Стратегия ценообразования
В управлении ценообразованием принято выделять три взаимосвязанных понятия:
– политика цен;
– стратегия ценообразования;
– тактика ценообразования.
Политика цен – это провозглашенные намерения фирмы в области ценообразования, это наиболее общие принципы, которых фирма собирается придерживаться при установлении цен на товары и услуги. С помощью установления цен на свою продукцию фирмы могут стремиться к достижению различных целей:
– максимизация рентабельности продаж, капитала, активов фирмы;
– максимизация прибыли;
– стабилизация рыночной позиции;
– вытеснение конкурентов и расширение присутствия на рынке. Политика цен является основой для разработки стратегии ценообразования.
Стратегия ценообразования – это согласованная совокупность решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.
Как правило, стратегия ценообразования включает наиболее важные решения, имеющие долговременные жизненно важные последствия для организации.
Ценовая стратегия предполагает координацию взаимосвязанных маркетинговых, конкурентных и финансовых решений, цель которых состоит в наиболее полном использовании возможностей установления прибыльных цен. Только после того, как в компании установлены задачи ценообразования и бизнес-стратегии, возможен выбор целевых рынков, создание товарных и сервисных пакетов, разработка сообщений, которые будут использоваться при продвижении товара.
Последовательность и содержание работ по формированию ценовой стратегии фирмы представлена в таблице.
Таблица 14
Последовательность и содержание работ по формированию ценовой
стратегии фирмы
Этапы | Мероприятия | Основные вопросы |
1. Сбор исходной информации | Оценка затрат | Какие затраты при изменении объемов продаж будут изменяться? При каком изменении объемов продаж могут измениться условно-постоянные затраты и сколь существенно? Какие постоянные затраты являются предотвратимыми (возвратными) по отношению к анализируемому решению? |
Продолжение таблицы 14
Этапы | Мероприятия | Основные вопросы |
Уточнение финансовых целей | Какой минимальный уровень прибыльности необходимо обеспечить от продажи анализируемых товаров? Какие финансовые цели стоят перед организацией? | |
Определение потенциальных покупателей | Какова экономическая ценность данного товара для покупателей? Какие факторы кроме экономической ценности товара могут повлиять на чувствительность покупателей к уровню цен? Каким образом экономическая ценность и прочие факторы делят покупателей на отдельные сегменты? Можно ли методами маркетинга повлиять на готовность покупателей платить за товар предпочитаемую цену и как это сделать наиболее эффективно? | |
Уточнение маркетинговой стратегии | Должны ли цены решать задачу обеспечения проникновения на новый рынок? Должны ли цены способствовать развитию рынка путем привлечения к покупке товара новых категорий клиентов? Должны ли цены ориентироваться на большую сегментацию рынка и обеспечение более полного удовлетворения запросов? | |
Определение потенциальных конкурентов | Какие организации являются или могут стать основными конкурентами на данном рынке? Каковы номинальные цены существующих конкурентов и насколько они отличаются от цен реальных сделок? Можно ли определить цели конкурирующих организаций в области ценообразования? В чем состоят преимущества и слабости конкурирующих организаций? | |
2. Стратегический анализ | Финансовый анализ деятельности | Какова удельная и общая прибыль от продаж данного товара? На сколько должен возрасти объем продаж при снижении цены, чтобы прибыль увеличилась? Какое снижение объема продаж допустимо при повышении цены? Какой прирост объема продаж необходим для компенсации приростных условно-постоянных затрат, связанных с данной стратегией? |
Сегментный анализ рынка | Как можно заблаговременно определить состав покупателей в разных сегментах рынка? Как можно возвести границы между отдельными сегментами, чтобы установить дифференцированные цены? Не будет ли дифференцированное ценообразование противоречить закону? |
Окончание таблицы 14
Этапы | Мероприятия | Основные вопросы |
Анализ конкуренции в условиях конкретного рынка | Каких объемов продаж и прибыльности может конкуренции достичь организация с учетом возможных в условиях реакций конкурентов? Какие возможности воздействия на конкурентов рынка для достижения своих целей имеет организация? Может ли организация повысить гарантированность достижения целей за счет сосредоточения усилий на одних сегментах рынка и ухода с других? | |
Оценка влияния мер государственного регулирования на ценообразование | Может ли ценовое регулирование со стороны влияния мер государства затруднить намеченную стратегию ценообразования? Может ли экономическая политика государства существенно отразиться на положении и каким образом? Может ли государственное регулирование отразиться на уровне затрат организации? Могут ли произойти изменения в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности и как они отразятся на конъюнктуре рынка? | |
3. принятие решений | Окончательная стратегия ценообразования | Обобщение результатов анализа и обоснование выбора стратегии из существующих базовых стратегий ценообразования или разработка собственной стратегии |
7.1.1 Стратегии конкурентного ценообразования
Формирование стратегий конкурентного ценообразования означает установление цены товара с учетом ощущаемой покупателями ценности данного товара. Фирма может принять одно их трех решений:
– установить цену выше экономической ценности товара;
– установить цену ниже экономической ценности товара;
– установить цену на уровне экономической ценности товара.
