Тема 17. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
Международные компании последней четверти 20 в. являются важнейшим элементом развития мировой экономики и МЭО. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление МРТ. Компании предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как локомотивы мировой экономики. Специфика корпораций этого типа состоит в том, что за национальные границы выносятся не только конечная и начальная, но и центральная фаза процесса производства. Такая деятельность дает возможность:
§ использовать трудовые, природные ресурсы, научно-технический потенциал других стран;
§ использовать выгоды международной специализации и кооперирования;
§ добиваться повышения размеров предприятия до максимально эффективного уровня;
§ преодолевать ограниченность внутренних рынков отдельных стран.
Современные ТНК в дополнение к существующему обмену товарами и услугами создали международное производство, соответствующую ему международную сферу услуг и международную финансовую сферу, способствовав превращению в основном локальных (межстрановых, региональных) международных экономических отношений в глобальные. Таким образом, изучение феномена международных компаний, в частности транснациональных, как одной из форм международного бизнеса является весьма актуальным.
К началу 21 века по данным ЮНКТАД в мире функционировало около 83 тыс. международных компаний, в том числе 63 тыс. ТНК. Они контролировали за пределами своих стран до 800 тыс. дочерних предприятий, в том числе около 690 тыс. входящих непосредственно в ТНК. Их семейство за последние 25 лет выросло почти в 12 раз. Еще в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний. Из 500 самых мощных международных компаний 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 компаний реализуют 80% всей произведенной международными корпорациями продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения; 300 из них распоряжаются 75% валового промышленного продукта мира. На ТНК приходится ¼ ВВП всего мира, в том числе на их зарубежные филиалы – 1/10.
Подавляющая часть родительских компаний – около 49 тыс. – размещается в развитых странах. Немало их в развивающихся странах (примерно 11 тыс.) и в государствах с переходной экономикой (около 3 тыс.). Однако это в основном небольшие по размерам ТНК, так как в число 100 крупнейших по зарубежным активам ТНК мира входит только одна ТНК из развивающихся стран – «Петролеос де Венесуэла», а все остальные из развитых стран. Основная часть международных корпораций сосредоточена в США (26), странах ЕС (47) и Японии (17). Объем произведенной продукции на предприятиях этих корпораций ежегодно превышает 1 трлн. долл. На них работает 73 млн. сотрудников, т.е. каждый 10 занятый в мире, исключая сельское хозяйство. Объем прибыли наиболее крупных корпораций сопоставим с величиной ВВП отдельных стран. Например, ежегодный объем прибыли Дженерал Моторс равен ВВП Австрии или Турции.
Эксперты ООН долгое время относили к ТНК такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн. долл., и филиалы более чем в шести странах. В последние годы было сделано некоторое уточнение: о международном статусе фирмы свидетельствует также и такой показатель, как размер процента ее продаж, ее товаров, реализуемых за пределами страны базирования (Нестле – 98%). Также учитывается структура ее активов – не менее 25% активов за рубежом. Самые большие заграничные активы (вне финансового сектора) имеют Роял Датч Шелл (67,6%), Форд (29%), Дженерал моторс (24,9%), Экксон (79,1), ИБМ (51,9). Также учитывается еще число занятых за рубежом в общей численности персонала.
Для измерения вовлеченности той или иной компании в производство товаров и услуг за рубежом используют индекс интернационализации. Он основан на сопоставлении хозяйственной деятельности компании у себя на родине и за рубежом. ЮНКТАД рассчитывает этот индекс как сумму трех величин: доли активов за рубежом в общем объеме активов компании, доли продаж за рубежом в общем объеме продаж компании и доли персонала за рубежом в общей численности персонала компании. У 100 ведущих ТНК мира индекс интернационализации составляет в среднем 53,9, у отдельных компаний – 94,8 (канадская компания по производству напитков «Сигрем»), 94,2 («Нестле»).Средний уровень транснационализации ТНК из развивающихся стран ниже – 36,6, наивысший его уровень имеют южноафриканская целлюлозно-бумажная компания «Саппи» – 63,6; гонконгско-бермудский холдинг «Джардайн Мэтисон» – 67,6; мексиканская цементная компания «Семекс» – 52,4.
