Свойства кривых безразличия
1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой болеепредпочтительные наборы товаров.
2. Кривые безразличия для обычных благ имеют отрицательный наклон.
3. Кривые безразличия непересекаются.
4. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.
Люди всегда идут на компромиссы, когда делают выбор между товарами.
Для того, чтобы количественно определить объем некоторого товара, которым потребитель готов пожертвовать ради другого, используется мера, называемая предельной нормой замещения (MRS^).
Предельной нормой замещения благом X блага Y называют количество блага У, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага X на единицу с тем, чтобы уровень удовлетворения потребителяостался неизменным (U — const):
Предельнаянорма замещения может принимать различные значения (0; const; илименяться при движении вдоль кривой безразличия). В случае выпуклости к началу координат MRS убывает по мере замещения одного блага другим.
Кривые безразличия отражают систему предпочтений индивидуума, по для анализа потребительскоговыбора необходимо учесть ограниченность ресурсов (а именно дохода). Для этого вводится понятие бюджетного ограничения. Оно показывает, какое количество благ можно приобрести при дан-пых цепах и доходе:
где I-денежный доход потребителя; Px и иPy –цены товаров X и Y
Бюджетная линия— геометрическое место точек, каждая из которых определяет такую комбинацию двух товаров, расходы на которые равны между собой иограничены доходом потребителя
Наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен товаров. Изменения в доходе и ценах вызовут сдвиг бюджетной линии (рис. 2.1).
Y Y Y
0 X 0 X 0 X
а) б) в)
Рис.2.1. Бюджетная линия и изменение ее положения при изменении дохода (а) и цен товаров {б и в)
Цель потребителя — сделать покупки таким образом, чтобы обеспечить себе максимум полезности в рамках своего бюджетного ограничения. Совместим на рис. 2.2 карту безразличия потребителяи его бюджетную линию. Какой набор товаров выберет потребитель?Набор товаров в точке D ему недоступен. Приобретая набор товаров в точке Z, он не обеспечит себе максимум удовлетворения, поскольку кривая безразличия U расположена дальше от начала координат, чем кривая безразличия £/,, да и не все деньги при этом будут потрачены. Потребитель не выберет набор товаров в точке A или вточ-
Рис,2.2. Равновесие потребителя — точка касания бюджетной линии и кривой безразличия
ке В, поскольку при движении вдоль бюджетной линии вправо вниз или влево вверх он может перейти к товарным наборам, лежащим на более удаленных от начала координат кривых безразличия. Следовательно, оптимальным для потребителя будет товарный набор и точке Е.
В точке Е наклоны бюджетной линии и кривойбезразличия совпадают.
Условие оптимума потребителя; MRS = -РX / PY.
Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении.