Организационно правовые формы объединения диверсифицированных организаций

Объединение диверсифицированных организаций может происходить на временной или постоянной основе путем создания юридических лиц в виде картелей, синдикатов, пулов, холдингов, трестов, концернов, финансово-промышленных групп и др.

Картель представляет собой форму союза предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам на товары и услуги, обмену патентами, доле квоты на рынках сбыта и др. Как правило, в картель объединяются предприятия одной отрасли. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором.

Синдикатыявляются одной из разновидностей картеля и представляют собой совокупность организаций с централизованной функцией сбыта или снабжения. Участники синдиката теряют коммерческую независимость, сохраняя при этом юридическую и производственную самостоятельность. Концентрируя в единых органах сбыта определенный вид продукции, синдикат получает возможность регулировать условия продажи на рынке. При концентрации снабженческих функций организации, входящие в состав синдиката, экономят на издержках производства за счет оптовых закупок сырья, материалов и комплектующих. Объединяя свои функции, организации обеспечивают себе конкурентные преимущества по издержкам за счет достижения эффекта масштаба производства.

Пулыявляются другой разновидностью объединения на основе картельного соглашения, получившие распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

Холдинг– акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных организаций для осуществления контроля над их операциями.

Трест является примером наиболее тесного объединения предприятий. Предприятия, входящие в его состав, теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и превращаются в подразделения треста. Тресты могут объединять предприятия одной или нескольких отраслей. Слияние предприятий в трест может происходить либо через включение одного предприятия в состав другого, либо образованием нового предприятия.

Концерн является горизонтальным, вертикальным или диверсифицированным объединением предприятий, которые сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству и маркетингу предприятия берутся под единое управление. Варианты создания концерна и отношения между предприятиями внутри его могут быть различными. Так, в концерне, основанном на подчинении, одно из предприятий владеет контрольным пакетом акций и господствует на основе владения капиталом над другими предприятиями. Имеют место концерны, основанные на равноправии предприятий, интегрирующихся под общим руководством.

Финансово-промышленные группы (ФПГ). В этих хозяйственных структурах аккумулируются интегрированные возможности финансового, промышленного и торгового капитала. ФПГ создаются не только на базе технологически связанных предприятий, но и на основе диверсификации деятельности промышленных предприятий. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. В нее могут входить инвестиционные организации, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса финансовыми средствами.

2.2.8. Выбор конкурентных стратегий
в диверсифицированных организациях
с помощью матричных моделей

Оценка конкурентного положения и выбор стратегии диверсифицированных организаций на различных рынках обычно осуществляется с применением матричных моделей. В настоящее время имеется большое количество таких моделей. Наиболее часто применяются три типа матриц:

1) матрица «рост/доля», разработанная Бостонской консультационной группой (далее – матрица БКГ);

2) многокритериальная матрица «привлекательность отрасли / положение в конкуренции», созданная корпорацией «General Electric» при участии консалтинговой фирмы McKensey and Compaany (далее – многокритериальная матрица МакКинзи);

3) матрица «жизненного цикла отрасли» Hofer / A. D. Little (далее – матрица жизненного цикла отрасли).

Матрица БКГ

Матрица БКГ предназначена для классификации организаций с помощью двух параметров: относительная рыночная доля, характеризующая силу его позиции на рынке, и скорость роста рынка, характеризующая его привлекательность. Товар каждой организации представлен в виде кружка, размер которого показывает прибыль, получаемую от данного товара.

Допустим, что две организации, одна из которых производит товар А, другая – товар Б, конкурируют на одном рынке. Товары А и Б – идентичны и реализуются по одной и той же цене. Высокая доля товара Б свидетельствует о том, что его производится больше. Из-за большего масштаба издержки производства товара Б ниже, а прибыль выше, что позволяет руководству организации Б снизить цену на большую величину, чем это может сделать руководство организации А. В результате для покупателей товар Б создает дополнительную ценность (выгоду) и обеспечивает более высокую конкурентоспособность. Таким образом, большая рыночная доля дает организации возможность иметь более прочные позиции в конкурентной борьбе. Однако необходимо подчеркнуть, что жесткая зависимость между рыночной долей и прибылью существует не всегда, иногда она носит менее выраженный характер. На рисунке 2.7 представлена матрица БКГ.

Организационно правовые формы объединения диверсифицированных организаций - student2.ru

Рис. 2.7. Матрица БКГ

По осям координат показываются: относительные доли роста объема продаж (ось Y) и относительные рыночной доли оцениваемых товаров (ось X). Степень изменения объема продаж определяется за какой-то определенный период времени, например за год. Относительные показатели отдельного товара определяются делением его абсолютного значения на наибольшую величину этого показателя в одном из всех оцениваемых товаров. Диапазон изменения относительных показателей лежит в пределах от 0 до 1. Для наглядности представления рыночная доля на оси X показана в виде обратной шкалы, при которой рост рыночной доли от 0 до 1 происходит справа налево к точке пересечения осей ординат. Такой прием не является обязательным, аналитики часто используют прямую шкалу измерения. В этом случае на матрице квадраты поменяются местами: «звезды» с «трудными детьми», а «дойные коровы» с «собаками».

В основу данной матрицы положены следующие допущения: чем больше скорость роста, тем больше возможности развития и чем больше доля рынка, тем сильнее позиции организации в конкурентной борьбе за счет снижения издержек.

Пересечение на матрице двух ординат образует четыре квадрата. Если товары имеют высокие значения обоих показателей, они называются «звездами», их следует поддерживать и укреплять. У «звезд» появляется один недостаток: поскольку рынок развивается высокими темпами, то им требуется больше инвестиций, расходуя для этого большую часть получаемой прибыли. Если товары имеют высокие показатели по оси X и низкие – Y, они являются «дойными коровами». Поскольку рынок не растет, им не нужны средства для развития товара, но у них нет и будущего. При низком значении показателя X и высоком – Y товары называются «трудными детьми». Для этих товаров необходимо определить возможность превращения их в «звезд» за счет дополнительных инвестиций. Если показатели Х и Y имеют низкие значения, товары являются «собаками». Они имеют небольшую прибыль или приносят убытки, и если нет других причин для их сохранения, от них надо избавляться. Успешные товары начинают свою жизнь как «трудные дети», затем они становятся «звездами» и по мере насыщения рынка переходят в «дойные коровы». Заканчивается жизненный цикл товара в области «собак».

Несмотря на простоту и наглядность представления, аналитики отмечают следующие недостатки применения матрицы БКГ:

1. Четырехклеточная модель матрицы делит критерии оценки только на низкий и высокий уровень и не отражает работу организаций с производством товара со средними темпами роста и относительной доли рынка, которые находятся в межклеточном пространстве.

2. Деление товаров на рынке только на четыре видовые группы является очень упрощенным подходом. Некоторые лидеры, обладающие максимальной долей рынка, никогда не были «звездами» по прибыльности, а многие организации с низкой относительной долей рынка не являются «собаками» или «трудными детьми». В большинстве случаев, играя на рынке вторые роли, такие организации имеют стабильные темпы роста, прибыльны и успешно конкурируют или даже превосходят лидеров.

3. Связь между долей рынка и издержками производства не так сильна, как эффект кривой опыта, а снижение издержек с приобретением опыта по отраслям меняется.

4. Матрица не может оценить долгосрочную привлекательность рынков и конкурентное положение товаров, делать прогнозные оценки типа того, где на поле матрицы будут располагаться исследуемые продукты через год, два года и более.

5. Она не учитывает взаимосвязь отдельных видов бизнеса, дающих синергетический эффект, например при диверсификации производства.

Наши рекомендации