Первоначально ТНК изучались в рамках теории фирмы, затем стали разрабатываться самостоятельные концепции. В основе их лежат прежде всего идеи американских экономистов С. Хаймера о необходимости иметь для фирмы преимущества перед местными конкурентами при осуществлении прямых инвестиций за рубежом и Р. Коуза о наличии специфического рынка внутри крупной корпорации, а также Р. Вернона, который в своей концепции жизненного цикла продукта объяснял феномен ТНК стремлением национальных монополий нанести своим зарубежным конкурентам как бы упреждающий удар. На концепцию ТНК оказал воздействие Дж. Гэлбрейт, который считает, что генезис ТНК обусловлен технологическими причинами. Марксистская концепция ТНК – это прежде всего результат наложения процесса концентрации и централизации капитала на процесс интернационализации производства. Рассмотрим некоторые из них.
1. Модель монополистических преимуществ. Была разработана С. Хаймером и далее развита Ч.П. Киндлебергом, Р.Е. Кэйвзом и др. Она базируется на идее, что иностранный инвестор находится в менее благоприятной ситуации по сравнению с местным. Поэтому ему нужны дополнительные, так называемые монополистические преимущества, за счет которых он мог бы получить более высокую прибыль. Это премия за инвестиционный риск, получаемая в силу преимуществ, возникающих в ходе монополистической конкуренции. Преимущества возможны за счет использования имеющейся у инвестора передовой технологии, оригинальной продукции, большого предпринимательского опыта, особых льгот для иностранного капитала и др.
2. Модель жизненного цикла продукции. Разработана Р. Верноном на базе теории роста фирмы. В соответствии с ней новый продукт проходит четыре стадии цикла своей жизни (иногда пять): внедрение на рынок, рост продаж, их зрелость, насыщение и спад продаж. Международный цикл жизни продукта фирмы выглядит иначе: монопольное производство и экспорт нового продукта, появление у иностранных конкурентов аналогичного продукта и их внедрение на рынки своих стран, выход конкурентов на рынки третьих стран и соответственно сокращение экспорта продукта из страны-пионера, выход конкурентов на рынок страны-пионера (как возможная стадия). По сравнению с экспортом товара производства его за рубежом часто более выгодно из-за более низких переменных издержек, возможности обойти таможенные барьеры, усиления позиций в борьбе с другими ТНК и т.д.
3. Модель интернализации. Опирается на теорию Р.Коуза о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями существует особый внутренний рынок (интернал). Создатели модели – англичане П. Бакли, М. Кэссон, Дж. Макманус и др. считают, что значительная часть формально международных операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями ТНК.
4. Марксистская модель. Базируется на постулате избыточного капитала. Избыток вывозился через иностранные облигации, затем крупными монополиями через прямые инвестиции. При этом монополии, ставшие при этом международными, обладали преимуществами перед местными конкурентами из-за своей производственной, финансовой и технологической мощи.
5. Эклектическая модель. Ее автор Дж. Даннинг. Вобрала в себя все, что прошло проверку действительностью. Фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом потому, что одновременно имеются три предпосылки: 1) фирма обладает преимуществами по сравнению с другими фирмами в этой стране (специфические преимущества собственника); 2) фирма использует за рубежом некоторые факторы производства более эффективно, чем у себя дома (из-за дешевизны рабочей силы и сырья, больших размеров местного рынка, сбытовой инфраструктуры и др.); 3) фирме выгоднее использовать все эти преимущества самой за рубежом, а не реализовывать их там через экспорт товаров и услуг или своих знаний местным фирмам в виде лицензий. В настоящее время данная модель пользуется наибольшей популярностью.