Глава XII. Право профсоюзов на контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Права осуществлять контроль за соблюдением работодателями их обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда определены ст. 370 ТК РФ.

1. Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнении ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

2. Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Примечание. Общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ, либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности.

Общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ (ст. 3 Закона о профсоюзах).

Примечание.

1) Исполком ФНПР постановлением от 19 декабря 2005 г. N 7-6 утвердил Положение о технической инспекции труда.

2) Исполком ФНПР постановлением от 26 сентября 2007 г. N 4-2 утвердил Типовое положение о правовой инспекции труда.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Примечание. Межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов РФ.

Территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района (ст. 3 Закона о профсоюзах).

3. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, вне зависимости их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Примечание. Далее в ст. 370 ТК РФ приводится перечень мероприятий, которые вправе осуществлять профсоюзные инспекторы труда в процессе контроля за соблюдением работодателями правил охраны труда. Эти мероприятия нашли отражение в упомянутых выше Положении о технической инспекции труда и Типовом положении о правовой инспекции труда, основные фрагменты которых и комментарии к ним приводятся далее по тексту настоящего параграфа.

3. Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Примечание. В последние годы получило широкое распространение взаимодействие территориальных объединений профсоюзов и прокуратур субъектов Российской Федерации в сфере контроля за соблюдением трудовых прав работников, доказавшее свою большую эффективность. Это объясняется тем, что профсоюзы, во-первых, являются заинтересованной стороной и, во-вторых, хорошо осведомлены о фактах нарушения правил охраны труда на местах. Что же касается прокуроров, то они обладают властными полномочиями, достаточными для того, чтобы работодатели в установленные сроки исполнили их предписания.

4. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Примечание.

1) Исполком ФНПР постановлением от 18 октября 2006 г. N 4-3 утвердил Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза.

2) В целях реализации пункта 3.1. указанного выше Типового положения Исполком ФНПР постановлением от 26 сентября 2007 г. N 4-6 утвердил Методические рекомендации по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов.

17 апреля 2008 года заключено Соглашение Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федерации Независимых Профсоюзов России о взаимодействии и сотрудничестве.

Предметом настоящего Соглашения является организация взаимодействия и сотрудничества Сторон по вопросам защиты конституционных прав граждан на труд и охрану труда, выявления, устранения и предупреждения их нарушений, использования имеющихся у Сторон информационных, правовых, научных и организационных ресурсов в планировании и реализации совместных мероприятий.

В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав граждан, их соблюдения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, работодателями Стороны используют следующие формы взаимодействия:

1) обмен (по мере необходимости) информацией о нарушениях прав граждан в сфере трудовых правоотношений и охраны труда;

2) обмен опытом работы по защите трудовых прав граждан;

3) сотрудничество по вопросам совершенствования законодательства о защите трудовых прав работников, приведения его в соответствие с общепринятыми принципами и нормами международного права, а также выработки предложений о внесении изменений и дополнений в федеральное законодательство;

4) проведение научно-практических конференций, "круглых столов", семинаров-совещаний по вопросам мониторинга законодательства и правоприменительной практики в данной области правоотношений.

Между территориальными профсоюзными объединениями и прокуратурами субъектов Российской Федерации заключены 73 соглашения и планов мероприятий, что составляет 92,4% от числа территориальных профобъединений, членских организаций ФНПР.

II. Полномочия технической инспекции труда.

1). Общие положения.

1. Техническая инспекция труда является уполномоченным представительным органом профсоюзов, объединяемых ФНПР, самостоятельна и независима в своей деятельности и руководствуется нормами Конституции Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уставами профсоюзов и Положением о технической инспекции труда*(18)

2. Техническая инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами законодательной и судебной власти, правоохранительными органами, территориальными органами федеральных служб и агентств, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими функции в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с работодателями и их объединениями.

Работает в тесном контакте с первичными профсоюзными организациями, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов, комитетами (комиссиями) по охране труда, общественными союзами и ассоциациями в области охраны труда и окружающей среды.

2). Организационное строение технической инспекции труда.

