Подверженность несчастным случаям
Несчастный случай в процессе работы — это незапланированное происшествие, которое происходит в ходе запланированной работы и фактически или потенциально вредоносно для работника. Во время Первой мировой войны исследования, проведенные на фабриках по изготовлению боеприпасов, привели к появлению понятия подверженности несчастным случаям. Оно означает, что некоторые работники в большей степени подвержены несчастным случаям, чем прочие, независимо от характера работы и окружающей трудовой среды. Начальные исследования показали, что большая часть несчастных случаев происходила с очень малой группой работников, члены этого меньшинства затем были названы группой риска.
Более поздние исследования не полностью подтвердили эти выводы. Например, часто оказывалось, что работники, которых можно отнести к группе риска в один период времени, могут вполне безо-
Факторы влияния на поведение работника
пасно работать в другие периоды, а их место занимают работники, которые до этого работали практически совсем без несчастных случаев. Для иллюстрации этого предположения было проведено обследование около 30 тыс. американских водителей автобусов, показавшее, что аварийные водители в течение трех лет становились безаварийными. И наоборот, те водители, которые отличались безопасной ездой в первый период, т. е. те, на счету у кого было одно дорожно-транспортное происшествие или вообще ни одного, во второй период становились аварийными, на их долю приходилось не менее 96,4 % всех аварий, имевших место в обследуемой группе.
Эти результаты можно объяснить, с одной стороны тем, что вероятность стать подверженным несчастным случаям (авариям) в основном обусловливается случайными факторами и поведением других людей, нежели наследственной предрасположенностью работника. С другой стороны, статистика несчастных случаев иногда показывает, что даже в разные периоды одни и те же работники имеют подверженность несчастным случаям выше среднего, но только если их работа не поменялась. В настоящее время общепринятой точкой зрения является то, что подверженность несчастным случаям при переходе работника на новую работу чрезвычайно редка, т.е. работник «не тащит» за собой на новое место свое невезение скорее подверженность несчастным случаям — это результат неблагоприятного взаимодействия работника и его рабочей ситуации. Таким образом, если вообще существует подверженность несчастным случаям, она обусловлена следующим.
• Работник не подходит для данной работы или имеет недостаточную подготовку для ее выполнения.
• Временные факторы, такие как разочарование, беспокойство, неважное самочувствие и состояние здоровья.
• Существует, хотя и очень небольшое, число работников, наследственно подверженных несчастным случаям.
Другие теоретические подходы к объяснению различий в степени подверженности несчастным случаям в разных организациях и среди разных работников гласят.
(а) Принцип домино, предполагающий, что несчастные случаи, как правило, происходят в результате следующей предсказуемой серии независимых стадий, включающих: (а) небезопасную трудовую среду, (б) индивидуальную вину и (в) опасное действие.
(б) Ситуационная теория несчастных случаев, т.е. гипотеза о том, что несчастные случаи, как правило, являются результатом провала
8. Влияние психологических и физических факторов
(сбоя) рабочих систем, а не поведению работников или индивидуальной подверженности риску.
ЭРГОНОМИКА
Определение
Эргономика занимается изучением взаимной приспособляемости между человеком и его деятельностью в условиях современного производства. Эта наука использует достижения как психологии, так и физиологии для выработки таких дизайна оборудования, трудовой среды и рабочих процессов, которые обеспечат и будут продвигать благосостояние работников и эффективность производственного процесса. Эргономика рассматривает работника не как придаток к машине, а как часть производственного комплекса «человек—машина», действующего в следующей последовательности.
(а) Стимул, например инструменты, сигнал и сирена предупреждения, внешний вид, звук или запах неоконченной производством работы.
(б) Восприятие (через соответствующие органы чувств) и принятие решения.
(в) Ответная реакция, например осуществление операционного контроля, использование инструментов или рук, поддержание коммуникаций с другими работниками.
(г) Результат, например изменения в работе, который продуцирует новые стимулы, тем самым многократно воспроизводя приведенную выше последовательность.
