Тема 6.7. Транспортные тарифы. Фрахтование
Себестоимость транспортной услуги формируется на различных этапах транспортно-технологической схемы:
- подготовка продукции к передаче на транспорт (до погрузки в транспортное средство); на этом этапе основными видами затрат являются эксплуатационные расходы, затраты на приобретение (аренду) поддонов или иных средств пакетирования, контейнеров;
- транспортно-складские операции по погрузке; расходы на этом этапе зависят от способа выполнения этих работ (степени механизации) и типа погрузочно-разгрузочного оборудования;
- перевозка груза магистральными видами транспорта; расходы определяются транспортным тарифом в зависимости от варианта транспортной схемы;
- транспортно-складские операции по разгрузке.
Транспортные расходы зависят от расстояния транспортировки и транспортного тарифа. Транспортный тариф устанавливается на основе затрат перевозчика и среднего уровня прибыли в отрасли.
Транспортные тарифы могут включать только расходы на транспортировку товара, а могут также включать и расходы на погрузочно-разгрузочные работы и упаковку. В цену тарифа могут включаются и расходы на страхование груза. Транспортные тарифы, как любые рыночные цены, зависят от спроса и предложения на транспортные услуги.
Транспортные тарифы определяются следующими основными факторами:
- видом и типом транспортного средства;
- скоростью перевозки;
- видом груза;
- размером перевозимой партии.
Транспортные издержки определяются по формуле Р = ЦтрхL, где Р – расходы на транспортировку, Цтр – транспортный тариф на единицу расстояния (обычно за 1 км), L – расстояние, на которое перевозится груз.
Транспортный тариф устанавливается из себестоимости транспортировки и средней нормы прибыли: Цтр = З + Зхр, где З – себестоимость перевозки, р – норма прибыли в долях по отношению к себестоимости.
В свою очередь, расходы на перевозку груза состоят из затрат на сам процесс транспортировки груза, погрузочно-разгрузочные работы, затраты на упаковку груза:
З = Зтр + Зпр + Зуп.
Любые затраты, в том числе транспортные, складываются из расходов на сырье и материалы, топливо и энергию, оплату труда, амортизацию основных средств, оплату услуг, уплату налогов и сборов и др.
Транспортные тарифы могут различаться в зависимости от:
- скорости перевозки;
- количества перевозимого груза (связано со вместимостью транспортного средства, если перевозимый груз не заполняет все транспортное средство, то тариф в расчете на единицу груза возрастает);
- вида транспортного средства.
Некоторые тарифы на рынке могут регулироваться государством – регулируемые тарифы (например, железнодорожные тарифы). Существуют также базовые и льготные тарифы.
В зависимости от единицы измерения тариф может быть повременный (за час перевозки) и сдельный (за единицу расстояния).
Отношения между любыми участниками рынка по перевозке грузов основываются на договоре перевозки груза. Согласно данному договору перевозчик должен доставить переданный ему отправителем груз определенному получателю, за что отправитель должен уплатить перевозчику установленную плату. Заключение договора перевозки подтверждается выдачей отправителю груза транспортной накладной, форма которой различается по видам транспорта.
При морских перевозках оформляется особый документ – коносамент – это документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверении принятия груза к перевозке морским путем. Он выполняет три основные функции: удостоверяет принятие груза к перевозке, является товарораспорядительным документов, так как дает право получить груз тому, на кого он выписан, свидетельствует о заключении договора перевозки груза морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз против представления документа.
Железнодорожная накладная или накладная международного сообщения и ее копия (дубликат) являются транспортными документами при международных грузовых перевозках. Накладная печатается на двух бланках. К ней прилагается товаросопроводительная документация:
- отгрузочная спецификация;
- сертификат качества;
- упаковочный лист.
Перевозка товаров воздушным транспортом оформляется авианакладной, которая выписывается грузоотправителем и подтверждает наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозе грузов по авиалиниям перевозчика. Она не является товаросопроводительным документом. Выдается в трех подлинных экземплярах и вручается перевозчику вместе с товарами.
Среди особых видов договоров выделяют договор фрахтования (чартер), который обычно имеет место в морском и воздушном транспорте при заранее определенном маршруте следования. В этом случае отправитель (фрахтователь) оплачивает перевозчику (фрахтовщику) всю вместимость соответствующего транспортного средства (весь фрахт0, вне зависимости от количества перевозимого груза.