Виды цен, их особенности и взаимосвязь
Виды отклонений цены от стоимости.
Отклонения цены от стоимости могут быть количественными и качественными, устойчивыми и временными.
Количественное отклонение цены от стоимости возможно лишь для отдельного товара, для всей массы товаров сумма их цен должна быть равна сумме стоимостей. Закон равенства суммы цен сумме стоимостей является объективным. Его нельзя произвольно нарушить или обойти, его можно лишь сознательно использовать для тех или иных целей. Этот закон одинаково объективно действует и в условиях рыночной, и в условиях плановой экономики.
Возможность отклонения цен конкретных товаров от их стоимостей может привести к нерациональному расходованию общественного труда. Поэтому цены должны иметь тенденцию приближения к стоимости. Для этого К. Маркс считал необходимым наличие следующих условий: 1) совпадение в целом и по отдельным товарам объемов производства и потребностей; 2) пропорциональное развитие отдельных сфер и видов производства; 3) обеспечение соответствия спроса и предложения.
Качественные несовпадения цены со стоимостью могут выражать два аспекта: во-первых, цена может быть мнимой формой стоимости, во-вторых, выражать ее исторически особенное содержание.
К. Маркс отмечал: «Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом... Вещь может быть полезной и быть продуктом человеческого труда, но не быть товаром. Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает лишь потребительную стоимость, но не товар».
Товар может передаваться потребителю бесплатно, т.е. иметь стоимость и не иметь цены; вещь, не являющаяся продуктом труда, не имеющая стоимости, может иметь цену.
Временные отклонения цены от стоимости вызываются действием таких факторов, которые имеют временный, преходящий характер, могут быть ликвидированы в короткий промежуток времени. Главное место среди таких факторов занимают конъюнктурные колебания спроса и предложения по отдельным товарам.
Устойчивые отклонения - это непреодолимые в данной экономической формации или на данной стадии ее развития отклонения цен от стоимости. Они вызываются постоянно действующим объективным фактором. В результате устойчивого, постоянного отклонения цены от стоимости рыночные цены начинают колебаться не вокруг стоимости, а вокруг этого отклонения, непосредственной основой цены начинает выступать не сама стоимость, а ее превращенная форма, называемая модифицированной стоимостью.
Виды прибыли: экономическая, бухгалтерская прибыль, понятие прибыли в Налоговом Кодексе РФ.
Эффект для коммерческой организации - прибыль. П=Ц-С (цена-себестоимсоть).
Бухгалтерская прибыль — разница между суммой реализации (доходами от продажи) и расходами (издержками). Экономическая прибыль — это чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка. От показателя бухгалтерской прибыли экономическая прибыль, отличается тем, что при её расчете учитывается стоимость использования всех долгосрочных и иных процентных обязательств, а не только расходов по уплате процентов по заемным средствам, как это имеет место быть при расчете бухгалтерской прибыли. То есть бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных затрат или затрат отвергнутых возможностей. Экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов. Её положительное значение показывает, что предприятие заработало больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, была создана дополнительная стоимость для инвесторов, учредителей.
В случае обратной ситуации — это свидетельствует о том, что организация оказалась неспособна покрыть стоимость использования привлеченных ресурсов. Отсутствие экономической прибыли может стать причиной оттока капитала из предприятия.
Согласно Налоговому кодексу РФ, прибылью признается:
· для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
· для организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков - величина совокупной прибыли группы, приходящаяся на данного участника;
· для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
· для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ (определены ст. 309 Налогового Кодекса РФ).
Виды цен, их особенности и взаимосвязь.
Цены, входящие в качестве составных элементов в единую систему цен, функционирующую в хозяйственном механизме, можно подразделить на отдельные виды в зависимости от наличия у них каких-либо общих признаков. В дифференциации цен находит отражение разнообразие условий производства и реализации товаров. Основные виды и разновидности цен могут быть представлены следующим образом.
Цены и тарифы, обслуживающие внутригосударственный оборот товаров и услуг.
1.1. По характеру обслуживаемого экономического оборота:
o цены на промышленную продукцию;
o цены на продукцию строительства;
o цены на продукцию сельского хозяйства;
o тарифы на производственные услуги (транспорта, связи, ремонта);
o цены научных и проектных разработок;
o ставки возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов;
o наценки и скидки в сфере обращения;
o розничные цены на товары и услуги населению.
1.2. По сроку действия:
o постоянные;
o временные;
o сезонные;
o разовые;
o договорные.
1.3. По территориальному признаку:
o единые по стране;
o поясные;
o зональные;
o местные.