1. Техническая инспекция труда подразделяется на техническую инспекцию труда ФНПР, техническую инспекцию труда общероссийских профсоюзов и их профсоюзных организаций и техническую инспекцию труда территориальных объединений организаций профсоюзов и находится в подчинении соответствующих профсоюзных органов, которые самостоятельно принимают решение об организации работы технической инспекции труда, определяют структуру, штатную численность и должностные оклады, другие виды социально-бытового обеспечения, порядок приема их на работу и увольнения, конкретизируют их права и обязанности по осуществлению возложенных на них функций.

2. Технические (главные технические) инспектора труда общероссийских профсоюзов и их профсоюзных организаций, территориальных объединений организаций профсоюзов имеют равные права.

Территориальные объединения организаций профсоюзов координируют деятельность технических инспекторов труда, работающих в регионе, при решении стоящих перед инспекцией задач и оказывают помощь общероссийским профсоюзам в подборе кадров технических инспекторов труда.

3. Руководители технической инспекции труда общероссийского объединения профсоюзов (ФНПР), общероссийского профсоюза и их профсоюзных организаций, территориального объединения организаций профсоюзов являются главными техническими инспекторами труда соответствующего профсоюзного органа. Их заместители являются заместителями главного технического инспектора труда.

4). Технические инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие функции:

1. Принимают участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве.

2. Вносят предложения по вопросам охраны труда, промышленной и экологической безопасности и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

3. Обобщают опыт применения федерального, регионального законодательств в области охраны труда, окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и вносят предложения по их совершенствованию.

4. Оказывают консультативную помощь первичным профсоюзным организациям по вопросам условий и охраны труда, окружающей среды, здоровья работников, а также по формированию мероприятий к разделу коллективного договора и соглашения по охране труда.

5. Информируют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

6. Участвуют в распространении знаний в области охраны труда и окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

7. Проводят выборочную экспертизу проектов на строительство и реконструкцию действующих объектов производственного назначения, новых технологий, оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, на соответствие их требованиям охраны труда и экологической безопасности, а также средств коллективной и индивидуальной защиты работников на наличие сертификата соответствия или безопасности.

8. Рассматривают обращения членов профсоюзов по вопросам охраны труда, окружающей среды и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. Совместно с профсоюзным активом по охране труда осуществляют контроль за выполнением работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных в коллективном договоре и соглашении, а также за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда.

10. Оказывают методическую помощь уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов.

11. Пропагандируют через средства массовой информации передовой опыт по профилактике производственного травматизма, улучшению условий, охраны труда и обеспечению экологической безопасности.

5). Технические (главные технические) инспектора труда имеют право:

1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению удостоверения установленного образца) организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, охране окружающей среды, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

2. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также выявленных нарушений законодательства об охране окружающей среды и обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3. Предъявлять работодателю требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4. Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации.

Участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, в экспертизе безопасности проектируемых, эксплуатируемых механизмов и инструментов.

5. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Принимать участие (независимо от сроков давности) в расследовании совместно с государственным инспектором по охране труда выявленного сокрытого несчастного случая на производстве, при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, а также при поступлении от работодателя (уполномоченного им представителя) информации о последствиях несчастного случая на производстве по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего.

Представлять интересы пострадавшего (по его просьбе) при проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

Защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе).

Принимать участие в работе специальной комиссии по техническому расследованию аварий на опасных производственных объектах.

6. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве, а также невыполнении представлений технических инспекторов труда.

7. Получать информацию от руководителей, должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, охраны окружающей среды, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

8. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.

9. Принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

10. Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, окружающей среды, выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

11. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями, а также изменениями условий труда.

Обращаться в государственную инспекцию труда по вопросам индивидуального или коллективного трудового спора для принятия мер по устранению нарушений законодательства об охране труда.

6). В соответствии со своими правами технические (главные технические) инспектора труда:

1. Защищают права и законные интересы членов профсоюзов обслуживаемых организаций на здоровые и безопасные условия труда, получение компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, возмещение вреда, причиненного здоровью работников увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

2. Расследуют с участием профсоюзного органа и представителей работодателей случаи отказов работников от выполнения работ, которые непосредственно угрожают их жизни и здоровью, а также случаи расторжения трудовых договоров (контрактов) по указанной причине.

