Расчет основных элементов организации производства
В настоящее время большинство ВРЗ используют поточную форму организации производства и почти все депо из-за отсутствия достаточных объемов ремонта – стационарную.
При выборе поточного метода ремонта вагонов следует предусмотреть мероприятия по внутренней синхронизации операций технологического процесса. К числу таких мероприятий относятся:
– подборка вагонов группами с близкой по величине суммарной трудоемкостью ремонта в группе;
– введение цеха (участка) подготовки вагонов к ремонту с целью выравнивания объемов ремонта до определенного «среднего» уровня;
– использование (по возможности) одной комплексной бригады на двух одинаковых позициях двух параллельных поточных линий.
Расчет элементов организации производства включает в себя определение такта поточной линии, количества поточных линий, фронта работ, ритма цеха. В соответствии с ГОСТ 3. ΙΙ09-73 тактом называется интервал времени, через который периодически производится выпуск изделий определенного наименования, типоразмера и исполнения.
Такт выпуска цеха:
(6)
где Фц – годовой фонд рабочего времени цеха, ч;
П – годовая производственная программа цеха.
Такт выпуска поточной линии:
(7)
где Тпл – простой изделия (узла) в ремонте на поточной линии, ч, мин;
m – количество позиций;
n – количество изделий, одновременно находящихся на одной позиции.
Нельзя отождествлять такт выпуска поточной линии с тактом перемещения изделия на потоке. Эти величины совпадают только при n = 1.
Теоретическое (расчетное) количество поточных линий, необходимое для реализации заданной программы цеха, определяется по формуле:
(8)
Полученное количество поточных линий округляется до ближайшего целого числа Mпр. При проектировании необходимо, чтобы разность между принятыми и теоретическим количеством поточных линий не превышала 10–15 %.
Фактическая программа Ппот, выполненная на Mпр поточных линиях, зависит от такта линии и определяется по формуле:
(9)
Фронт работы цеха (количество объектов, находящихся одновременно в стадии ремонта на площадях цеха):
(10)
Если Пnoт < Пц (цех не выполняет заданий годовой программы), то разность (Пnoт – Пц) должна реализоваться на специально выделенных участках с применением стационарного метода.
Расчет поточных линий необходимо выполнить по каждому типу вагонов в отдельности.
В случае, если планируется стационарный метод ремонта, потребное количество рабочих позиций рассчитывается по формуле:
(11)
где Dр – количество рабочих дней в году;
mсм – количество смен работы цеха (участка).
Ритм выпуска цеха (количество изделий определенного наименования, типоразмера и исполнения, выпускаемых в регламентированный период времени) определяется по формуле:
(12)
Величина технологического такта rт поточной линии включает также время на передвижку вагона (узлов) с позиции на позицию.
Величина технологического такта rт поточной линии включает также время на передвижку вагона (узлов) с позиции на позицию.
(13)
где tтр – время на транспортировку (передвижку) объектов ремонта.
Время на транспортировку вагонов может быть принято в зависимости от количества вагонов на каждой позиции поточной линии n:
для грузовых вагонов при n = 1 tтр = 3 мин;
n = 2 tтр = 6 мин;
n = 3 tтр = 9 мин;
для пассажирских вагонов при n = 1 tтр = 5 мин;
n = 2 tтр = 10 мин;
n = 3 tтр = 15 мин.