Каждому из возможных решений соответствует определенная стратегия. Фирма может разрабатывать стратегию конкурентного ценообразования, либо единую для всей номенклатуры выпускаемой продукции, ориентируясь на внешнюю конкуренцию, либо для отдельных товарных позиций, учитывая в данном случае, помимо внешней, еще и внутреннюю конкуренцию между собственными товарами. При этом речь идет не о высокой или низкой по абсолютной величине цене, а о соотношении цены и экономической ценности товара, поскольку именно оно положено в основу выделения трех конкурентных стратегий.
Стратегия премиального ценообразования, или «снятия сливок», предполагает установление цен на уровне более высоком, чем экономическая ценность товара, и получение прибыли за счет высокой рентабельности продаж в узком сегменте рынка. Рассмотрим основные условия, обеспечивающие эффективное применение данной стратегии.
1. Низкая эластичность спроса по цене. Эта стратегия имеет смысл только в том случае, если прибыль от обслуживания небольшого числа покупателей, готовых заплатить высокую цену, превышает прибыль от продаж данного товара по конкурентной цене большему числу потенциальных покупателей. Обязательным условием применения данной стратегии является низкая эластичность спроса по цене, т.е. незначительные изменения объема спроса при изменении цен. Это условие относительно легко выполнимо на монопольном и олигопольном рынке, практически невозможно его достижение на конкурентном рынке, а на рынке монополистической конкуренции фирма должна приложить значительные усилия, желая применить данную стратегию и обеспечить низкую эластичность спроса по цене. Действия фирмы могут быть направлены на производство нового товара, обладающего уникальными свойствами, на поддержание репутации фирмы, на создание систем товаров, взаимодополняющих друг друга, и т.п. Производители, выбирая каналы распределения товаров, должны отдать предпочтение тем, которые дополняют ценность товара.
2. Защита рынка от конкуренции обеспечивается посредством создания преимуществ в качественных характеристиках товара, лицензирования, патентов, авторских прав, репутацией фирмы, доступом к ограниченным ресурсам.
3. Большая доля переменных затрат в структуре цены. Предприятие, намеренное применить данную стратегию, должно оценить границы безубыточности решения по повышению цены, учтя в расчетах и дополнительные затраты, направленные на стимулирование продаж при повышенных ценах.
Стратегия премиального ценообразования может быть адресована покупателям определенного сегмента рынка, готовым платить более высокую цену за особые свойства продукции.
Модификацией данной стратегии является стратегия ступенчатых премий, означающая установление цен с дискретно снижающейся величиной премиальной надбавки к цене, что позволяет обеспечивать продажи в новых сегментах рынка, более чувствительных к уровню цены. Примером может служить продажа компьютеров и комплектующих к ним, цифровых фотоаппаратов, сотовых телефонов. Применение этой стратегии позволяет производителю постепенно наращивать производственные мощности, используя полученный опыт и прибыль, полученную в узком сегменте рынка.
