Эластичность предложения и спроса
Часть I
Задачи, вопросы, тесты.
Занятие №1.
I. Основные понятия экономики.
На занятиях студентам последовательно задаются вопросы для определения понятий микроэкономики. Преподаватель предлагает желающим ответить на поставленный вопрос. Если первый отвечающий студент не четко сформулировал «понятие» (или ответ на поставленный вопрос), то преподаватель просит желающих дополнить (одного, двух...). Если в случае ответ получен не полный, то нужно дать принятое определение обсуждаемого понятия, которые приведены в разделе «Решения».
Дайте определения следующим понятиям.
1. Что такое потребность?
2. Что Вы понимаете под экономическим благом?
3. Что такое редкость?
4. Дайте определение экономическим ресурсам (факторам производства).
5. Что такое предпринимательство и предпринимательская способность?
6. Что такое экономический выбор?
7. Что такое альтернативные (вмененные, экономические) издержки?
8. Что такое экономический рост?
9. Дайте понятие эффективности производства.
10. Дайте определение понятию «экономический кругооборот».
11. Что такое экономические цели?
12. При каких возможных результатах можно считать, что размещение ресурсов эффективное?
13. Чем определяются в микроэкономике границы производственных возможностей?
14. Дайте определение экономической системе.
15. Что подразумевается под термином «экономическая свобода»?
Занятие №2.
На втором занятии из нескольких поставленных вопросов студент должен выбрать правильный ответ. Причем, после выбора того или иного решения следует поставить и следующий вопрос: «Почему именно этот вопрос считается правильным? А кто имеет другое мнение?». На этих занятиях диалог и мини-дискуссия желательные атрибуты практических занятий по микроэкономике. Здесь ставятся вопросы и решаются задачи.
Задача №2.1.
1. Верны ли следующие утверждения?
1.1. Понятие альтернативной ценности составляет одну из важнейших концептуальных основ неоклассической микроэкономики. Да или нет?
1.2. Проблема редкости разрешима на пути ограничения потребностей. Да или нет?
1.3. Кривую производственных возможностей можно построить исключительно с ограничением по одному ресурсу. Да или нет?
1.4. Принцип рационального ведения хозяйства предполагает минимизацию издержек и максимизацию полезности. Да или нет?
Задача №2.2.
2 Выберите правильный ответ?
2.1. Эффективное функционирование экономической системы на графике производственных возможностей отражает:
а) точка, лежащая вне контура производственных возможностей;
б) точка, лежащая внутри контура кривой производственных возможностей;
в) любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей;
г) точка, лежащая на кривой производственных возможностей, в которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей членов общества.
2.2. Для студентов альтернативную ценность в Государственном университете отражает:
а) размер стипендии;
б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;
в) затраты родителей на содержание студента.
2.3. Характеристиками экономического блага выступают:
а) способность удовлетворять потребности;
б) редкость;
в) ценность;
г) верно все указанное.
Задача №2.3.
3. Верны ли следующие утверждения?
3.1. Экономическая мотивация субъектов традиционного хозяйства существенно отличается от мотивации в условиях рыночной экономики. Да или нет?
3.2. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода в рамках чистого капитализма объясняет формирование рыночных цен?
3.3. Переход от индустриального общества к постиндустриальному обществу связан с изменением роли ресурсов в производстве?
3.4. Компаративистика[1] – отрасль науки, посвященная сравнительному анализу экономических систем?
Задача №2.4.
4. Выберите правильный ответ.
4.1. Укажите среди экономических целей противоречивую:
а) социально-экономическая стабильность и экономический рост;
б) ускорение экономического роста и охрана окружающей среды;
в) социально-экономическая стабильность и полная занятость;
г) экономический рост и ускорение НТП.
4.2. В модели кругооборота ресурсов продуктов, дохода, в рамках чистого капитализма государство:
а) опосредствует оборот на рынке продуктов;
б) опосредствует оборот на рынке ресурсов;
в) верны ответы (а) и (б);
г) не включено в модель.
4.3. В модели кругооборота домохозяйства:
а) выступают субъектами на рынке ресурсов;
б) выступают субъектами на рынке продуктов;
в) выступают субъектами на рынке доходов.
Задача №2.5. Тесты.
5. Верны ли следующие утверждения?
