В дисциплинарном судебном присутствии
§ 1. Подведомственность дел Дисциплинарному
судебному присутствию
Федеральный конституционный закон N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" <1> (далее - Закон) был принят 9 ноября 2009 г. Этим Законом, а также Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2009 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статьи 4 и 15 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <2> в судебную систему России были внесены изменения. Появился новый судебный орган, осуществляющий правосудие. Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 г. N 5-ФКЗ включил в перечень федеральных судов России, представленный в ч. 3 ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Дисциплинарное судебное присутствие.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
<2> Там же.
Логично было бы, учитывая сказанное, дополнить гл. 3 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" прямым упоминанием Дисциплинарного судебного присутствия в качестве специализированного суда.
Во избежание различий в толковании закона Дисциплинарное судебное присутствие следовало бы прямо назвать судом, а не судебным органом, ведь "правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом" (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Кроме того, ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что "судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.
Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия".
В соответствии со ст. ст. 1 и 6 Закона Дисциплинарное судебное присутствие:
1) рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение ими дисциплинарных проступков, на указанные решения квалификационных коллегий судей;
2) рассматривает обращения Председателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.
Отметим, что Дисциплинарному судебному присутствию подведомственны дела с достаточно ограниченным предметом: даже досрочное прекращение полномочий судей имеет отношение к его деятельности только в одном случае - если такое прекращение явилось следствием совершения судьями дисциплинарных проступков. Иные случаи досрочного прекращения полномочий судей или иные дисциплинарные взыскания предметом рассмотрения данного суда быть не могут. Этим объясняется небольшое количество рассматриваемых дел. В 2010 г. в Дисциплинарное судебное присутствие поступило и рассмотрено 147 заявлений и жалоб (обращений), в 2011 г. - 208 заявлений и жалоб (обращений) <1>.
--------------------------------
<1> URL: http://www.dsp.sudrf.ru/.
По сути, данные дела являются гражданскими делами и рассматриваются они в порядке гражданского судопроизводства, о чем будет сказано ниже.
Исходя из предмета дел, вполне правомерно рассматривать Дисциплинарное судебное присутствие в качестве суда, осуществляющего защиту нарушенных прав судей <1>. Возможно, это положение следует отразить в нормах Федерального конституционного закона как одну из задач судопроизводства в Дисциплинарном судебном присутствии, которая вполне соответствует положениям ст. 46 Конституции РФ.
--------------------------------
<1> Защита прав имеет место не только при обращении в Дисциплинарное судебное присутствие бывших судей, но и при обращении в этот суд председателей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Отметим, что Дисциплинарное судебное присутствие - не единственный суд, созданный для защиты прав определенных лиц в сфере их профессиональной деятельности. Так, основной задачей арбитражных судов является защита нарушенных или оспариваемых прав лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность. Военные суды, с нашей точки зрения, также можно рассматривать (в рамках гражданского судопроизводства) как суды, задачей которых является защита прав военнослужащих от действий (бездействия) и решений органов военного управления и воинских должностных лиц.
В связи с появлением нового федерального суда переосмысления требует теория судебной подведомственности. Нуждаются в корректировке и некоторые процессуальные нормы.
Например, ни ст. 22, ни гл. 25 ГПК РФ не упоминают о Дисциплинарном судебном присутствии, хотя формально подведомственные ему дела могут рассматриваться как подведомственные судам общей юрисдикции. Возможно, следует дополнить либо указанную статью, либо указанную главу ГПК РФ нормой, подобной норме ч. 3 ст. 22 ГПК РФ или ч. 3 ст. 251 ГПК РФ. Формулировка может быть следующей: "Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные настоящей главой, за исключением дел, отнесенных федеральным конституционным законом к ведению Дисциплинарного судебного присутствия".
Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о дисциплинарной ответственности судей" <1> изложил п. 3 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ в новой редакции, в соответствии с которой Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела "об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков)". До внесения изменений было установлено, что Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела "об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки". Таким образом, дела, ранее подсудные Верховному Суду РФ, были переданы в ведение другого, специализированного, суда.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
Однако требует обсуждения концептуальная идея (как ее понимает автор настоящей главы) Закона о придании профессионально-корпоративному суду статуса государственного, или, наоборот, - о придании государственному суду статуса профессионально-корпоративного.