Стратегия ценового прорыва предполагает установление цен на уровне более низком, чем экономическая ценность товара, и получение большей массы прибыли за счет увеличения объема продаж и расширения присутствия на рынке. Целью данной стратегии является вытеснение конкурентов в результате установления низких цен (иногда временное установление низких цен) или снижение маркетинговых расходов в отношении чувствительного к цене сегмента рынка.
1. Высокая эластичность спроса по цене – обязательное условие данной стратегии. Принимая решение о покупке товара, покупатель должен рассматривать цену как наиболее значимый фактор, поэтому не рекомендуется использовать стратегию ценового прорыва фирмам, предлагающим товары престижного спроса, дешевые товары повседневного спроса, а также товары, свойства, которых невозможно сравнить до потребления (например, услуги). Покупатель может воспринять снижение цены, как ухудшение качества товара.
2. Низкая доля переменных затрат в цене товара или возможность существенного сокращения переменных затрат в результате применения стратегии ценового прорыва являются вторым обязательным условием данной стратегии.
3. Возможность предотвращения ценовой войны как ответной реакции конкурентов на снижение цен. Конкуренты могут не проявить активного противодействия, если низкие цены применены небольшой фирмой, не оказывающей влияние на рыночную конъюнктуру, или напротив, применившая стратегию ценового прорыва фирма имеет существенные преимущества по объемам продаж, издержкам, ресурсам, и конкуренты понимают бесперспективность ответных агрессивных действий.
Модификацией данной стратегии является выделение товара «убыточного лидера продаж» – товара, продаваемого с минимальной прибылью или без прибыли (по цене на уровне переменных затрат) с целью привлечения покупателей к покупке других товаров. Данная стратегия часто применяется торговыми фирмами с широким ассортиментом товаров, из которого выбираются один или несколько товаров, с высокой эластичностью спроса по цене, хорошо известных покупателям. Установление низких цен на эти товары служит своеобразной приманкой покупателям.
Стратегия нейтрального ценообразования предполагает установление цен на уровне, соответствующем экономической ценности товара. В результате цена для основной массы покупателей не оказывает существенного влияния на решение о приобретении товара.
Условия применения стратегии нейтрального ценообразования:
– покупатели весьма чувствительны к уровню цены предприятия, что не позволяет применять премиальное ценообразование;
– предприятия-конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж на рынке, что не позволяет применить стратегию ценового прорыва;
– предприятие продает взаимозаменяемые товары и стремится поддерживать определенные соотношения цен в рамках существующего ценового ряда – существующих одновременно соотношений цен на различные модели или модификации одной и той же продукции одного изготовителя или всех изготовителей, действующих на рынке.
7.1.2 Стратегии дифференцированного ценообразования
Выбирая стратегию поведения относительно покупателей одного и того же товара, продавец может остановиться на одном из альтернативных вариантов:
– продавать всем покупателям товар по единой (фиксированной) цене. Процедурно достаточно просто, но часть покупателей не совершат покупку, если цена окажется для них высокой, а часть покупателей совершат покупку по цене ниже той, которую они были готовы заплатить. В результате продавец может не получить часть прибыли;
– продавать каждому покупателю товар по индивидуальной цене, установленной только для него. Такой вариант возможен при выполнении работ по изготовлению уникального оборудования, ювелирных украшений, предметов искусства. Такой вариант распространен в некоторых странах (Египет, Турция), с традициями эмоционального общения между продавцом и покупателем, длительного аргументированного «уторговывания» цены в процессе переговоров. Применение такого подхода увеличивает неопределенность финансовых результатов, вносит элементы дезорганизации в процесс торговли; дифференцированное (сегментированное) ценообразование – продажа одних и тех же товаров фирмой по двум и более раз личным ценам. Основой применения стратегий дифференцированного ценообразования является неоднородность покупателей, в результате которой фирма имеет возможность продавать один и тот же товар по разным ценам. Следует отметить, что к данной стратегии не относятся случаи снижения цен на поврежденные или забракованные товары, на товары, по которым истек (приближается дата истечения) срок годности.
Вариантами стратегии дифференцированного ценообразования могут быть стратегия случайной скидки и стратегия скидки на вторичном рынке.
