Развитие ответственности персонала
Понятие и виды ответственности. Ответственность в управлении персоналом рассматривается на уровнях:
личности;
организации или ее подразделений;
всей системы управления (социальный критерий развития менеджмента персонала).
Для человека ответственность — личное качество, включающее интеллигентность, общественную зрелость. Когда человек становится сотрудником организации, ответственность трансформируется в желание и способность квалифицированно подойти к выполнению своей работы в интересах организации.
Для менеджера ответственность означает личную потребность и необходимость квалифицированного подхода к принятию или реализации управленческого решения, способность предвидеть последствия своих действий, личную причастность к делу.
Ответственность менеджера может интерпретироваться как:
1) ответственность в смысле сознательности, т.е. готовности соблюдать или учитывать интересы тех, кого касается данное решение. Речь идет о позиции обязательности перед сотрудниками или партнерами. Ответственность в этом смысле тесно связана с этикой менеджера;
2) ответственность за последствия, т.е. персональная ответственность за последствия действий и риск.
Необходимость и обязанность отвечать за успехи и ошибки связаны с возможностью и правом на самостоятельные действия.
На уровне организации основой ответственности служит функция управления. Ответственность интерпретируется в организационно-функциональном смысле.
Специальные подразделения, например отделы главного технолога, главного механика, главного энергетика, главного бухгалтера, отвечают за выполнение соответствующих функций в масштабах всей организации.
Ответственность менеджера может быть нескольких видов.
Собственная ответственность — обязанность отвечать за собственные действия и их последствия. Такая ответственность вступает в силу вместе с принятием решения о собственных действиях, т.е. до самих действий.
Чужая ответственность — обязанность отвечать за решения или действия других (как правило, сотрудников рангом ниже) носителей решений или исполнителей действий.
Ответственность перед собой имеет место в случае, если принимающий решение и его исполнитель являются одним лицом.
Внешняя ответственность — ответственность по отношению к внешним объектам, зависящим от деятельности организации.
Внутренняя ответственность — ответственность по отношению к внутренним объектам организации.
Ответственность перед предприятием (организацией) характеризует учет интересов организации или ее представителей.
Общественная ответственность учитывает интересы общего благополучия.
Социальная ответственность содержит учет социальных интересов сотрудников организации.
Экологическая ответственность — ответственность по отношению к окружающей среде.
Глобальная ответственность — учет влияния человека на состояние Земли.
Ответственность непосредственно менеджера обусловлена интересами собственников и организации. Во имя этих интересов менеджеры реализуют деловые цели, стремление к которым иногда приходит в противоречие с другими интересами.
Этическая ответственность и компетентность. Развитие персонала все чаще рассматривается в контексте этических обязательств, которые стали составной частью ответственности ме- неджера.
Во многих западных фирмах для повышения этической компетентности существуют консультанты по этике. В их услугах нуждаются кадры высшего звена управления организацией для познания путей реализации управленческих решений.
Они выясняют личностные предпосылки принятия решений, изучают нравственные аспекты, преобладающие в общественном сознании, чтобы прийти к консенсусу.
В процессе развития персонала функции такого консультанта могут выполнять кадровые службы и специальные семинары.
В понятие этики включаются индивидуально-психологические факторы, такие как мотивация, успех, авторитет, внешность, ответственность, а также все, что предшествует индивидуальным поступкам и следует за ними.
Предотвращение конфликтов. Консультант по этике имеет дело с управленчески компетентным персоналом и не разрешает конфликты, а предотвращает их, занимается оперативным контролем этического климата, создает такую атмосферу в коллективе, в которой руководитель может обосновывать свои управленческие решения с точки зрения их влияния не только на производство, но и на сотрудников, клиентов, поставщиков, а последние благодаря этому действуют в интересах его фирмы.
Так этическая ответственность менеджера вплетается в экономическую безопасность фирмы.