3. Оказывают помощь членам профсоюзов в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту их прав и интересов по вопросам условий и охраны труда, окружающей среды, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представляют их интересы в судебных инстанциях.

4. Контролируют обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, а также спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

5. Вносят в соответствующие профсоюзные органы предложения по улучшению условий и охраны труда, окружающей среды, а также оказывающим консультативную помощь по этим вопросам.

6. Принимают участие в труда работников и проверке их знаний на соответствие требований охраны труда.

III. Полномочия профессиональной правовой инспекции труда

Согласно ч. 3 ст. 370 ТК РФ для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Согласно ч. 4 ст. 3 ТК РФ межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующее на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов (каковым является ФНПР).

Как следует из приведенного текста:

Профсоюзные правовые инспекции труда создаются общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями (ассоциациями). Эти инспекции наделяются полномочиями в соответствии с положениями, утверждаемыми указанными профессиональными союзами и их объединениями (ассоциациями).

Профсоюзные правовые инспекции труда создаются также межрегиональными и территориальными объединениями (ассоциациями) организаций профессиональных союзов. Такие инспекции действуют на основании принимаемых указанными объединениями (ассоциациями) положений, разработанных в соответствии с типовым положением, утверждаемым ФНПР.

В соответствии с уставом членской организации ФНПР ее компетентный орган создает правовую инспекцию труда, определяет штатную численность инспекторов, утверждает на должность и освобождает их от должности. Общее руководство деятельностью правовой инспекции труда осуществляет постоянно действующий руководящий коллегиальный орган членской организации ФНПР.

Руководители правовой инспекции труда общероссийского профсоюза, территориального объединения организаций профсоюзов являются главными правовыми инспекторами труда профсоюза (объединения профсоюзов).

Правовые инспекции труда создаются в соответствии с ТК РФ, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", уставами ФНПР, ее членских организаций и "Типовым положением о правовой инспекции труда", утвержденным постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-2.

К полномочиям профсоюзной правовой инспекции труда относятся:

- осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений;

- юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов профсоюзов (работников), а также профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействий) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников, а также профсоюзных организаций, установленные международными нормами, законами, нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами;

- отстаивание прав и интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, прав профсоюзных организаций, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений;

- подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков и упущений со стороны должностных лиц, допустивших нарушения трудовых прав и законных интересов членов профсоюзов (работников);

- информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание членам профсоюзов бесплатных консультаций по вопросам социально-трудовых прав и интересов работников.

Для выполнения возложенных на инспекцию труда задач правовые инспекторы труда, в том числе:

- осуществляют проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, прав профсоюзов, выполнение ими условий обязательств, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями;

- добиваются устранения выявленных нарушений. В случае невыполнения представлений подготавливают и направляют материалы в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы с предложением применить к виновным соответствующие меры уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.

Принимают участие в совместных с органами прокуратуры и федеральной инспекцией труда проверках соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или регулирующих социально-трудовые отношения, права профсоюзов;

- В установленном законодательством порядке защищают права и интересы членов профсоюзов, работников, профсоюзных организаций в органах по рассмотрению трудовых споров.

Правовые инспекторы труда профсоюзов имеют, в том числе, право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений;

- в установленном порядке при предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение;

- беспрепятственно и бесплатно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей сведения, справки и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, иную информацию по социально-трудовым вопросам, относящуюся к предмету контроля;

- направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, контролировать их выполнение;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

В последние годы территориальные профсоюзные объединения ФНПР активно взаимодействуют с государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации, что делает работу по защите охраны труда работников более эффективной.

IV. Права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза

Основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза*(19) по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях*(20), в которых работают члены профсоюза, регламентируются упомянутым выше Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утвержденным Постановлением Исполкома ФНПР от 18 октября 2006 г. N 4-3.

Как следует из приведенного текста, деятельность уполномоченного не выходит за пределы организации, в которой работают члены профсоюза. С этой точки зрения было бы, по нашему мнению, более точным определить данное лицо как уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета*(21) первичной профсоюзной организации.

