Калькуляция себестоимости единицы продукции
Статьи калькуляции | Содержание статьи |
1. Сырье и основные материалы | Стоимость сырья, основных материалов и полуфабрикатов, потребляемых при выработке определенной продукции, а также транспортно-заготовительные расходы |
2. Вспомогательные материалы | Различные упаковочные материалы, расходы на производственные и хозяйственные нужды |
3. Топливо и энергия на технологические нужды | Затраты на все виды топлива (твердое, жидкое, газообразное) и энергии (электрическая энергия, пар и др.), расходуемого на технологические нужды |
Итого материальных затрат | |
4. Основная заработная плата производственных рабочих | Основная заработная плата производственных рабочих, непосредственно связанных с выработкой продукции |
5. Дополнительная заработная плата производственных рабочих | Выплаты, предусмотренные законодательством о труде |
6. Отчисления на социальные нужды | Отчисления по установленным нормативам от суммы основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих |
7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования | Затраты на содержание и эксплуатацию транспортных средств, производственного оборудования |
8. Цеховые расходы | Затраты по управлению производством и обслуживанию |
Итого цеховая себестоимость | |
9. Общехозяйственные расходы | Затраты, связанные с управлением предприятием и организацией производства в целом |
Итого производственная себестоимость | |
10. Внепроизводственные расходы (коммерческие) | Расходы, связанные со сбытом продукции |
Полная себестоимость |
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные виды издержек?
2. Как определяются предельные издержки?
3. Чем различаются общие и предельные издержки?
4. Как предельные издержки помогают прогнозировать конкурентное предложение?
5. Как характеризуются утраченные возможности?
6. Как достигается экономия за счет масштаба производства?
7. Дайте понятие себестоимости продукции. Расскажите о значении этого показателя при оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
8. Какие виды себестоимости Вы знаете, их отличия?
9. Как классифицируются затраты предприятия на производство и реализацию продукции? Каково значение этой классификации?
10. Какие затраты включаются в себестоимость продукции при формировании финансового результата деятельности предприятия и при формировании налогооблагаемой прибыли в соответствии с действующим Положением?
11. Охарактеризуйте сущность метода пофакторного анализа текущих издержек.
12. Назовите пути снижения себестоимости в различных отраслях промышленности.
Тесты по теме:
1. К накладным затратам относятся:
а) затраты на топливо и энергию;
б) затраты на оплату труда;
в) затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские и внепроизводственные расходы;
Г) затраты на сырье и материалы.
2. К прямым затратам относятся:
а) стоимость материальных ресурсов и внепроизводственные расходы;
б) затраты на сырье и материалы;
в) затраты на содержание и обслуживание оборудования;
Г) цеховые и общезаводские расходы.
3. Себестоимость продукции включает в себя:
а) затраты предприятия, связанные с реализацией продукции;
б) расходы на приобретение сырья, материалов, энергии, топлива;
в) затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции;
Г) стоимость основных и оборотных средств.
4. Постоянные издержки предприятия - это:
а) затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения;
б) минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства;
в) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится;
Г) неявные издержки.
5. Переменные издержки предприятия - это:
а) затраты, которые не зависят пот изменения объема производства;
б) затраты, которые меняются с изменением объема производства по статье «сырье и вспомогательные материалы»;
в) затраты, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации;
г) издержки, которые связаны непосредственно с производством продукции.
Типовые задачи и алгоритмы их решения
Задача 1.
Определить как изменится себестоимость единицы продукции, если объем производства увеличится на 30 тонн. Себестоимость продукции отчетного периода - 250 тыс. руб. При этом переменные затраты составляют 80% себестоимости. Объем производства отчетного периода - 100 тонн.
Задача 2.
В отчетном году предприятие выпустило 70000 тонн продукции по цене 2000 руб. за единицу продукции. Доля условно-постоянных затрат в общей структуре себестоимости составляет 15%. Рентабельность продукции составляет 10%. Определить, как изменится прибыль предприятия от увеличения объемов производства на 25%, если цены и рентабельность останутся на прежнем уровне.
Задача 3.
В таблице приведены данные по нескольким вариантам ведения бизнеса на предприятии. Постоянные издержки для всех вариантов неизменны. Определить, какой вариант даст наибольшую прибыль.
N варианта | Объем производства, V | Цена, руб. Ц | Удельн. перем. затраты, руб., | Общие переменные, руб., Пер | Удельные пост. затраты, руб., | Общие пост. затраты, руб., Пост | Удельная себестоимость, руб., | Прибыль на единицу продукции, |
Тема 6. Ценовая политика предприятия.
Цена – это денежное выражение стоимости продукции. При этом складывающийся уровень издержек производства на продукцию зависит в значительной степени от усилий самого предприятия, а формирование уровня цены и объем продаж – от конъюнктуры рынка. Поэтому каждое предприятие проводит свою ценовую политику, учитывая при этом, что цена выполняет ряд функций.На цену продукции влияют количество производителей, привычки покупателей, ставки налогов и другие факторы. Нижним пределом устанавливаемого уровня цены является такой, ниже которого продажа продукции будет убыточна. Верхним пределом является рыночная цена, формирующаяся, с одной стороны, под воздействием спроса и предложения, а с другой – конкуренцией со стороны производителей аналогичных товаров.
Формирование цены
Виды цен и механизм их образования представляются следующим образом.
Оптовая цена предприятия = издержки + прибыль.
Отпускная цена = издержки + прибыль + НДС + акциз.
Розничная цена = оптовая цена + издержки и наценки посредников + торговые наценки + НДС + акциз.
Образование цены базируется на следующих принципах:
- отражение общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции в расчете на единицу полезного эффекта;
- обеспечение возмещения издержек производства и обращения;
- увеличение в цене доли затрат на маркетинг (поиск, подготовка к приобретению покупателя, реклама, создание и обслуживание функционирования сбытовой сети, лицензия на продажу и т. д.).