Калькуляция себестоимости единицы продукции

Статьи калькуляции Содержание статьи
1. Сырье и основные материалы Стоимость сырья, основных материалов и полуфабрикатов, потребляемых при выработке определенной продукции, а также транспортно-заготовительные расходы
2. Вспомогательные материалы Различные упаковочные материалы, расходы на производственные и хозяйственные нужды
3. Топливо и энергия на технологические нужды Затраты на все виды топлива (твердое, жидкое, газообразное) и энергии (электрическая энергия, пар и др.), расходуемого на технологические нужды
Итого материальных затрат  
4. Основная заработная плата производственных рабочих Основная заработная плата производственных рабочих, непосредственно связанных с выработкой продукции
5. Дополнительная заработная плата производственных рабочих Выплаты, предусмотренные законодательством о труде
6. Отчисления на социальные нужды Отчисления по установленным нормативам от суммы основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих
7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Затраты на содержание и эксплуатацию транспортных средств, производственного оборудования
8. Цеховые расходы Затраты по управлению производством и обслуживанию
Итого цеховая себестоимость  
9. Общехозяйственные расходы Затраты, связанные с управлением предприятием и организацией производства в целом
Итого производственная себестоимость  
10. Внепроизводственные расходы (коммерческие) Расходы, связанные со сбытом продукции
Полная себестоимость  

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные виды издержек?

2. Как определяются предельные издержки?

3. Чем различаются общие и предельные издержки?

4. Как предельные издержки помогают прогнозировать конкурентное предложение?

5. Как характеризуются утраченные возможности?

6. Как достигается экономия за счет масштаба производства?
7. Дайте понятие себестоимости продукции. Расскажите о значении этого показателя при оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
8. Какие виды себестоимости Вы знаете, их отличия?

9. Как классифицируются затраты предприятия на производство и реализацию продукции? Каково значение этой классификации?
10. Какие затраты включаются в себестоимость продукции при формировании финансового результата деятельности предприятия и при формировании налогооблагаемой прибыли в соответствии с действующим Положением?

11. Охарактеризуйте сущность метода пофакторного анализа текущих издержек.

12. Назовите пути снижения себестоимости в различных отраслях промышленности.

Тесты по теме:

1. К накладным затратам относятся:

а) затраты на топливо и энергию;

б) затраты на оплату труда;

в) затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские и внепроизводственные расходы;

Г) затраты на сырье и материалы.

2. К прямым затратам относятся:

а) стоимость материальных ресурсов и внепроизвод­ственные расходы;

б) затраты на сырье и материалы;

в) затраты на содержание и обслуживание оборудования;

Г) цеховые и общезаводские расходы.

3. Себестоимость продукции включает в себя:

а) затраты предприятия, связанные с реализацией про­дукции;

б) расходы на приобретение сырья, материалов, энергии, топлива;

в) затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции;

Г) стоимость основных и оборотных средств.

4. Постоянные издержки предприятия - это:

а) затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в мо­мент их приобретения;

б) минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства;

в) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится;

Г) неявные издержки.

5. Переменные издержки предприятия - это:

а) затраты, которые не зависят пот изменения объема про­изводства;

б) затраты, которые меняются с изменением объема про­изводства по статье «сырье и вспомогательные материалы»;

в) затраты, общая величина которых находится в непос­редственной зависимости от объемов производства и реали­зации;

г) издержки, которые связаны непосредственно с произ­водством продукции.

Типовые задачи и алгоритмы их решения

Задача 1.

Определить как изменится себестоимость единицы продукции, если объем производства увеличится на 30 тонн. Себестоимость продукции отчетного периода - 250 тыс. руб. При этом переменные затраты составляют 80% себестоимости. Объем производства отчетного периода - 100 тонн.

Задача 2.

В отчетном году предприятие выпустило 70000 тонн продукции по цене 2000 руб. за единицу продукции. Доля условно-постоянных затрат в общей структуре себестоимости составляет 15%. Рентабельность продукции составляет 10%. Определить, как изменится прибыль предприятия от увеличения объемов производства на 25%, если цены и рентабельность останутся на прежнем уровне.

Задача 3.

В таблице приведены данные по нескольким вариантам ведения бизнеса на предприятии. Постоянные издержки для всех вариантов неизменны. Определить, какой вариант даст наибольшую прибыль.

N варианта Объем производства, V Цена, руб. Ц Удельн. перем. затраты, руб., Калькуляция себестоимости единицы продукции - student2.ru Общие переменные, руб., Пер Удельные пост. затраты, руб., Калькуляция себестоимости единицы продукции - student2.ru Общие пост. затраты, руб., Пост Удельная себестоимость, руб., Калькуляция себестоимости единицы продукции - student2.ru Прибыль на единицу продукции, Калькуляция себестоимости единицы продукции - student2.ru
       
       
       
     
       

Тема 6. Ценовая политика предприятия.

Цена – это денежное выражение стоимости продукции. При этом складывающийся уровень издержек производства на продукцию зависит в значительной степени от усилий самого предприятия, а формирование уровня цены и объем продаж – от конъюнктуры рынка. Поэтому каждое предприятие проводит свою ценовую политику, учитывая при этом, что цена выполняет ряд функций.На цену продукции влияют количество производителей, привычки покупателей, ставки налогов и другие факторы. Нижним пределом устанавливаемого уровня цены является такой, ниже которого продажа продукции будет убыточна. Верхним пределом является рыночная цена, формирующаяся, с одной стороны, под воздействием спроса и предложения, а с другой – конкуренцией со стороны производителей аналогичных товаров.

Формирование цены

Виды цен и механизм их образования представляются следующим образом.

Оптовая цена предприятия = издержки + прибыль.

Отпускная цена = издержки + прибыль + НДС + акциз.

Розничная цена = оптовая цена + издержки и наценки посредников + торговые наценки + НДС + акциз.

Образование цены базируется на следующих принципах:

- отражение общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции в расчете на единицу полезного эффекта;

- обеспечение возмещения издержек производства и обращения;

- увеличение в цене доли затрат на маркетинг (поиск, подготовка к приобретению покупателя, реклама, создание и обслуживание функционирования сбытовой сети, лицензия на продажу и т. д.).

Наши рекомендации