Порядок рассмотрения дела арбитражным судом надзорной инстанции
Тема №14. «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам»
План:
Понятие надзорного производства в арбитражном процессе
Порядок рассмотрения дела арбитражным судом надзорной инстанции
Основания пересмотра судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам
Порядок производства по пересмотру вступивших в законную силу актов арбитражных судов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам
Понятие надзорного производства в арбитражном процессе
Арбитражное надзорное производство с момента его возникновения всегда рассматривалось в качестве самостоятельной стадии арбитражного процесса с присущими ей целями, задачами, а также специфическими полномочиями.
В первоначальном ракурсе рассматриваемое производство с точки зрения его процессуальной роли было тождественно производству по пересмотру судебных актов в порядке надзора в системе судов общей юрисдикции. И в том, и в другом случае на стадии надзорного производства осуществлялась первичная (и, что более важно, единственно возможная на тот момент времени) проверка вступивших в законную силу судебных актов на предмет их законности и обоснованности.
С принятием АПК 1995 г. процессуальная роль стадии надзорного производства в арбитражном процессе коренным образом изменилась и продолжает меняться, о чем явно свидетельствуют последние изменения АПК РФ.
Надзорное производство представляет собой исключительное стадию, в которой Президиум Верховного суда РФ проверяет законность вступивших в законную силу актов нижестоящих арбитражных судов в целях обеспечения единства судебной практики.
До принятия ФЗ от 28.06.2014 года вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов пересматривались в порядке надзора Высшим арбитражным судом РФ.
Правила пересмотра судебных актов в порядке надзора предусмотрены в гл. 36.1 АПК РФ.
Объекты проверки.
В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.
Субъектами обжалования выступают - лица, участвующие в деле, и иные лица, указанные в статье 42 АПК РФ. Данная категория лиц подает надзорную жалобу. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации также вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК РФ, а именно:
с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.
Основания пересмотра судебного акта в порядке надзора:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.
Срок подачи надзорных жалоб составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу указанных решений. Если указанный срок пропущен по уважительной причине (здесь речь идет о причинах, не зависящих от лица,), то он может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.
Этапы надзорного производства:
- возбуждение дела
- направление дела на рассмотрения (рассмотрение заявления)
- пересмотр дела в порядке надзора.
Порядок рассмотрения дела арбитражным судом надзорной инстанции
Надзорное производство достаточно подробно регламентировано АПК РФ и, как уже было сказано, состоит из нескольких этапов.