Доказательственное значение образцов для сравнительного исследования
Получение образцов для сравнительного исследования для производства экспертизы. До назначения экспертизы следователь должен собрать материалы, необходимые для экспертного исследования. Важно, что сбор материалов осуществляется в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, иначе заключение эксперта будет лишено доказательственного значения.
Следователь вправе получить у подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля образцы почерка или другие образцы, необходимые для сравнительного исследования. У потерпевшего и свидетеля образцы могут быть получены лишь при необходимости проверить, не оставлены ли этими лицами следы на месте происшествия или на вещественных доказательствах (ст. 186 УПК).
Следственная и судебная практика свидетельствуют о том, что в круг образцов для сравнительного исследования входят отпечатки пальцев, ладоней, ступней ног, губ, лба, других участков кожи, образцы крови, слюны, волос и т.д.
Поскольку получение образцов для сравнительного исследования у определенного лица является применяемой к нему мерой принуждения, это действие может производиться только по мотивированному постановлению следователя. В необходимых случаях изъятие образцов производится с участием специалиста. Так, для получения образцов крови, слепков зубов нужно привлечь соответствующего врача.
Статья 186 УПК не предусматривает присутствия понятых при получении образцов для сравнительного исследования. Однако следователь может признать необходимым присутствие понятых — например, в случае принудительного изъятия образцов.
Об изъятии образцов составляется протокол по правилам ст. 141 и 142 УПК. В нем требуется указать время, место и условия совершения рассматриваемого действия, у кого, с чьим участием или в присутствии кого, каким способом и какие образцы получены. Приводятся также описания изымаемых образцов и их упаковки.
После представления объектов для исследования способ проведения экспертизы, например, стационарное обследование, входит в компетенцию эксперта. Вместе с тем следователь, исходя из обстоятельств расследуемого им дела, вправе указать в постановлении о назначении экспертизы на необходимость проведения судебно-медицинской (судебно-психиатрической) экспертизы с помещением обвиняемого в соответствующее медицинское учреждение для стационарного наблюдения.
Достоверность заключения эксперта всегда находится в прямой зависимости от полноты и правильности подбора материалов, представленных для экспертного исследования. Так, например, заключение экспертов-психиатров сопоставляется с данными о деянии, его мотивах и о том, имелись ли до его совершения у лица отклонения в поведении, лечилось ли оно в психиатрических и неврологических учреждениях, анализируется, насколько полно заключение характеризует симптомы, течение, прогноз заболевания и т.п. В случае сомнения в полноте исследования психического состояния обвиняемого амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы требуется проведение стационарной экспертизы.
Экспертизы по уголовным делам производятся по поручению органов дознания, следствия и суда. В стадии предварительного расследования такое поручение оформляется постановлением следователя или лица, производящего дознание, судьей, а суд выносит определение. Заменять постановление (или определение) о назначении экспертизы другими документами, не предусмотренными законом (сопроводительным письмом, списком вопросов эксперту и т.д.), недопустимо.
Постановление о назначении экспертизы состоит из вводной части постановления, в котором необходимо указать дату и место его оформления, кем оно составлено, дело, по которому назначается экспертиза, фамилию обвиняемого (если он установлен) и соответствующие статьи УК.
В описательной части должны быть кратко изложены обстоятельства дела, которые необходимо принять во внимание при производстве экспертизы, и приведены основания ее назначения. В конце описательно части делается ссылка на нормы УПК, в соответствии с которыми назначается экспертиза.
В резолютивной части излагается решение следователя о назначении экспертизы с указанием ее вида, экспертного учреждения или лица, которому она поручается, формулируются вопросы эксперту и перечисляются материалы, предоставляемые в его распоряжение.
Уголовно-процессуальным законодательством предоставлены определенные права обвиняемому (подозреваемому) при назначении и производстве экспертизы. Следователь обязан ознакомить обвиняемого (подозреваемого) с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить ему права, которые он в связи с этим приобретает. В силу ч. 4 ст. 184 УПК постановление о назначении судебно-психиатрической экспертизы и заключение экспертов не объявляется обвиняемому (подозреваемому), если его психическое состояние делает это невозможным. Мы полагаем, что об этом надо делать отметку на постановлении о назначении экспертизы и на заключении эксперта или составлять об этом отдельный протокол. В соответствии со ст. 185 УПК обвиняемый имеет право: 1) заявить отвод эксперту; 2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; 3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; 4) присутствовать с разрешения следователя при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; 5) знакомиться с заключением эксперта.
В случае удовлетворения ходатайства обвиняемого следователь соответственно изменяет или дополняет свое постановление о назначении экспертизы. При отказе в удовлетворении ходатайства следователь выносит постановление, которое объявляет обвиняемому под расписку.
