Тема 5. МАТРИЦА БОСТОНСКОЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ (БКГ) И ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЗХ В ВЫБОРЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
5.1. Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ).
5.2. Оценка привлекательности СЗХ.
Данная тема предусматривает задания для индивидуальной и самостоятельной работы студента.
Параллельно с эволюцией организационных систем стратегического планирования специально разрабатывался и формировался и его методологический аппарат. В него вошли разнообразные приемы и методы планирования, программирования, стратегического анализа экономической и социально-политической информации.
Системы стратегического планирования сформировались в рамках доминирования в стратегическом менеджменте рационалистической модели управления, отличающейся акцентированным применением формальных методов анализа в качестве основы для важнейших управленческих решений. Несомненно, использование таких методов несет в себе позитивное зерно организующего начала. Они фокусируют внимание на осязаемых пропорциях и параметрах рыночного воспроизводства и формируют современный инструментарий систем управления.
Матрица Бостонской консультативной группы
Практически наиболее популярные аналитические методики представляют собой двухмерные матрицы, на одной из осей которых располагаются оценки перспектив развития рынка, а на другой - оценки конкурентоспособности соответствующих СЗХ.
Практика использования матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ) показала, что она весьма полезна при выборе между различными зонами хозяйствования, определения стратегических позиций организации в той или иной СЗХ, а также для распределения стратегических ресурсов между ними на ближайшую перспективу.
По каждой СЗХ определите перспективы роста рынка (роста спроса) и относительную рыночную долю. Отнесите каждую СЗХ к той или иной категории ("звезда", "дикая кошка", "дойная корова", "собака").
СЗХ | Рост рынка | Относительная доля рынка | Категория |
СЗХ-1 | |||
СЗХ-2 | |||
СЗХ-3 | |||
СЗХ-4 | |||
СЗХ-5 |
Запишите результаты анализа, сделанного выше, в поле матрицы БКГ.
Темп роста рынка | ↑ чем в целом по экономике | ||
↓ чем в целом по экономике | |||
ОДР |
На основе матрицы БКГ сформулируйте и охарактеризуйте содержание предлагаемых стратегий по каждой СЗХ.
СЗХ-1 ________________
_____________________________
_____________________________
СЗХ-2 ________________
__________________________
СЗХ-3________________
__________________________
СЗХ-4___________ __________________________
__________________________
СЗХ-5____________ __________________________
__________________________
Проанализируйте, соблюдены ли условия применения матрицы БКГ для вывода позиции организации в конкуренции.
Если да, то обоснуйте ответ:
_______________________
Если нет, то обоснуйте ответ:
Оценка привлекательности СЗХ