуле (исходя из таблицы) Р = 1800 - О. Тогда МК = 1800 - 2 О =298. Откуда О = 751. Так как фирмы делят рынок поровну, то ^1 = (3/3 = 751/3 = 250 тыс. шт., а цена Р = 1049 руб.
Тесты
Вариант А