1.4. По способу отражения транспортных расходов:
o цены в местах производства товаров (пунктах отправления);
o цены в местах потребления товаров (пунктах назначения).
1.5. По характеру установления, фиксации:
o твердые;
o подвижные;
o скользящие.
1.6. В зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкуренции на рынке:
o рыночные (свободные);
o регулируемые;
o лимитированные или предельно допустимые.
1.7. В зависимости от новизны товара:
o цены на новые товары;
o цены на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.
1.8. По способу получения информации об уровне цены:
o публикуемые;
o расчетные.
1.9. В зависимости от вида рынка:
o цены товарных аукционов;
o биржевые котировки;
o цены торгов.
На основе цен на промышленную продукцию формируется большинство стоимостных показателей, используемых в учете, анализе, планировании и прогнозировании, они участвуют в формировании важнейших общехозяйственных пропорций, поэтому от их обоснованности зависит эффективность функционирования всего хозяйственного механизма. Промышленная продукция может быть реализована предприятием-производителем непосредственно конкретным потребителям или через снабженческо-сбытовые организации (магазины, склады, и т. п.). Оптовыми называются цены, по которым реализуется продукция между предприятиями-изготовителями и потребителями в порядке оптового оборота.
Цены на продукцию строительства имеют два вида: сметные цены и договорные цены. Базой цены на строительную продукцию служит не себестоимость продукции, а усредненные условия и методы производства работ, предусмотренные сметными нормами и нормативами.
Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию - это цены на закупаемую государственными органами и другими организациями у предприятий сельского хозяйства и фермеров для ее последующей переработки. Эти цены возмещают себестоимость продукции и обеспечивают прибыль, необходимую для осуществления расширенного воспроизводства.
Тарифами называют цены, устанавливаемые на различного рода услуги, которые в отличие от товаров не имеют материально-вещественной формы, а выступают в форме конкретной трудовой деятельности.
Цены научных и проектных разработок отражают общественно необходимые затраты труда на получение конечного результата прикладных научных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ. По экономическому содержанию эти цены могут быть отнесены к оптовым.
Ставки возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов отражают общественно необходимые затраты труда на воспроизводство используемых субъектами хозяйствования природных ресурсов: минеральных, водных, лесных, земельных.
Наценки и скидки в сфере обращения возмещают издержки обращения и обеспечивают прибыль предприятиям и организациям, занимающимся реализацией товаров.
Розничные цены завершают процесс ценообразования и являются ценами конечного потребления. Они включают оптовую цену предприятия, налог на добавленную стоимость (акциз по подакцизным товарам), издержки и прибыль снабженческо-сбытовых организаций, издержки и прибыль торговых организаций, налог с продаж.
Постоянными называют такие цены, срок действия которых заранее не ограничивается. Изменить эти цены может только тот, кто их установил.
Временные цены - устанавливаются на определенный срок исходя из конкретных условий производства или реализации товаров.
Сезонные цены - это цены, изменяющиеся в течение года по сезонам.
Разовые цены устанавливаются на товары, изготовляемые в единичном порядке по разовым заказам, а также на импортные товары, не являющиеся предметами постоянного импорта.
Договорные цены определяются по соглашению сторон, срок их действия устанавливается договором.
Едиными называют цены, действующие на всей территории страны
Поясные цены применяются в основном на товары народного потребления, поэтому поясная дифференциация характерна для розничных цен.
Зональные (бассейновые) цены применяются в основном на продукцию добывающих отраслей и сельского хозяйства.
Местные цены устанавливаются на товары, которые производятся и потребляются в основном в данном регионе. Местными могут быть все виды цен (оптовые, закупочные, розничные и пр.).
Твердые (фиксированные) цены - это цены, не подлежащие изменению в течение определенного времени.
Подвижные цены - могут быть пересмотрены в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночные цены изменятся (повысятся или понизятся).
Скользящие цены - это цены, исчисляемые в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальных договорных цен с учетом изменений в издержках производства.
Рыночные (свободные) цены - это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения.
Регулируемые цены - это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления - президентом, правительством, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия.
Лимитированные (предельные) цены - это такие цены, выше (или ниже) которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.
Цены на новые товары - цены «внедрения на рынок». Они предполагают установление высоких цен на новые товары в начале поставки товаров на рынок.
Цены на товары, реализуемые на рынке относительно длительное время, - это скользящие (падающие), долговременные, гибкие, договорные цены.
Публикуемые цены - это цены, публикуемые в специальных и фирменных источниках информации. (Справочные цены, прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены торгов).
Расчетные цены - это цены, применяемые в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам.
Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.
Цены товарных аукционов - это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот).
Цены торгов - это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получении подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.