Материалы и производство
Фарфоровую и фаянсовую посуду изготовляют в основном из смеси каолина, белых и беложгущихся глин, кварца и полевого шпата. Используются также молотый фарфоровый и фаянсовый бой.
Масса для фарфора чаще всего содержит 50% глинистых материалов, преимущественно каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата. В массу для фаянса входит 5—10% полевого шпата, 35—40% кварца и 50—60% глинистых материалов (преимущественно белой глины). Таким образом, основное отличие фарфоровой массы от фаянсовой заключается в большем содержании полевого шпата и каолина.
Производство фарфоровой и фаянсовой посуды значительно сложнее производства гончарной посуды. Оно складывается из.подготовки массы, формовки, сушки, двукратного обжига, глазурования и раскраски.
Подготавливают массу для фарфора и фаянса очень тщательно. Кварц и полевой шпат обжигают, промывают для освобождения от посторонних примесей, грубо размалывают, затем смесь их с груборазмолотым боем тщательно измельчают в специальных шаровых мельницах. Полученную массу смешивают с глинистыми материалами, пропускают через электромагнит для очистки от примесей железа, через фильтрпресс для удаления избытка влаги и, наконец, через массомялку для получения однородной массы, которую выдерживают некоторое время в подвалах, а затем передают в формовку.
Фарфоровую и фаянсовую посуду формуют с помощью формы и шаблонов или литьем в гипсовые формы. В первом случае изделия формуют из фарфорового или фаянсового теста во вращающихся гипсовых формах (полых или выпуклых) с помощью шаблонов. При этом гипсовая форма образует одну из поверхностей изделия, а шаблон, вырез края которого соответствует форме другой поверхности, выравнивает эту поверхность изделия. Во втором случае жидкую массу (шликер) заливают в гипсовые формы, имеющие внутреннюю полость, соответствующую внешней поверхности изделия.
Значительная часть влаги поглощается при этом из шликера толстыми стенками гипсовой формы, а частички массы остаются на поверхности ее стенок, образуя стенки изделия. Излишек шликера удаляется и изделие после подсыхания вынимают из формы.
Отформованные изделия сушат и подвергают первому, так называемому утильному, обжигу. Обжиг проводится до глазурования изделий при температуре 1250—1280° для фаянса и 900° для фарфора. Обоженные изделия затем глазуруют.
Глазурями для фаянса служат обычно предварительно сплавленные легкоплавкие смеси стеклообразующих материалов, а для фарфора — масса, близкая по составу к черепку фарфора, но более легкоплавкая. Глазуруют фарфоровые и фаянсовые изделия чаще всего окунанием их в жидкую глазурь, т. е. так же, как и гончарные изделия.
Второй, политой, обжиг применяют после глазурования изделий и ведут при температуре: для фаянса — около 1150° и для фарфора — около 1400°. Вследствие более высокой температуры второго обжига черепок фарфора спекается и в отличие от фаянса становится не пористым, а сплошным.
Как при первом, так и при втором обжиге для предохранения от загрязнения топочными газами изделия помещают в особые формы (капсели или короба), изготовленные из огнеупорных материалов.
По внешним признакам фарфор отличается от фаянса тем, что в тонком слое он просвечивает и при ударе по краю изделия издает длительный звонкий звук, в то время как фаянс не просвечивает и при ударе по краю издает низкий, быстро затухающий глухой звук. Глазурь на фарфоровых изделиях тверже, термическая устойчивость ее выше, чем у изделий фаянсовых.
Дефекты.
Наличие дефектов устанавливают при внешнем осмотре изделия. Все многообразие дефектов, встречающихся на керамических изделиях делятся на дефекты черепка и глазури и дефекты декорирования.
Дефекты черепка и глазури. Деформация изделия выражается в его искривлении. Этот дефект возникает в результате направленного проведения процессов сушки и обжига. Особенно характерен для плоских изделий. Замеряется деформация с помощью ступенчатого шаблона в миллиметрах и для основных видов изделий имеет допуски по ГОСТу.
Выбоины и щербины на изделии образуются в процессе производства, транспортирования и хранения.
Заглазурованные односторонние трещины представляют собой несквозные посечки черепка.
Разлив глазури на черепках должен быть гладким и равномерным. Допускаются незначительные натеки. Мелкие рассредоточенные наколы, не нарушающие товарный вид изделия допускаются. Матовость глазури в 1 сорте не допускается.
Плешины и сборка глазури проявляются в виде мест не покрытых глазурью. На лицевой стороне фарфоровых изделий в 1 сорте, а у фаянсовых изделий в 1 и 2 сортах не допускаются.
Сухость глазури и летелый край встречаются на фаянсовых изделиях. Сухость глазури возникает в результате недостаточной толщины глазурного слоя на изделии. Летелый край резко снижает гигиенические свойства изделия; он характеризуется отскоком глазури по его краям в 1 сорте не допускается.
Цек и волос — это трещины глазурного слоя. Изделия с этими дефектами переводят в брак.
Засорка появляется на изделиях в результате выкрашивания зерен шамота из капселей. Она бывает подглазурной, а также надглазурной, которую можно зашлифовать.
Мушка проявляется в виде темных точек на изделии. Появляется этот дефект вследствие попадания в керамическую массу оксидов железа.
Следы от полозков, гребенок характерны только для фаянсовых изделий и допускаются с оборотной стороны зашлифованными или зачищенными.
Неправильность монтировки деталей изделия — это несимметричное их расположение, отклонение приставных деталей (носиков, ручек) от вертикальной и горизонтальной плоскостей.
Подрыв приставных деталей допускается, если он волосяной и несквозной и не нарушает механическую прочность изделия. Однако подрыв носиков у чайников, не допускается.
Дефекты декорирования. Пережог или недожог красок образуется при нарушении муфельного обжига. Краска не должна стираться.
Сборка декалькомании допускается, если она не нарушает рисунка.
Помарки краской надглазурные на лицевой стороне изделия в 1 сорте не допускаются.
Отслоение краски переводит изделие в брак.
По ГОСТу число допустимых дефектов не должно превышать для фарфоровых изделий для 1 сорта - 3, для 2 сорта — 6; для фаянсовых изделий соответственно - 3 и 6.
Задание 1:
1. Ознакомьтесь с образцами керамических изделий.
Рассмотреть:
а) изделия столовые, чайные, кофейные, детские:
б) комплектность образцов (одиночные, парные, комплектные)
2. Определить вид керамики.
3. Рассмотреть излом черепка керамических изделий – фарфоровых и фаянсовых.
4. Нанести на излом каплю чернил: Черепок фарфора почти не впитывает влагу, а черепок фаянса поглощает ее.
5. Определить вид декорирования нескольких образцов. Результаты работы записать по форме:
Таблица 31
№ п/п | Наименование изделий | Вид черепка | Вид декорирования отличительные признаки | Цвет |