Классификация цен в зависимости от степени новизны товара
В соответствии с этим признаком различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.
По новым товарам практикой рыночного ценообразования многих стран выработаны определенные виды и методы образования цен.
При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных стратегий – «снятия сливок» или «проникновения на рынок».
Цена «снятия сливок». Согласно этому методу, с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке, на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене.
Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи - привлечь новых покупателей. Преимущества метода «снятия сливок»:
1) высокая цена обеспечивает достаточно большой размер прибыли даже при существенных издержках в первый период выпуска товара;
2) высокая цена позволяет сдерживать покупательский спрос, так как при более низкой цене предприятие (фирма) не смогло бы полностью удовлетворить потребность в товаре в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;
3) высокая первоначальная цена способствует созданию имиджа качественного товара, что может в дальнейшем существенно облегчить его реализацию при снижении цены;
4) повышенная цена способствует увеличению спроса на престижный товар;
5) ошибка завышенной цены может быть исправлена путем ее снижения - покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению.
Основным недостатком этой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия сливок» можно успешно использовать при определенном ограничении конкуренции.
Цена «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли ее потери на отдельном изделии. А это, в свою очередь, требует значительных финансовых затрат, что делает цену «проникновения на рынок» почти неприемлемой для мелких и средних предприятий (фирм), не располагающих такими финансовыми возможностями. Использование этого метода дает эффект при эластичном спросе, а также при условии, что рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.
«Психологическая» цена. Устанавливая цену, продавец должен учитывать психологию восприятия цены покупателем. Психологическая цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы.
В действительности в выигрыше остается продавец: количество проданных товаров и соответственно сумма полученной прибыли у него возрастают.
Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке. В соответствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанавливается примерно на уровне цены главного конкурента - как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом. Лидерство в ценах обеспечивается только в том случае, если фирма имеет явные преимущества перед конкурентами, либо по объемам производства товаров, либо по уровню издержек.
«Престижная цена» - устанавливается на высококачественные товары известной фирмы (одежда модельеров), обладающие уникальными свойствами (в данном случае модели).
Выбор одного из названных методов определения цены осуществляется руководством фирмы; при этом должны учитываться многие факторы, основными из которых являются:
• скорость внедрения на рынок нового товара;
• доля рынка сбыта, контролируемая этой фирмой;
• характер реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость с другими товарами и др.);
• период окупаемости инвестиций;
• конкретные условия рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей и др.);
• положение фирмы в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителями и др.).
На товары, реализуемые на рынке относительно длительное время, устанавливаются следующие виды цен:
Скользящая или падающая цена - устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть относительно стабильной). Такой метод установления цены применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходимости. В этом случае тесно взаимодействуют цены на товары и объем их производства. Чем больше объем выпуска продукции, тем обширнее у фирмы возможности для снижения издержек и в конечном счете - цены.
Однако при таком методе определения цены требуется:
• затруднить появление на рынке конкурента;
• постоянно повышать качество товаров;
• сокращать издержки производства.
Долговременная цена - устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого времени.
Гибкая цена - меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например, в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цветов и т.д.).
Договорная цена – это цена с предоставленной льготой или скидкой по сравнению с обычной ценой. Например, при покупке девяти видеокассет десятая дается бесплатно. У покупателя создается впечатление, что он получил значительную выгоду, приобретая данный товар в большем количестве, чем ему необходимо. Фактически же выгоду получает продавец, так как у него увеличивается товарооборот и повышается прибыль.
Цена изделия, выпуск которого прекращен. Цены на снятые с производства товары (например, запасные части к легковым и грузовым автомобилям самых разных марок и моделей) устанавливаются выше, чем на обычные.