Дело в том, что различные квалификационные комиссии, в том числе и квалификационные коллегии судей, хотя и решают правовые вопросы, правосудия не осуществляют. Они не связаны многочисленными принципами и иными нормами процессуального права, правила формирования таких комиссий отличны от правил формирования государственных судов.
Если Дисциплинарное судебное присутствие - самостоятельный федеральный суд (ч. 3 ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"), то к нему применимы нормы ч. ч. 1 и 2 ст. 128 Конституции РФ:
"1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом".
Не следует ли из данных положений то, что судьи Дисциплинарного судебного присутствия должны назначаться Президентом России?
Однако в соответствии со ст. 4 Закона "члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации и Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней".
Разрешение данного противоречия ссылкой на то, что кандидаты в члены присутствия уже являются судьями, назначенными в соответствии с Конституцией РФ, - дискуссионное. Присутствие, как уже отмечалось, - самостоятельный федеральный суд, а не составная часть, филиал или представительство Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а значит, его члены осуществляют правосудие именно в Дисциплинарном судебном присутствии, а не в иных федеральных судах, являются судьями именно этого суда, а не иного федерального суда.
Если же признать, что члены присутствия осуществляют правосудие как судьи Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, возникают иные вопросы. Например, в соответствии со ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Из этого следует, что судьи арбитражных судов вправе рассматривать именно дела, связанные с экономической деятельностью, к которым дела, рассматриваемые Дисциплинарным судебным присутствием, отнести сложно.
Следовательно, судьи Верховного Суда РФ исходя из смысла ст. 126 Конституции РФ вправе рассматривать дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Но разве дела, рассматриваемые Дисциплинарным судебным присутствием, не выведены из подведомственности судов общей юрисдикции?
Если в целях укрепления единства статуса судей и судебной системы России в целом в будущем будет поставлен вопрос о представительстве в Дисциплинарном судебном присутствии судей Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов России, то возникнут сходные проблемы, требующие, по крайней мере, обсуждения.
Вообще, дуализм в правовом положении члена Дисциплинарного судебного присутствия несколько необычен: судья осуществляет правосудие в одном федеральном суде без освобождения от должности в другом - "по основному месту работы" (ст. 5 Закона). Получается, что в Дисциплинарном судебном присутствии осуществляют правосудие не судьи этого федерального суда, а судьи других судов (Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ), а сам указанный суд штатных судей не имеет.
Однако из нормы той же ч. 2 ст. 128 Конституции РФ следует, что "судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом". Можно сделать вывод о том, что любой федеральный суд должен иметь своих судей, назначенных для работы именно в нем. Рассматривая такое понимание указанной нормы, следует упомянуть и право каждого "на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом" (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ).
С учетом существующего порядка формирования Дисциплинарного судебного присутствия требует обсуждения также вопрос об обеспечении действия принципа независимости судей (в силу ч. 1 ст. 120 Конституции РФ "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону" <1>), особенно при обращении в Дисциплинарное судебное присутствие Председателя Верховного Суда или Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, а также при рассмотрении дел с участием судей указанных судов.
--------------------------------
<1> См. также: ст. 5 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 8 ГПК РФ.
Кстати, порядок назначения судьи и прекращения его полномочий является одной из гарантий действия указанного принципа, который обеспечивается в том числе возможностью заявления отвода судье и самоотвода, заявленного судьей. В ГПК РФ, к примеру, основанием для отвода судьи являются "обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности" (п. 3 ч. 1 ст. 16), это же положение воспроизведено и в п. 3 ч. 1 ст. 14 Регламента Дисциплинарного судебного присутствия, а в АПК РФ, кроме того, основанием отвода является то, что судья "находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя" (п. 6 ч. 1 ст. 21).
Указанный дуализм правового положения члена присутствия может приводить к конфликту интересов (ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"), что не может не отразиться на эффективности правосудия.
Кроме того, остается не вполне ясным вопрос о самой должности члена Дисциплинарного судебного присутствия: это реальная должность, общественное поручение либо работа по совместительству? Отметим только, что ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" запрещает судье "замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром".