Стратегия случайной скидки – периодическое снижение цены на отдельные товары или продавец активно применяет скидки на свои товары, но не известно, на какой именно товар и когда будет снижена цена. Информация о возможности приобретения со скидками привлекает покупателей, но часть товара приобретается по базовой цене, а часть – по цене со скидкой.
Данная стратегия часто используется косметическими фирмами, осуществляющими продажу по каталогам. Фирма Avon предлагает основную часть своей коллекции со значительными скидками и подарками, устанавливая высокие фиксированные цены только на новые товары. Фирма Faberlic применяет плавающие скидки по значительно меньшей части своей коллекции.
Стратегия скидки на вторичном рынке (получившая также название ценовой дискриминации, применения демпинговых цен) предполагает наличие вторичного рынка – рынка нового по отношению к освоенному ранее, который может существенно расширить спрос на продукцию фирмы при ее продаже по более низкой цене.
Грани сегментирования – это критерии, позволяющие выделить сегменты рынка с различной интенсивностью спроса и соответственно с различными ценами. В качестве граней могут выступать возраст покупателей, их статус, время суток, сезон года, район города. Использование различных граней сегментирования позволяет применить варианты стратегии скидки на вторичном рынке:
– по группам покупателей (льготные цены при продаже товаров и услуг пенсионерам, студентам, школьникам и другим категориям покупателей; тарифы на подписные издания для физических и юридических лиц);
– по местонахождению (цена недвижимости и арендная плата в разных районах города, билеты в театре и кинотеатре, цены в магазинах, расположенных в разных районах города);
– по фактору времени (ночные тарифы на некоторые товарные группы. Покупателю известно, что услуги связи, продажа продовольственных товаров по более низким ценам в утренние часы и выходные дни, билеты в кинотеатр, бассейн на различные по времени сеансы);
– по качеству обслуживания или форме товара (небольшие различия во внешнем виде сопровождаются существенным изменением цен – например, продукция в подарочных упаковках, цены на одинаковые блюда ресторана и кафе). Условия эффективного применения стратегии скидки на вторичном рынке:
– возможность деления совокупного рынка на отдельные сегменты;
– различная эластичность спроса на разных сегментах (спрос на вторичном рынке, как правило, более эластичен по цене, чем на основном);
– наличие неиспользованных мощностей фирмы, т.е спрос продукцию фирмы при базовых ценах меньше потенциальных возможностей фирмы по выпуску продукции.
– отсутствие у покупателей сегмента рынка с низкими ценами возможности перепродавать товар в сегменте с высокими ценами;
– защита основного рынка от возможности проникновения конкурентов на высокоценовой рыночный сегмент;
– издержки по сегментированию и контролю за рынком должны быть ниже доходов от дифференцированного ценообразования;
– соответствие избранной стратегии действующему законодательству (Налоговый кодекс, антимонопольное законодательство, закон о защите прав потребителей).
В качестве примера использования стратегии дифференцированного ценообразования можно привести тарифообразование на услуги связи. Приведем основные факторы, по которым дифференцируются тарифы на отдельные услуги связи:
– масса почтовых отправлений (пересылка письменной корреспонденции, посылок, бандеролей);
– расстояние (предоставление междугородных телефонных разговоров, пересылка посылок, аренда каналов);
– скорость передачи или пересылки (пересылка срочных телеграмм, авиапосылок, телеграфных денежных переводов, предоставление междугородных телефонных разговоров);
– категория потребителей услуг связи (население и народнохозяйственный сектор);
– требование к сохранности (пересылка ценных писем, бандеролей и посылок).
По многим видам услуг связи тарифы дифференцируются по нескольким признакам:
– пересылка письменной корреспонденции – по массе и категории писем (простые, заказные, ценные);
– предоставление международных телефонных разговоров по продолжительности и срочности разговора, дальность расстояния, периоду суток.
Стратегия дифференцированного ценообразования широко используется авиакомпаниями.
