Социальные издержки картелизации
Поскольку стимулами к созданию картеля является возможность получать высокую прибыль в долгосрочном периоде, а деятельность по заключению такого рода соглашения связана с издержками, эти издержки картелизации пропорциональны величине потенциальной картельной прибыли, и величину прибыли можно трактовать в качестве социальных издержек картелизации (издержек, связанных с поведением поиска ренты потенциальных участников картеля). Эти издержки представляют собой чистые потери для экономики в результате картелизации (отвлечение ресурсов на процесс картелизации вместо производственного процесса).
Исследования дали следующие результаты социальных издержек картелизации ряда отраслей экономики США:
Отрасль | Рост цен (в%) | Социальные издержки (как % объема продаж отрасли) |
Производство азотных удобрений | ||
Производство сахара | ||
Производство алюминия | ||
Производство электроламп | ||
Производство медной проволоки | ||
Производство стальных труб |
Таким образом, мы видим, что чем больше рыночная власть картеля (чем больше рост цен, вызванный картелизацией рынка), тем выше потери от картеля.
Итак, если в отрасли действует несколько крупных фирм, то их поведение оказывается стратегическим - фирмы принимают во внимание ожидаемую реакцию конкурента на свои действия. Возникает взаимная зависимость фирм друг от друга, которую сами фирмы хорошо осознают. Стратегическое поведение может осуществляться в двух основных формах: сотрудничество и конкуренция. Сотрудничество фирм-олигополистов приводит к возникновению в отрасли картеля, действующего либо как монополия (при объединении всех фирм отрасли), либо как доминирующая фирма (если картель объединяет только часть фирм). Условием стабильности картеля служит наказание - резкое снижение рыночной цены и прибыли фирмы-нарушителя по сравнению с дисконтированной стоимостью картельных поступлений. Конкуренция олигополистов может происходить в отношении количества (фирмы определяют выпуск, а рынок устанавливает цену), либо цены (фирмы определяют цену, рынок устанавливает объем выпуска). Конкуренция фирм в отношении количества рассматривается в модели Курно, в отношении цены - в модели Бертрана. Возможности и стимулы ценовой войны в духе Бертрановской конкуренции ограничены дифференциацией продукта, заинтересованностью фирм в длительном сохранении высоких цен, ограниченностью мощности Конкуренция фирм лидера и последователя предполагается как ценовое лидерство по Форхаймеру или количественное лидерство по Штакельбергу.
Развитие теории олигополии фактически включает в себя большинство направлений развития теории организации отраслевых рынков вообще. Если выделять работы, посвященные моделям олигополии как таковым, основным направлением анализа служит исследование факторов, ограничивающих ценовую конкуренцию в рамках олигополии [4; 5; 6; 7; 11; 13; 14; 15]. Важным компонентом теории барьеров стала концепция, разработанная Спенсом и Дикзитом [9; 10; 17; 18] на базе модели Штакельберга.
Базовые модели олигополии - Курно, Бертрана, Штакельберга и Форхаймера - входят в число основных инструментов исследования в рамках теории организации отраслевых рынков. Можно привести много примеров исследований, прямо основанных на этих моделях. Так, Сэлант, Свитцер и Рейнолдс [16] на основе модели Курно разработали методику оценки потерь общественного благосостояния, вызванных изменением концентрации. Они пришли к выводу, что если суммарная рыночная доля фирм, объединяющихся в картель, составляет меньше 80%, слияние не приведет к росту прибыли внутри картеля. Потери прибыли могут сопровождать даже такие слияния, которые сопровождаются снижением издержек на единицу продукции благодаря положительной отдаче от масштаба. При определенной суммарной рыночной доле фирм, участвующих в слиянии, слияние может привести к росту общественного благосостояния, несмотря на рост концентрации на рынке.
Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
1. СтиглерДж. Теория олигополии / В сб.: Теория фирмы. Спб., 1995. С. 371-401.
2. Стимер Дж. Ломаная кривая спроса олигополиста и жесткие цены / В сб.: Теория фирмы. Спб., 1995. С. 402-431.
3. Эрроу К. К теории ценового приспособления / В сб: Теория фирмы. Спб., 1995. С. 432-447.
4. Abrew D. Extremal Equilibria of Oligopolistic Supergames // Journal of Economic Theory. 1986, vol.39, pp. 191-225.
5. Abrew D. On the Theory of Infinitely Repeated Games with Discounting // Econometrica. 1988, vol.56, pp. 383-396.
6. d'Aspremont C.JJ.Gabszewicz andJ-F.Thisse. On Hotelling's Stability in Competition // Econometrica 1979, vol.17, pp. 1145-1151.
7. Axelrod R. The Evolution of Cooperation. N-Y., Basic Books, 1984.
8. Cournot Oligopoly: Characterizations and Applications. Cambridge, Cambridge Univ.Press, 1988.
9. Dixit A. A Model of Duopoly Suggesting A Theory of Entry Barriers // Bell Journal of Economics. 1979, vol.10, pp. 20-32.
10. Dixit A. The Role of Investment in Entry Deterrence // Economic Journal. 1980, vol.90, pp. 95-106.
11. Friedman J.W. A Non-Cooperative Equilibrium for Supergames // Review of Economic Studies. 1971, vol. 38, pp. 1-12.
\1.Jacquemin A. The New Industrial Organization, Cambridge, Mass., MIT Press, 1987.
13. Lambson V.E. Optimal Penal Codes in Price-Setting Supergames with Capacity Constraints // Review of Economic Studies. 1987, vol.54, pp. 385-397.
14. Lambson V.E. Some Results on Optimal Penal Codes in Asymmetric Bertrand Supergames // Journal of Economic Theory. 1994, vol.62, pp. 444-468.
15. Porter R. Optimal Cartel Trigger Price Strategis //Journal of Economic Theory. 1983, vol.29, pp. 313-338.
16. Salant W.S., Switzer S. and RJ.Reynolds. Losses from Horizontal Mergers: The Effects of the Exogenous Change in Industry Structure on Cournot-Nash Equilibrium // Quarterly Journal of Economics. 1983, vol.93, pp. 185-199.
17. Spence A.M. Entry, Capacity, Investment and Oligopolistic Pricing // Bell Journal of Economics, 1977, vol.8, pp. 534-544.
18. Spence AM. Investment Strategy and Growth in a New Market // Bell Journal of Economics. 1979, vol.10, pp. 1-19.
19. TiroleJ. The Theory of Industrial Organization. Cambridge, Mass., MIT Press, 1993. pp. 209-276; 305-422 (на русском языке Тироль Жан. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. Спб., 1996. С. 324-434; 479-661).