Уполномоченный - выборное лицо. Профком обеспечивает выборы уполномоченных в каждом структурном подразделении и в организации в целом. Численность уполномоченных, порядок их избрания и срок полномочий устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом в зависимости от конкретных условий, производства и необходимости обеспечения профсоюзного контроля за соблюдением безопасных условий труда на рабочих местах. При функционировании в организации нескольких профсоюзов, каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченного (уполномоченных).

Уполномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации на срок полномочий профкома.

Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется профкомом. Уполномоченные периодически отчитываются о своей работе на общем профсоюзном собрании (конференции) или на заседании профкома. Два раза в год они представляют в профком отчеты о проделанной работе.

Задачи уполномоченного

Задачами уполномоченного являются:

1. Содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда.

2. Осуществление в организации (структурном подразделении) контроля в форме обследования и (или) наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

3. Подготовка предложений работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа.

Примечание. По нашему мнению, текст п. 3 следовало бы изложить иначе: уполномоченный не должен подготавливать указанные предложения. Согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ уполномоченный имеет право направлять работодателю представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения. Не следует также забывать о том, что о всех случаях выявленных им таких нарушений уполномоченный должен сообщить профкому.

4. Представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

5. Информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.

Функции уполномоченного

В целях решения уполномоченным поставленных перед ним задач, на него возлагается исполнение следующих функций:

1. Проведение обследований или наблюдений за состоянием условий труда на рабочих местах и подготовка предложений должностным лицам по устранению выявленных нарушений.

Примечание. Во-первых, согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ к правам уполномоченных не отнесены проведение обследований или наблюдений. Им дано право контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Во-вторых, о некорректности возложения на уполномоченных обязанности по подготовке предложений работодателям (должностным лицам) мы писали выше в примечании к п. 3 раздела "Задачи уполномоченного".

2. Информирование работников структурного подразделения о необходимости выполнения инструкций по охране труда, правильного применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, содержания их в исправном состоянии, применения и использования в работе исправного и безопасного оборудования и средств производства.

3. Осуществление контроля в структурном подразделении за ходом выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором или соглашением, и доведение до сведения должностных лиц о имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные договором сроки.

4. Информирование работников структурного подразделения о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах, об отнесении условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к определенному классу (оптимальному, допустимому, вредному и опасному) на основании аттестации рабочих мест по условиям труда.

5. Содействие должностным лицам по обязательному прохождению работниками структурного подразделения периодических медицинских осмотров (обследований) в установленные работодателем сроки.

Примечание. По нашему мнению, функция уполномоченного в данном случае заключается в контроле за соблюдением работодателем (его представителем) правил направления работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, на предварительные и периодические медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ).

Сроки проведения таких осмотров регламентируются Минздравсоцразвития РФ.

6. Осуществление контроля за своевременным обеспечением работников структурного подразделения средствами индивидуальной и коллективной защиты, молоком или другими равноценными продуктами, лечебно-профилактическим питанием на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Примечание. Этот текст необходимо уточнить, приведя его в соответствие с положениями ТК РФ.

1. Средства индивидуальной защиты выдаются на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 221 ТК РФ).

2. Молоко или другие равноценные пищевые продукты выдаются на работах с вредными условиями труда (ст. 222 ТК РФ).

3. Лечебно-профилактическое питание выдается на работах с особо вредными условиями труда (ст. 222 ТК РФ).

При разработке положения об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда в организации в соответствующем пункте целесообразно также указать, что уполномоченный осуществляет контроль за соблюдением работодателем требований:

- ст. 92 ТК РФ, согласно которой для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительность рабочего времени в неделю не может превышать 36 часов;

- ст. 117 ТК РФ, согласно которой работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней;

- ст. 147 ТК РФ, в соответствии с которой оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

7. Проведение проверок и обследований машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, находящегося в структурном подразделении с целью определения их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда, а также эффективности работы вентиляционных систем и систем, обеспечивающих освещение рабочих мест, и безопасного ведения технологических процессов, применения инструментов, сырья и материалов.

8. Информирование работодателя (должностного лица) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае, происшедшим с работником структурного подразделения, об ухудшении их здоровья.

Примечание. Согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников уполномоченный вправе предъявить работодателю требование о приостановке работ.

Наши рекомендации