5.1. Экономический рост есть процесс расширения набора благ выпускаемых в условиях данной экономической системы. Да или нет?
Нет.
5.2. Ограниченное благо обязательно является редким. Да или нет?
Нет.
5.3. Линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которые можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами. Да или нет?
Да.
5.4. Главным лимитирующим фактором производства в индустриальном обществе является информация. Да или нет?
Нет.
5.5. Проблема редкости ограничивает возможность удовлетворения людей. Да или нет?
Да.
5.6. Продукты питания не являются ресурсами. Да или нет?
Да.
5.7. В доиндустриальном обществе в отличие от индустриального главным фактором производства выступают не продукты труда, а природные условия. Да или нет?
Да.
5.8. Изменение технологии влечет за собой трансформации кривой производственных возможностей. Да или нет?
Да.
5.9. Все ли точки на кривой производственных возможностей отвечают критерию эффективности? Да или нет.
Да.
5.10. Активное участие страны в международном разделении труда оказывает на кривую производственных возможностей такое же влияние, как расширение ресурсной базы или совершенствование технологии производства. Да или нет?
Да.
Задача №2.6.
6. Выберите правильный ответ.
6.1. Что из следующего перечня является неэкономическим благом?
а) подводная лодка;
б) досуги, развлечения;
в) энергия ветра;
г) знания.
6.2. Технология важна для экономической системы, так как:
а) она задает новые границы производственных возможностей;
б) она определяет, что будет произведено;
в) она влияет на цену продукта;
г) ничего из этого списка не дает ответа на вопрос, почему так важна технология.
6.3. Классовая принадлежность отличается от кастовой тем, что она:
а) не может быть изменена;
б) приобретается от рождения;
в) не закреплена законом и традицией;
г) связана с профессиональным разделением труда.
6.4. Экономическая система решает следующие вопросы:
а) что, где и для кого;
б) что, как, для кого и каков темп роста;
в) когда, почему, где и кто;
г) каковы причины безработицы и инфляции.
6.5. Каков из приведенных списков факторов точнее:
а) земля, труд, капитал, рабочая сила, управление;
б) земля, труд, средства производства, технология, предпринимательство;
в) земля, труд, капитал, технология, информация, предпринимательство.
6.6. Неразработанное нефтяное месторождение может служить предметом:
а) естественных ресурсов;
б) капитала;
в) земли;
г) рынка.
6.7. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно только сокращая производство другого. Экономист назовет такую ситуацию:
а) эффективной;
б) неэффективной;
в) административно-командной системой;
г) экономическим кризисом.
Задача №2.7.
7. Ответьте на следующие вопросы:
7.1. Может ли один и тот же ресурс или товар быть «редким» в один период времени (или в одном месте) и «неограниченным» в другом месте или в другой период времени? Приведите несколько примеров, которые подтверждают ваш ответ.
7.2. Фирма изготавливает два типа товара (теннисных мячей), издержки на их производство до 3 долларов и 2 долларов за штуку (единицу). Нарисуйте линию производственных возможностей фирмы при общих затратах на данный товар в размере 90 долларов. Чем определяется ее форма и место положения?
7.3. Идеи экономистов и политических мыслителей и тогда, когда они правы, и тогда, когда они ошибаются – более могущественны, чем обычно думают. В действительности мир почти только этим и управляется. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальными влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого.
а) кому принадлежит это высказывание?
б) как вы объясняете происхождение такого парадокса?
в) приведите ряд примеров подтверждающих идею данного отрыва из практики сложившейся на современной политической арене.
Верны ли следующие утверждения.
7.4. С ростом доходов потребителя кривая спроса по цене на деликатесы (красную икру, семгу, осетрину) будет смещаться вправо.
7.5. Выберите правильный ответ – к комплиментарным благам относятся товары:
а) ржаной хлеб и одежда;
б) штаны и подтяжки;
в) квас и пиво;
г) шашлыки и баранина.
Занятие №3.
Вступление:
При экономическом анализе часто приходится сравнивать цену товара или услуг в настоящее время с ценой, по которой товар или услуги продавались в прошлом. Мы часто интересуемся, будет ли повышаться или понижаться цена в будущем? Чтобы такое сравнение было верным необходимо измерять цены на предельные товары с общим их уровнем. Необходимо делать поправки на инфляцию, когда сравниваем цены в разные временные периоды. Это означает измерение цен в сопоставимых единицах.