Задачи
1. Косметическая фирма осуществляет продажу своей продукции по каталогам на рынке покупателей со средним уровнем доходов. Доля переменных затрат составляет 30% к объему реализации продукции в стоимостном выражении. Фирма предлагает скидку в 20% на 40% продукции. По оценкам специалистов это предложение вызовет рост объема продаж продукции со скидкой на 35% и продукции без скидки на 10%. Оцените финансовые последствия данного предложения. Как изменится прибыль фирмы? Будет ли данное решение выгодным?
2. Авиакомпания рассматривает последствия двух альтернативных стратегий ценообразования:
– снижение тарифов на авиабилеты на 10%;
– применение бонусной программы, направленной на привлечение постоянных клиентов под лозунгом «Каждая четвертая поездка – бесплатно».
Дайте рекомендации по выбору наиболее эффективной стратегии ценообразования, если известны базисные тарифы, размер переменных затрат в тарифе, коэффициенты эластичности спроса по цене для клиентов, приобретающих билеты по разным тарифам, доля клиентов, которые смогут, вероятно, воспользоваться бонусным предложением.
Таблица 15
Данные для расчетов
Вид тарифа | Базисный тариф, руб. | Удельные переменные затраты, руб. | Коэффициент эластичности спроса по цене | Доля в базовом объеме продаж, % | Процент клиентов, которые воспользуются бонусным предложением, % |
Бизнес-класс | 28 000 | 6 000 | – 2 | ||
Годовой | 13 600 | – 2,5 | |||
Экскурсионный | 12 500 | 4 000 | – 1,7 | ||
Экскурсионный выходного дня | 8 900 | 4 000 | – 1,7 | ||
Экономичный | 8 000 | 3 600 | – 1,5 | ||
Экономичный выходного дня | 7 700 | 3 600 | – 3 | ||
Пенсионный | 7 600 | 3 600 | – 3,5 | ||
Молодежный | 6 000 | 3 600 | – 3,5 | ||
Семейный | 7 000 | 3 600 | – 3,5 |
При каком росте объемов продаж будет выгодно применение бонусной программы?
3. Из символа относительно высокого социального положения сотовые телефоны уверенно превращаются в средства связи наименее обеспеченных слоев населения. Какую стратегию ценообразования, на ваш взгляд, избрали фирмы, действующие на рынке сотовой связи? На какой стадии жизненного цикла товара подобная стратегия может быть наиболее успешной?
4. Молочный завод, расположенный в небольшом городе, является единственным поставщиком продукции на местный рынок. Емкость местного рынка значительно меньше мощности завода. Молочный завод поставляет основную часть своей продукции в два крупных города, которые расположены на расстоянии 250-300 км от завода. Цены, по которым продается продукция молочного завода, в этих городах на 10-15% ниже, чем в родном городе. Охарактеризуйте стратегию ценообразования данного завода. Дайте оценку с точки зрения факторов, влияющих на эффективность стратегии.
5. Ознакомьтесь с видами тарифов, которые предлагал в 2009 г. Аэрофлот своим пассажирам, и ответьте на следующие вопросы:
– почему авиакомпании широко используют стратегию дифференцированного ценообразования;
– что является гранями сегментирования по каждому виду льготных тарифов;
– какие виды льготных тарифов наиболее привлекательны для деловых клиентов, а какие для личных;
– как изменяется эластичность спроса по цене на услуги во времени (по сезонам, дням недели, часам, по степени приближения к дате вылета);
– какие еще основания для дифференциации тарифов вы можете предложить?
Нормальный (полный) тариф. Пассажир, приобретающий билет по нормальному (полному) тарифу, имеет ряд преимуществ, поскольку в этом случае условия бронирования, оплаты и оформления билетов наиболее гибкие. Срок действия такого авиабилета – один год, нет никаких требований по минимальному сроку пребывания в стране назначения, не ограничено число остановок на маршруте, в большинстве случаев можно без штрафных санкций изменять дату вылета. При полном тарифе существует также возможность изменения маршрута. Возврат авиабилета осуществляется без выплаты штрафа. Можно приобрести билет в одну сторону, если это не нарушает правила, установленные страной назначения.
