Анализ потенциала региона в воспроизводственном разрезе

При характеристике воспроизводственного потенциала в отношении отдельных стадий воспроизводственного процесса возможен также обобщающий подход. Например, при общей характеристике потенциала производства в регионе помимо приведенных выше показателей используется характеристика комплексности экономики.

Идея комплексности экономики восходит к ленинской идее районной комплексности – одной из важнейших, связанных с территориальной организацией народного хозяйства при социализме. Советские экономисты и экономисты-географы разработали теоретические и методологические основы комплексного развития экономического района и повышения уровня его эффективности.

На наш взгляд, достаточно полные формулировки понятия комплексного развития региона даны в трудах Н.Н. Колосовского [110], В.С. Немчинова [157], Я.Г. Фейгина [255], П.М. Алампиева [10], А.Н. Лаврищева [123], А.Е. Пробста [189], Н.Н. Некрасова [155], Д.Р. Богорада [30], Э.Б. Алаева [9], В.В. Кистанова [101], Н.М. Ознобина [170], К.Н. Юсупова [285].

Как измерить степень комплексности развития экономики района, какие показатели при этом использовать? Очевидно, наиболее простым, хотя и не основным, является показатель числа отраслей материального производства района по принятой классификации. Допустим, если анализ экономики района среднего звена осуществляется на основе 117 отраслевой классификации, а район имеет половину или более половины отраслей, то можно с определенной условностью говорить о комплексном развитии экономики района.

Высокий экономический потенциал республики в 1980-х гг. олицетворял народнохозяйственный комплекс, состоящий из 99 отраслей материального производства, представленных в республике собственным производством (по 117-ти отраслевой классификации), мощных региональных ТЭК, ВПК, АПК и еще четырех других межотраслевых комплексов. Такое их количество при больших абсолютных показателях производимой продукции уже само по себе свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале ее хозяйства. Наряду с общим числом представленных отраслей необходимым является достаточное их разнообразие. Например, из 117 отраслей материального производства 32 составляли укрупненную отрасль машиностроения. Следовательно, если в число представленных в районе отраслей входят только 32 подотрасли машиностроения, вряд ли обеспечится репрезентативность в комплексной характеристике.

Число функционирующих отраслей служит внешним показателем комплексности развития экономики. В то же время оно не может не оказывать решающего влияния на комплексность. Так, если район имеет одну отрасль специализации с рядом отраслей, обслуживающих ее развитие, то его хозяйство может рассматриваться как комплексное. Число отраслей может соответствовать различному экономическому потенциалу. Одна отрасль может быть представлена единственным предприятием, другая – их сочетанием.

В то же время комплексное развитие экономики района – не самоцель, оно не означает создания и развития всех отраслей, стремления к достижению внутри каждого района равновесия между производством и потреблением каждого продукта. Как отмечает А.Е. Пробст, «это привело бы к экономической автаркии района и, следовательно, к отказу от участия в межрайонном обмене и межрайонном разделении труда, что неизбежно приведет к понижению производительности труда» [189].

Следовательно, район или республику целесообразно ориентировать на комплексное развитие экономики на основе рационального использования преимуществ в общественном (территориальном) разделении труда. Эффективен не любой комплекс, а тот, что способствует росту производительности труда и повышению эффективности общественного производства не в локальном, а в общесоюзном масштабе. На протяжении всей истории социалистического планового хозяйствования комплексное развитие экономики считалось одним из важнейших направлений повышения темпов роста и эффективности общественного производства [285, с. 117-119].

Следующим показателем, характеризующим общий потенциал производства в регионе, является число отраслей специализации региональной экономики. В 1980-х гг. республика имела четкую специализацию в межрайонном и международном разделении труда. 20 отраслей территориальной специализации и другие отрасли обеспечивали экономические связи республики буквально со всеми республиками, краями и областями страны, с десятками зарубежных стран.

Общий потенциал производства характеризует также объем экспорта. Некоторые авторы выделяют его в экспортный потенциал. В Башкирской АССР в плановый период вывоз и экспорт в сумме на 2,5 млрд. руб. превышали сумму ввоза и импорта. В 2005 г. Республика Башкортостан по показателю доли экспорта в ВРП находилась в числе первых двадцати регионов страны. Импорт же, на наш взгляд, больше характеризует обобщенно потенциал потребления в регионе. В целом же, интенсивность участия региона в межрегиональном обмене сама по себе служит характеристикой его потенциала. Исследователями выявлено, что большинство экономически развитых регионов, где объем ВРП на душу населения выше среднероссийского, имели положительное сальдо производимого и используемого ВРП, а ряд регионов с сильной экспортной ориентацией – исключительно высокие его абсолютные и относительные значения (например, Тюменская область). Выявлена положительная связь между уровнем развития региона и относительной величиной сальдо [54].

Помимо упомянутых выше показателей потенциал производства могут характеризовать такие показатели, как доля региона в количестве занятых в национальной экономике, основных фондах, промышленной продукции, продукции сельского хозяйства, инновационной продукции, платных услугах, объеме налоговых платежей всей страны [246, с. 82].

Потенциал обращения (распределения и обмена) приблизительно можно оценить с помощью пропускной способности транспортных сетей, торговой системы. Потенциал потребления регионального промежуточного продукта может рассчитываться, по нашему мнению, попутно с расчетом потенциала регионального производства. Потенциал потребления регионального конечного продукта в части населения приближенно можно оценить на основе научно обоснованных медико-социальных норм потребления с учетом предполагаемого изменения численности и доходов населения региона, а также возможностей непроизводственной сферы в удовлетворении потребностей в услугах. К примеру, в Башкирской АССР к середине 80-х гг. сложилась глубокая диспропорция между производством национального дохода на одного занятого в материальном производстве (112% к среднесоюзному уровню) и потреблением национального дохода на душу населения (82% от среднесоюзного уровня) [284].

Таким образом, оценка потенциала в разрезе стадий воспроизводственного процесса может способствовать выявлению диспропорций и достижению сбалансированности воспроизводства. Переходим к рассмотрению существующих методов измерения воспроизводственного потенциала в поэлементном разрезе.

Наши рекомендации