§ 2. Возбуждение и порядок рассмотрения дел
в Дисциплинарном судебном присутствии
Закон в ч. 1 ст. 6 определяет, что "Дисциплинарное судебное присутствие в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия, осуществляет следующие полномочия..." Указанная норма не вполне корректна. Главы 23 и 25 ГПК РФ не могут регулировать судопроизводство самостоятельно, в отрыве от других глав Кодекса. Указанными главами установлены лишь особенности рассмотрения и разрешения дел, возникших из публичных правоотношений, а сам базовый порядок рассмотрения определен в других - предшествующих и последующих - главах ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 246 ГПК РФ "дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26.2 настоящего Кодекса и другими федеральными законами".
Таким образом, общие нормы ГПК РФ должны распространяться и на порядок рассмотрения дел Дисциплинарным судебным присутствием. Значит, дела в Дисциплинарном судебном присутствии следует рассматривать по общим правилам ГПК РФ с особенностями, предусмотренными гл. 23 и 25 ГПК РФ, ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" и Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия, который утвержден Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 февраля 2010 г. N 3/2 "О Регламенте Дисциплинарного судебного присутствия" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Регламент). При этом не следует забывать, что правила применения норм гл. 23 и 25 ГПК РФ разъясняются и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Такое обилие нормативных правовых актов порождает первую проблему. Особенностей рассмотрения дела настолько много, что за ними иногда не видно базовой нормы <1>.
--------------------------------
<1> См.: Юдин А.В. Процессуальные аспекты функционирования Дисциплинарного судебного присутствия // Вестник ВАС РФ. 2010. N 2; Воронов А.Ф. Процессуальные вопросы защиты прав судей в Дисциплинарном судебном присутствии // Судья. 2011. N 5.
Например, для возбуждения гражданского дела по общему правилу в суд подается исковое заявление, содержание которого и прилагаемые к нему документы должны соответствовать нормам ст. ст. 131, 132 ГПК РФ. По делам из публичных правоотношений в суд подается не исковое заявление, а заявление, особенности содержания которого предусмотрены главами 23 и 25 ГПК РФ. В свою очередь, для возбуждения гражданского дела в Дисциплинарном судебном присутствии следует написать не исковое заявление и не заявление, а жалобу или обращение, особенности содержания которых указаны в ст. 10 Регламента.
В соответствии с указанной статьей в жалобе (обращении), поданной в Дисциплинарное судебное присутствие, должны быть указаны:
1) Дисциплинарное судебное присутствие в качестве органа, в который подается жалоба (обращение);
2) лицо, подавшее жалобу (обращение), его почтовый адрес, адрес электронной почты (при его наличии) для направления почтовой корреспонденции, номер телефона;
3) решение, с которым не согласен заявитель, с указанием его реквизитов, а также наименование квалификационной коллегии судей, принявшей данное решение;
4) требование, обращенное к Дисциплинарному судебному присутствию;
5) обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) перечень прилагаемых к заявлению документов, если заявитель считает необходимым их приложить.
При наличии у заявителя представителя в жалобе (обращении), поданной в Дисциплинарное судебное присутствие, должны быть указаны фамилия, имя, отчество представителя, его почтовый адрес, адрес электронной почты (при его наличии) для направления почтовой корреспонденции, номер телефона.
К жалобе (обращению) прилагается копия решения квалификационной коллегии судей, с которым не согласен заявитель, а также при наличии у заявителя представителя доверенность на представление интересов заявителя в Дисциплинарном судебном присутствии.
Если заявителем является Председатель Верховного Суда РФ или Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, то в обращении, поданном в Дисциплинарное судебное присутствие, должно содержаться указание на судью, в отношении которого оспаривается отказ о досрочном прекращении полномочий судьи.
В обращении также могут содержаться иные сведения, в том числе адрес электронной почты, номер телефона, факса, которые могут быть использованы для направления корреспонденции.
Жалоба (обращение), направленная в Дисциплинарное судебное присутствие, государственной пошлиной не облагается. Распределение судебных издержек, связанных с рассмотрением жалобы (обращения) в Дисциплинарном судебном присутствии, осуществляется по общим правилам гл. 7 ГПК РФ (ст. 21 Регламента).
Возникает вопрос: означает ли содержание ст. 10 Регламента, что в ней указаны все пункты, которые следует указывать в жалобе (обращении), или здесь указаны только дополнительные требования по сравнению с нормами ГПК РФ? Ответить достаточно сложно, однако в пользу второго варианта свидетельствует то, что в любом обращении в любой суд следует указывать, кто является истцом (в данном случае - заявителем), а кто ответчиком (в данном случае - заинтересованным лицом).