Специальные (льготные) тарифы. Применение любого из льготных тарифов определяется отдельными правилами, поскольку, чем ниже выбранный тариф, тем больше он содержит ограничений по сроку действия билета, возможности изменения даты вылета, возврату выплаченной за него денежной суммы (в случае неиспользования) и т.д. Применение специальных тарифов не ведет к снижению качества сервиса. Пассажир, купивший билет по льготному тарифу, получает место в салоне экономического класса и соответствующее этому классу обслуживание.
В периоды сезонного спада перевозок дополнительно к указанным тарифам «Аэрофлот» устанавливает на отдельных направлениях льготные, сниженные тарифы, такие как «Суперпекс» или Sale. Они отличаются невысокой ценой, но и условия бронирования, оформления билетов, перебронирования даты вылета и возврата выплаченных сумм в этом случае более жесткие. К тому же число направлений, на которых они действуют, сроки и даты их применения, а также количество мест на рейсе очень ограничены.
Скидки для лиц, достигших 60 лет. Применяются при полетах в Европу (за исключением стран Скандинавии и Великобритании). Скидки предусмотрены к полным и экскурсионным тарифам для лиц, достигших 60 лет.
Экскурсионный тариф. Срок действия билета – от одного до шести месяцев. На некоторых направлениях оговаривается минимальный срок пребывания в стране назначения, иными словами, действует «правило воскресенья», т.е. в какой бы день недели вы ни прибыли в страну назначения, ночь с субботы на воскресенье обязательно должны провести в этой стране, а улететь обратно можно в это же воскресенье или после него. Допускается изменение даты обратного вылета в пределах срока действия тарифа.
Тариф ПЕКС. Срок действия этого билета, как правило, не превышает трех месяцев. По тарифу ПЕКС установлен минимальный срок пребывания в стране назначения. На некоторых направлениях действует «правило воскресенья», т.е. вы должны провести там ночь с субботы на воскресенье, а улететь обратно можно только в ближайшее воскресенье или после него. Условия бронирования, оплаты и оформления билета регламентированы специальными правилами. Дата вылета может быть изменена только после дополнительной оплаты (штрафа). В случае, если вы не улетели в установленные сроки по своей вине, деньги за неиспользованный билет вам не возвращаются или возвращаются за вычетом установленного штрафа.
Тариф АПЕКС. Срок действия авиабилета – от менее одного до трех месяцев. Бронирование, оплата и оформление билета регламентированы специальными условиями. На некоторых направлениях обязательно предварительное бронирование, причем билет должен быть выкуплен не позднее определенного срока до дня вылета. Даты вылета и прилета фиксированы, как правило, их невозможно изменить, но в некоторых случаях можно поменять дату обратного вылета в пределах срока действия тарифа с уплатой штрафа или переоформить билет от начального пункта вылета по более высокому тарифу, оплатив разницу в цене. Если вы не улетели в установленный срок по своей вине, то деньги за неиспользованный билет не возвращаются, но они, как правило, засчитываются при приобретении другого авиабилета по более высокому тарифу. Это зависит от направления перевозки и правил применения тарифа АПЕКС для этого направления.
Молодежный тариф. Им, как правило, могут воспользоваться пассажиры моложе 25 лет, документально подтвердившие свой возраст. Молодежная скидка может быть применена к нормальным тарифам экономического класса и по некоторым направлениям – к экскурсионным. Для полета в ряд стран существуют специальные молодежные тарифы, регламентируемые особыми правилами.
Тариф для групп школьников. Специальный тариф применяется для групп учащихся школ и других учебных заведений в возрасте до 19 лет и сопровождающего их руководителя при полетах в некоторые пункты Европы. Минимальная численность группы – 10 детей плюс один взрослый, который приобретает билет по льготному тарифу. Цель поездки – повышение уровня образования и культурный обмен. Скидки для детей в возрасте до двух и до двенадцати лет по этому тарифу не предоставляются. Условия применения тарифа для группы школьников определяются специальными правилами.
Супружеский тариф. Применяется при полетах в ограниченное число стран. Одному из супругов предоставляется 50%-ная скидка от тарифа первого, бизнес или экономического класса. Срок действия билета – 1 месяц. Дополнительные скидки к данному тарифу не предоставляются. Условия применения и возврата билета по супружескому тарифу регламентированы специальными правилами.