Реальная (сопоставимая) цена товара (иногда ее называют «постоянной ценой») представляет собой цену, рассчитанную, относительно совокупного показателя цен – такого как индекс цен на потребительские товары (ИПЦ), который рассчитывается статистиками. Для расчета ИПЦ необходимы данные о стоимости обширного набора товаров на рынке, как изменяется она во времени относительно большой совокупности потребителей.
Был ли бензин дороже в 1997 г., чем в 1982 г., если учесть поправку на инфляцию?
Чтобы выяснить это, подсчитаем цену бензина в 1997 г. в д.ед. 1982 г. В 1982 г. ИПЦ составлял 125,3 и поднялся до 337 в 1997 г. В 80-х и начале 90-х годов отмечался значительный уровень инфляции. Следовательно, в долларах 1982 г. цена на бензин составляла:
Сопоставимая цена на бензин была ниже в 1997 г., чем в 1982 г. Или иначе: действующая цена бензина поднялась на 100%, но ИПЦ вырос на 169%, а поэтому с учетом инфляции цены на бензин снизились.
Задача №3.1.
Изменение цены товара Х и стоимости обучения в колледже.
В 1980г. единица товара Х стоила 0,61 доллара, а стоимость обучения в колледже составила 2530 долларов. В 1995г. цена товара поднялась до 0,80 доллара, а плата за обучение выросла до 8156 долларов. Вопрос: были ли реальные цены на товар Х выше, а обучение дороже в 1995г., чем в 1980г.?
Таблица к задаче №3.1. | ||||
Показатели | ||||
Действующие цены | ||||
Товар Х | 0,61 | 0,77 | 0,84 | 0,80 |
Плата за образование в колледже | ||||
Индекс цен на потребительские товары | 116,3 | 161,2 | 246,8 | 322,2 |
Определите реальные цены по годам на товар Х и образование в колледже.
Задача №3.2.
1. Каковы последствия принудительного изменения цены на рынке?
2. Определить равновесную цену товара, если кривая предложения подчинена следующей линейной функции:
QS = 1800 + 240P,
а кривая спроса на товар:
QD = 3550 – 266P;
3. Определить возможное снижение спроса и подъем предложения при Р=5 д.ед. Определить избыток производства товара.
Задача №3.3.
Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой подчинены следующей функции:QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P,
где Q – количество обедов в день;
P – цена одного обеда.
а) Определить равновесную цену;
б) Администрация, заботясь о студентах, установила цену 3 денежные единицы за обед. Какие последствия этого решения будут «на рынке обедов»?
Занятие №4.
Эластичность предложения и спроса.
1) Вопрос: Что такое эластичность спроса от цены?
Ответ: Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой, точнее это число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.
2) Напишите формулу эластичности по цене.
Ответ: ЕР=(%DQ)/(%DP),
где: %DQ– процентное изменение Q (объем);
%DP – процентное изменение Р (цены).
Процентное изменение переменной является абсолютным значением переменной, деленной на первоначальный уровень переменной.
Итак, мы можем записать эластичность спроса от цены как
3) Вопрос: Какой знак у показателя эластичности спроса от цены и почему?
Ответ: Когда цена товара повышается его требуемое количество, как правило, снижается, и поэтому DQ/DP величина отрицательная. ЕР – тоже отрицательная.
Задача №4.1.
Вопрос: предприниматель заявляет: «Как бы не снижали цену, у нас все равно больше не купят». Этим предприниматель выражает мнение, что даже при значительном снижении цены объем продаж увеличен не будет.
Ответьте:
1) Какова эластичность спроса от цены на данный товар?
2) Как будет выглядеть на графике кривая спроса (в осях Q и Р)? Изобразите на рисунке.
3) Целесообразно ли бизнесмену пойти на снижение цены? Покажите на графике, что он приобретает и что теряет.
Задача №4.2.
Предприниматель заявляет: «У нас сильная конкуренция. Мы потеряем половину своих покупателей, даже если повысим цену всего на 2%».
Ответьте:
1) О чем свидетельствует это заявление?
2) Какова эластичность спроса по цене?
3) Начертите кривую спроса и покажите изменения Р и Q на графике.