Однако большое количество процессуальных особенностей по сравнению с правилами искового производства, которые следует учитывать при возбуждении и рассмотрении дел, - не главная сложность. Проблема состоит также в правильном их сочетании, выстраивании их верной иерархии, устранении конфликтов как между нормами, определяющими особенности производства, так и между ними и базовыми процессуальными нормами.
Разрешение указанных противоречий затрудняет и определение статуса Регламента. С одной стороны, это совместное Постановление Пленума Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ. В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" Пленум Верховного Суда РФ дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Вместе с тем Регламент на основании положений ч. 1 ст. 7 Закона стремится занять явно более высокое положение <1>. Так, например, п. 1 ст. 4 Регламента устанавливает, что "производство в Дисциплинарном судебном присутствии осуществляется в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Федеральным конституционным законом "О Дисциплинарном судебном присутствии" и настоящим Регламентом, а в случаях, не урегулированных ими, - по общим правилам искового производства, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации".
--------------------------------
<1> См.: Юдин А.В. Указ. соч.; Воронов А.Ф. Указ. соч.
Необычно в данном случае то, что норма Постановления Пленумов ставится в один ряд с нормой федерального закона, а возможно, и выше. Не противоречит ли это, например, норме ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, согласно которой "суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом"?
Как следует отметить, ст. 3 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает, что "единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем... соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства (выделено мной. - А.В.)".
Конечно, всякий нормативный акт под названием "регламент" должен иметь соответствующие особенности, как, к примеру, Регламент Верховного Суда РФ, утвержденный Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2009 г. N 29 или Регламент арбитражных судов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. N 7. Тем не менее любой регламент не должен противоречить вышестоящему нормативному акту, в частности, закону, затруднять его понимание и противоречить ему.
Итак, член Дисциплинарного судебного присутствия в течение десяти рабочих дней со дня поступления жалобы (обращения) в Дисциплинарное судебное присутствие рассматривает вопрос о принятии ее к производству. Он либо выносит определение о принятии жалобы (обращения) к производству в случае ее соответствия требованиям ст. 10 Регламента, либо выносит мотивированное определение о возвращении жалобы (обращения), если ее рассмотрение не относится к полномочиям Дисциплинарного судебного присутствия, а также в случае несоблюдения заявителем требований, предусмотренных ст. 10 Регламента.
Таким образом, институты оставления жалобы без движения и отказа в принятии жалобы в данном случае не применяются.
В определении о принятии жалобы (обращения) к производству устанавливаются время и место проведения судебного заседания по делу, круг лиц, подлежащих приглашению в судебное заседание Дисциплинарного судебного присутствия, указываются действия, которые следует совершить при подготовке дела к рассмотрению в судебном заседании Дисциплинарного судебного присутствия.
Затем проводится подготовка дела к судебному разбирательству, причем в соответствии с п. п. 9 и 10 ст. 11 Регламента действия по подготовке дела к рассмотрению в судебном заседании производит секретариат, что несколько необычно <1>.
--------------------------------
<1> В соответствии с ч. 2 ст. 147 ГПК РФ "подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу и проводится судьей с участием сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей".
Рассмотрение дела по существу происходит в судебном заседании, о котором извещаются участники процесса. Лица, участвующие в деле, - заявитель и заинтересованные лица. Заявителем является лицо, направившее в Дисциплинарное судебное присутствие жалобу (обращение). К заинтересованным лицам относятся: квалификационная коллегия судей, принявшая оспариваемое решение, а при рассмотрении обращения - также судья, в отношении которого отказано в прекращении полномочий судьи.
Заседание Дисциплинарного присутствия считается правомочным, если на нем присутствует не менее пяти членов присутствия. Производство ведется на русском языке. Порядок судебного заседания определен ст. 15 Регламента.
В подготовительной стадии судебного заседания Дисциплинарного судебного присутствия устанавливается возможность проведения судебного заседания по рассмотрению дела по существу, а также избирается председательствующий в судебном заседании.
Судебное заседание начинается с объявления председательствующим, какое дело слушается. Председательствующий проверяет явку в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве секретаря, представителей сторон, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права, в том числе право заявлять отводы.