Семейный тариф. Этот тариф применяется на ограниченном числе направлений. Скидка 50% предоставляется к тарифу экономического класса для сопровождающего супруга и детей в возрасте от двух до 25 лет. Срок действия билета ограничивается одним месяцем. Дополнительные скидки к семейному тарифу не применяются. Условия применения этого тарифа регламентированы специальными правилами.
6. Оцените целесообразность следующих действий на рынке транспортных услуг. С ноября 2009 г. на рынке авиаперевозок наступил период сезонных скидок, который продлится до апреля 2010 г. Например, стоимость перелета Вашингтон – Париж – Вашингтон компаний Lufthansa и United Airlines ранее составляла 400 дол., в ноябре составляет 209 дол., а зимой составит 149 дол. В сентябре 2009 г. объем трансатлантических перевозок United Airlines сократился на 13%, Delta Airlines на11%. В каком случае избранная стратегия может быть успешной? При каком коэффициенте эластичности спроса по цене снижение цены в 2 раза позволит сохранить на прежнем уровне выручку компаний?
Тесты
1. Основное условие применения стратегии дифференцированного ценообразования:
а) возможность позиционирования товара;
б) наличие свободных производственных мощностей;
в) высокая степень конкуренции;
г) низкая эластичность спроса по цене.
2. Убыточным лидером продаж называется товар:
а) продаваемый по цене ниже себестоимости;
б) продаваемый с минимальной прибылью для привлечения к покупке других товаров фирмы;
в) продаваемый в меньшем количестве, чем другие товары;
г) продаваемый в большем количестве, чем другие товары.
3. Применение стратегии ценового прорыва рекомендуется:
а) при высокой эластичности спроса по цене;
б) низкой эластичности спроса по цене;
в) единичной эластичности спроса по цене;
г) положительной эластичности спроса по цене.
4. Стратегия нейтрального ценообразования означает:
а) установление цен на уровне фирм-конкурентов;
б) установление цен со средним по отрасли уровнем прибыли;
в) расчет цен затратными методами;
г) установление цены в соответствии с экономической ценностью товара.
5. Стратегия премиального ценообразования не применима:
а) при высокой эластичности спроса по цене;
б) низкой эластичности спроса по цене;
в) высоких удельных переменных затратах;
г) низких удельных переменных затратах.
6. Для дифференцированного ценообразования необходимо:
а) высокоэластичный рыночный спрос;
б) умение изолировать рынки с целью устранения возможности перепродажи товара;
в) различная ценовая эластичность для отдельных субрынков;
г) наличие определенной монопольной власти фирмы-производителя.
7. Стратегия дифференцированного образования означает:
а) продажу товаров в кредит;
б) продажу товаров по индивидуальной цене каждому покупателю;
в) продажу товаров по различным ценам разным покупателям;
г) продажу товаров по единым ценам всем покупателям.
8. Для дифференцированного ценообразования необходимо:
а) сегментирование покупателей по уровню доходов;
б) отсутствие правовых ограничений;
в) использование конкурентами дифференцированного ценообразования;
г) отсутствие возможности проникновения конкурентов на высокодоходный сегмент рынка.
9. Стратегия ступенчатых премий означает:
а) снижение цены товара по мере освоения рынка;
б) увеличение цены товара по мере освоения рынка;
в) увеличение премии продавцу за рост объемов продаж;
г) премиальные выплаты покупателю за увеличение закупок.
10. Снижение цены товара по мере освоения рынка называется:
а) стратегия убыточного лидера продаж;
б) стратегия ступенчатых премий;
в) стратегия премиального ценообразования;
г) стратегия нейтрального ценообразования.
11. Снижение цен возможно на следующих стадиях жизненного цикла товара:
а) внедрения на рынок;
б) роста;
в) зрелости;
г) спада.
12. Основу риска при применении стратегии ценового прорыва составляют:
а) недостаточная емкость рынка;
б) высокая доля переменных затрат;
в) отсутствие преимуществ перед конкурентами.