Об ознакомлении обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении ему его прав составляется протокол, который подписывают следователь и обвиняемый (ч. 3 ст. 184 УПК).
Производство экспертизы вне экспертного исследования (ст. 189 УПК) имеет свою специфику. Так, после вынесения постановления о назначении экспертизы вне экспертного учреждения следователь вызывает к себе лицо, которому поручено производство экспертизы, удостоверяется в его личности, специальности, компетентности и объективности, выясняет отношение к обвиняемому, подозреваемому и потерпевшему, а также проверяет, нет ли оснований к отводу эксперта.
Затем следователь вручает эксперту свое постановление, разъясняет ему его права и обязанности, предусмотренные ст. 82 УПК, и предупреждает его об ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения и за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК, о чем делает отметку на постановлении о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта. Если эксперт делает какое-либо заявление или обращается с ходатайством, следователь составляет об этом протокол и разрешает заявление или ходатайство.
Признав необходимым поручить производство экспертизы эксперту соответствующего экспертного учреждения, следователь направляет в это учреждение свое постановление и необходимые материалы, на основании которых руководитель экспертного учреждения поручает производство экспертизы одному или нескольким сотрудникам данного учреждения. По поручению следователя руководитель экспертного учреждения разъясняет сотрудникам, которым поручено производство экспертизы, права и обязанности эксперта, предусмотренные ст. 82 УПК, предупреждает их об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК, о чем отбирает у них подписку, которая вместе с заключением эксперта направляется следователю (ст. 187 УПК).
Если при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном наблюдении, следователь помещает обвиняемого или подозреваемого в соответствующее медицинское учреждение, о чем указывает в постановлении о назначении экспертизы. Для помещения в лечебно-психиатрическое учреждение обвиняемого или подозреваемого, не содержащегося под стражей, необходимо получение санкции прокурора. Время пребывания в психиатрическом лечебном учреждении засчитывается в срок содержания под стражей (ст. 188 УПК).
Подозреваемому при направлении его в судебно-медицинское учреждение в связи с производством экспертизы предоставляются права, предусмотренные ст. 184 и 185 УПК.
Следователю предоставлено право присутствовать при производстве экспертизы (ст. 190 УПК).
Данные следственной практики свидетельствуют о том, что следователь чаще всего присутствует при проведении судебно-медицинской экспертизы.
Присутствуя при производстве экспертизы, следователь: а) получает дополнительные возможности для оценки заключения эксперта; б) может разъяснить эксперту поставленные вопросы, обратив его внимание на данные, которые эксперт не учитывает, на необходимость полной фиксации хода и результатов исследования; в) может выяснить необходимость представить дополнительные материалы или назначить дополнительную экспертизу; г) может обратить внимание эксперта на требования закона, подлежащие исполнению; д) может выяснить необходимость собирания новых доказательств; е) может оказать содействие эксперту в получении и фиксации объяснений обвиняемого.
После производства необходимых исследований эксперт составляет заключение, в котором должно быть указано, когда, где, кем (фамилия, имя и отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность), на каком основании была произведена экспертиза, кто при этом присутствовал, какие материалы эксперт использовал, какие исследования произвел, какие вопросы были поставлены эксперту и его мотивированные ответы. Если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении. Заключение дается в письменном виде и подписывается экспертом (ст. 191 УПК).
Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает в отношении эксперта каких-либо исключений из общих правил проверки и оценки доказательств. Как и всякое иное доказательство, оно не имеет заранее установленной силы и не является обязательным для следователя. Однако закон не допускает немотивированного отклонения заключения эксперта (ст. 80 УПК).
В соответствии со ст. 192 УПК следователь может допросить эксперта для разъяснения или дополнения данного им заключения. Эксперт вправе изложить свои ответы собственноручно. Протокол допроса эксперта составляется с соблюдением правил, установленных ст. 141 и 142 УПК.
Иногда эксперт представляет сообщение о невозможности дать заключение: когда недостаточно материалов для ответов на поставленные вопросы: когда состояние представляемой им отрасли знания не позволяет ответить на эти вопросы. Сообщение о невозможности дать заключение должно содержать конкретные доводы, обосновывающие позицию эксперта.
Статья 193 УПК обязывает следователя предъявить обвиняемому заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение, а также протокол допроса эксперта. При этом обвиняемый имеет право дать объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы. О выполнении указанных действий отмечается в протоколе допроса обвиняемого.
Правила ст. 193 УПК применяются и в случаях, когда экспертиза была произведена до привлечения лица в качестве обвиняемого.
Производство экспертизы относится к числу следственных действий, которые могут назначаться следователем или лицом, осуществляющим дознание по делу, в отношении которого закон не требует обязательного предварительного следствия. Среди неотложных следственных действий экспертиза не упоминается (ч. 1 ст. 119 УПК).