В ходе судебного заседания заслушивается выступление докладчика по делу (члена присутствия, принявшего жалобу (обращение)), который излагает суть поступившей жалобы (обращения), обстоятельства дела, содержание имеющихся материалов по делу, а также сообщает о действиях, предпринятых в рамках подготовки дела к судебному заседанию. Докладчику могут быть заданы вопросы другими членами Дисциплинарного судебного присутствия.
В судебном заседании заслушиваются лица, участвующие в деле, их представители, свидетели, председатель суда, направивший представление в квалификационную коллегию судей о досрочном прекращении полномочий судьи, и другие лица, приглашенные в судебное заседание, по существу жалобы (обращения) исследуются доказательства по делу, разрешаются ходатайства.
При рассмотрении дела по жалобе заявителя Дисциплинарное судебное присутствие не связано основаниями и доводами, изложенными в жалобе. Однако при рассмотрении дела по обращению Председателя Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ Дисциплинарное судебное присутствие проверяет решение квалификационной коллегии судей, с которым не согласен заявитель, в пределах оснований и доводов, изложенных в обращении.
В случае, когда заявителем является гражданин, судейские полномочия которого досрочно прекращены решением квалификационной коллегии судей, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, с которым не согласен заявитель, а также законности данного решения возлагаются на квалификационную коллегию судей, его принявшую. Председатель Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, обратившийся в Дисциплинарное судебное присутствие, обязан доказать незаконность и необоснованность решения квалификационной коллегии судей, с которым он не согласен.
При рассмотрении жалобы (обращения) Дисциплинарное судебное присутствие вправе истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.
§ 3. Решение Дисциплинарного судебного присутствия
По результатам рассмотрения жалоб и обращений Дисциплинарное судебное присутствие вправе принять одно из следующих мотивированных решений по существу рассмотренной жалобы (обращения):
1) об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей полностью или в части;
2) об удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи;
3) об отказе в удовлетворении жалобы или обращения (п. 19 Регламента).
При принятии решения присутствие руководствуется такими нормативными правовыми актами, как Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Кодекс судейской этики от 19 декабря 2012 г., Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей от 22 марта 2007 г. и др. Обстоятельствами, подлежащими установлению по делу, являются, в частности:
- полномочия соответствующей квалификационной коллегии;
- соблюдение порядка привлечения судьи к ответственности;
- наличие оснований привлечения судьи к ответственности, т.е. имел ли место дисциплинарный проступок;
- соответствие дисциплинарного проступка судьи взысканию в виде досрочного прекращения полномочий.
Решение Дисциплинарного судебного присутствия по жалобе или обращению принимается открытым голосованием большинством голосов членов Дисциплинарного судебного присутствия в условиях закрытого совещания членов Дисциплинарного судебного присутствия. При равном количестве голосов жалоба считается удовлетворенной, а обращение - отклоненным.
Решение принимается именем Российской Федерации и подписывается всеми членами Дисциплинарного судебного присутствия, рассматривавшими дело, по которому оно принято.
Резолютивная часть решения оглашается председательствующим в том же судебном заседании, в котором дело было рассмотрено, в присутствии лиц, участвующих в деле, и иных приглашенных в судебное заседание лиц. Решение по делу, рассмотренному Дисциплинарным судебным присутствием, изготавливается докладчиком по делу в полном объеме в течение тридцати календарных дней со дня оглашения резолютивной части.
Изготовленное в полном объеме и подписанное всеми членами Дисциплинарного судебного присутствия, рассматривающими данное дело, решение Дисциплинарного судебного присутствия в течение пяти рабочих дней подлежит направлению лицам, участвующим в деле, в Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, в том числе по электронной почте.
Решение Дисциплинарного судебного присутствия, а также особые мнения членов Дисциплинарного судебного присутствия публикуются в журнале "Вестник Дисциплинарного судебного присутствия" и размещаются на сайте Дисциплинарного судебного присутствия в сети Интернет.
Решение Дисциплинарного судебного присутствия вступает в законную силу немедленно после его оглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно может быть пересмотрено лишь по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Основания и порядок указанного пересмотра решения предусмотрены в ст. 20 Регламента, содержание которого дает основание полагать, что речь идет о пересмотре по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.