Задача эргономики — оптимально приспособить производственный процесс для работника, а не ожидание того, что работник приложит все силы для использования оборудования, сконструированного только на основе инженерных соображений и без учета человеческого фактора. В эргономике приняты следующие подходы.
(а) Устройства наблюдения — предоставляют ли устройства работнику визуальную и звуковую информацию быстро, просто и четко, не допускают ли путаницы или двойного значения? Следует ли изменить с этой целью дизайн циферблатов, дисков набора, измерительных приборов, предупреждающих сигналов? Не затруднено ли восприятие информации, которую они дают?
(б) Устройство контроля — может ли работник изменить состояние машин и материалов быстро, просто и естественно? Является ли
Факторы влияния на поведение работника
размещение ручек управления, штурвалов, выключателей удобным для работника?
(в) Рабочая среда — хорошо ли освещено рабочее место, поддерживается ли там наиболее комфортная, температура, нет ли избыточного шума или влажности?
РАБОЧАЯ СРЕДА
Освещение
Исследования позволили определить минимальный уровень освещения, необходимый для выполнения многих производственных заданий. Подробную консультацию могут предоставить инженеры по освещению, но общие правила целесообразно привести.
(а) Освещение места выполнения задания должно быть сфокусировано на самом предмете задания, если освещение направлено на рабочее пространство, окружающее предмет задания, у работника может развиться усталость и потеря внимания.
(б) Слишком контрастная освещенность предмета задания и окружающего рабочего пространства вызывает усталость глаз и может привести к несчастному случаю, поскольку для работника бывает трудно приспособиться к контрастному освещению при переходе из сильно освещенного в затемненное рабочее пространство.
(в) Блики могут создать дискомфорт или привести к снижению остроты зрения работника. Их следует свести к минимуму, обеспечив, чтобы потоки света не были направлены непосредственно в глаза работника; нужно также убедиться, что рабочие поверхности не отражают свет.
(г) Следует создать некоторое разнообразие визуальной обстановки, например, выкрасить стены в разные цвета или обеспечить вид на удаленные предметы, например вид из окна вдаль.
(д) Даже если производственные цеха и офисы кажутся хорошо освещенными дневным светом через окна и стеклянные крыши, следует дополнить это освещение искусственным электрическим светом, поскольку некоторые места могут оказаться в тени. Тогда искусственное освещение станет хорошим дополнением дневного света.
(е) Грязные стекла, стены или плафоны искусственного освещения значительно снижают освещенность рабочего помещения. Нужно следить, чтобы они поддерживались в чистоте.
8. Влияние психологических и физических факторов
Шум
Существует четыре негативных последствия избыточного шума на производстве.
(а) Глухота — продолжительное пребывание в помещении с громким шумом вызывает у большинства людей глухоту, которая начинается с потери способности слышать высокие звуки. Глухота может наступать так медленно, что работник может и не заметить начала процесса. Заботящийся о коллективе работодатель непременно периодически будет организовывать медосмотры с целью проверки слуха для работников, находящихся в шумных цехах.
(б) Производительность труда — исследования показали, что простая механическая работа, не связанная с умственными усилиями, в условиях шума не становится менее производительной. Однако работа, требующая точности, сосредоточения внимания и быстрой реакции, в условиях шума может стать менее производительной. Например, в условиях шума менее производительными становятся расчеты и наблюдения, увеличивается число попыток и учащаются ошибки. Вероятно также, хотя это и не доказано однозначно, шум повышает число несчастных случаев.
(в) Раздражение — практика показывает, что со временем работники могут привыкнуть практически к любому уровню шума, но они станут жаловаться на шум в случаях, если он:
• носит случайный характер (особенно если он высокого тона);
• очевидно не нужен, лишний;
• неожиданный;
• необъяснимый.
Раздражение, вызванное шумом, можно снизить, если давать соответствующие предупреждения перед тем, как он возникает, или объяснить его происхождение.
(г) Нарушение коммуникаций — устные распоряжение могут быть плохо услышаны тем, к кому они обращены, или неправильно поняты из-за сильного шума.