Задачи советника по этике состоят в том, чтобы "влезть в шкуру менеджера", изучить его личность с целью оказания необходимой помощи, быть связующим звеном между директором и сотрудниками, которые часто бывают изолированы от решения вопросов, определяющих их будущее, затрагивающих их интересы. Такая изоляция и обусловливает вмешательство консультанта по этике.
Контроллинг
Насколько глубоко повлияли проведенные мероприятия на развитие персонала?
Насколько окупились проведенные инвестиции?
Были ли внедрены полученные знания?
Развитие персонала представляет собой средство усиления кадрового потенциала и поощрения необходимых в будущем кадровых ресурсов. Оно рассматривается как производная от философии и миссии предприятия и отталкивается от его долгосрочных целей.
В связи с этим цели развития персонала формируются руководством предприятия. Одновременно они должны быть достижимыми с точки зрения сотрудника и приносить осязаемые результаты. Четкое определение задач, стоящих перед сотрудником, является предпосылкой к пониманию требований к нему и готовности повышать свой профессиональный уровень.
Литература:
1.Д.А. Аширов «Управление персоналом : принципы и методы », учебное пособие, М., МЭСИ , 2001 г .
2.Д.А. Аширов, Е.Н. Жамойда «Привлечение и отбор персонала », учебное пособие, М., МЭСИ , 2001 г .Глушаков В.Е. Психология корпоративного управления. – Мн.: Издательский центр БГУ», 2009.
3. Лукаш Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом. – М.: «Финпресс», 2007.
4. А. Брасс, В. Глушаков, В. Кривцов, Р. Седегов Управление персоналом: от фактов настоящего к возможностям будущего. – Мн.: УП «Технопринт», 2002.
5. Теория системного менеджмента: Учебник. /Под общ. Ред. П.В. Журавлева, Р.С. Седегова, В.Г. Янчевского. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002 г.
6. Алабугин А .А . Управление персоналом международных и российских предприятий . - Челябинск : ЮурГУ , 2000 г .
7. Кибанов А.Я . Управление персоналом . – М: Экзамен , 2009 г .
8. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М : Бизнес -шк . «Интел -Синтез », 2000 г .
9. Журавлев П.В. и др . Технология управления персоналом . – М : Экзамен, 2000 г .
10. Уитмор Джон. Coaching – новый стиль менеджмента и управления персоналом. – М: Финансы и Статистика, 2000 г.
11. Цветаев В.М. Управление персоналом . –СПб : Питер, 2000 г.
12. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000 г .
13. Богут И.И. Управленческая деятельность руководителя подразделения по работе с персоналом: пути решения проблем. – Домодедово: Всерос. институт повышения квалиф. работников , 2000 г.
14. Проблемы управления персоналом в организациях. Под редакцией Кибанова А.Я. – М.: Гос. ун-т упр., 2000 г.
15. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М: Бизнес-школа. «Интел-Синтез», 1999 г .
16. И. Добротворский. Как стать первоклассным руководителем. Полный справочник высокоэффективного руководителя-профессионала. 2004. М.
17. В.В.Авдеев. Управление персоналом. Технология формирования команды. М.2002.
18. М.Вудкок, Д.Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер. М. 2009
Интернет ресурсы
1. www.econom.en.u.
2. http://books.listsoft.ru/(List SOFT. Оптимизация управленческих решений).
3. http://www.apsco.ru/seminars/3.htm (Повышение эффективности разработки и реализации управленческих решений в бизнесе. Типовые проблемы в ходе реализации управленческих решений).
4. http://www.mistral.ru/content/43073.shtml (Книга 'Разработка управленческих решений: Учебник для вузов).
5.14.http://arw.asu.ru/~sokol/server/resours/article/machn.html (Теоретические основы принятия управленческих решений).
6.17.http://www.profi.mipt.ru/i-uprdes.html (Управленческое решение. Условия и факторы качества управленческих решений. Модели, методология и организация процесса