Кадровое и научное обеспечение развития лесного сектора
По состоянию на 1990 год в отраслях лесного сектора в бывшем СССР было занято около 2,1 млн человек, в том числе в РСФСР (в 1991 году Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика была переименована в Российскую Федерацию) – около 1,7 млн человек.
За двадцатилетний период численность работающих сократилась до 1 млн человек по следующим причинам: (1) сокращение объемов заготовки древесины и объемов лесовосстановительных работ; (2) рост производительности труда на лесозаготовках и в производствах по механической переработке древесины; (3) сокращение административного персонала вследствие информатизации и компьютеризации управления и производства; (4) институциональные реформы в системе государственного управления лесами и ликвидация лесоохраны.
Из общей численности работающих в сфере лесного хозяйства 40% заняты на лесохозяйственных и лесозаготовительных операциях и сопутствующих услугах; 45% – в обработке древесины и в производстве изделий из древесины; остальные 15% работают в целлюлозно-бумажном производстве. В соответствии с принятыми сценариями развития лесного сектора прогноз занятости в лесном секторе на период до 2030 года представлен на Рисунке12.1.
Рисунок 12.1
Занятость в лесном секторе в 2010–2030 годы (тыс. чел.)
За 1992–2010 годы произошли негативные изменения в области научного обеспечения развития лесного сектора. Ликвидирован ряд учреждений в сфере отраслевой науки. Сокращена общая численность работающих, прежде всего исследователей. Численность научных сотрудников в федеральных учреждениях лесного профиля снизилась в пять раз и составляет в настоящее время около 600 исследователей, из которых 132 являются кандидатами наук, 37 – докторами наук при среднем возрасте последних 65 лет. В учреждениях, обеспечивающих научное сопровождение лесопромышленных отраслей, работают только 300 исследователей, из которых 10 являются докторами наук и 70 кандидатами. В фундаментальных исследованиях лесного сектора участвуют 10 организаций и учреждений Российской академии наук, в которых работают около 1000 научных сотрудников, включая 600 кандидатов и докторов наук.
Потенциал университетской науки в исследовании лесного сектора используется не в полной мере. Десять ведущих университетов лесного профиля, более 2000 научных сотрудников, включая около 600 кандидатов и докторов наук, участвуют в исследовании лесного сектора. Общая численность исследователей, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования для лесного сектора, составляет около 3500 научных сотрудников, в том числе около 1400 с ученой степенью.
На Рисунке 12.2 приведена экспертная оценка роста численности исследователей, обеспечивающих развитие лесного сектора. Информация дана только по учреждениям в государственном секторе науки и образования. Оценка участия частного бизнеса в развитии научных исследований выглядит неопределенной. В настоящее время это участие практически отсутствует.
Рисунок 12.2
Динамика численности исследователей, обеспечивающих развитие лесного сектора (человек)
На Рисунке 12.3 приводится оценка потребностей в финансовых средствах на лесную науку в государственном секторе для разных сценариев развития лесного сектора.
Рисунок 12.3
Потребность в финансовых средствах на развитие лесной науки (млн руб.)
В 2010 году объем финансирования всех научных исследований составил 450 млн руб., что эквивалентно 0,08% стоимости валового внутреннего продукта, созданного в лесном секторе. Ведущая роль в инновационном развитии лесного сектора в период до 2030 года принадлежит образованию всех форм. В настоящее время начальное профессиональное образование обеспечивают 108 профессиональных училищ и лицеев, где в 2010 году было подготовлено 17 200 квалифицированных рабочих по профессиям лесозаготовительного, деревоперерабатывающего и целлюлозно-бумажного профиля. Среднее профессиональное образование предоставляют 110 техникумов и колледжей с годовым выпуском специалистов около 5 000 человек (в 2010 году выпуск составил 4 700 человек). Высшее профессиональное образование представляют 52 высших учебных заведения, находящихся в подчинении Министерства образования и науки и Министерства сельского хозяйства. Годовой выпуск составил в 2010 году: 6 200 – дипломированные специалисты, 400 – бакалавры и магистры. Количество обучающихся студентов по всем формам обучения составило 30,4 тыс. человек.
Совершенствование лесного образования будет проходить по следующим направлениям. Ресурсные центры профессионального образования будут сформированы на базе профессиональных лицеев, училищ, колледжей и техникумов. Общеобразовательные функции должны быть переданы системе общего образования. Существующие негосударственные учебные центры станут полноправной частью национальной системы профессионального образования. Будут создаваться новые учебные заведения на основе долевого участия государства и бизнеса. Все учреждения профессионального образования независимо от формы собственности смогут по итогам конкурса получать бюджетное финансирование программ развития образовательных учреждений. В органы управления учебных заведений должны быть введены представители профессионального сообщества.
Сеть высших учебных заведений планируется оптимизировать за счет концентрации ресурсов для оплаты услуг, предоставляемых вузами-лидерами. До 2030 года 8–10 ведущих научно-образовательных центров, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, получат государственную поддержку. Возрастет роль общественно-профессиональной аккредитации вузов. Внедрение образовательного кредита будет содействовать обеспечению доступности высшего профессионального образования и развитию конкуренции между высшими учебными заведениями. Стипендиальный фонд в учреждениях образования существенно возрастет.
Дополнительные условия будут созданы для участия бизнеса в формировании учебных программ, в управлении вузами и формировании независимых рейтингов вузов по специальностям. Программы национальной и международной академической мобильности для преподавателей и студентов будут разработаны и реализованы. На Рисунках 12.4 и 12.5 приводятся результаты экспертной оценки потребностей в кадрах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием для трех сценариев развития лесного сектора.
Рисунок 12.4
Потребность в кадрах с начальным и средним профессиональным образованием в лесном секторе (тыс. чел.)
Рисунок 12.5
Потребность в кадрах с высшим профессиональным образованием (тыс. чел.)
На Рисунке 12.6 приведены расходы федерального бюджета на подготовку кадров для лесного сектора по всем уровням образования. В 2010 году они составили около 5 млрд руб. Финансирование распределилось по уровням образования следующим образом: (1) высшее профессиональное – 3 млрд руб., (2) среднее профессиональное образование – 1,5 млрд руб. и (3) начальное профессиональное – 0,5 млрд руб.
Рисунок 12.6
Потребность в финансовых средствах на лесное образование (млн руб.)
Для инновационного сценария доля расходов на лесное образование в стоимости ВВП в лесном секторе возрастет в 2010–2030 годах с 0,86 до 0,99%. Приведенные на Рисунках 12.3 и 12.6 потребности в финансовых средствах на лесную науку и лесное образование для инновационного сценария развития лесного сектора позволят обеспечить его устойчивое развитие в условиях возрастающей экономической конкуренции на лесных рынках и усиления экологических требований к использованию и воспроизводству лесов.