Восстановление сельского хозяйства. 1945 - 1949 гг
1. Доставшееся «наследство»
Первым этапом в развитии сельского хозяйства области было его восстановление в послевоенные годы. Однако сразу после войны использование сельхозугодий затрудняло наличие препятствий для работы: рвы, окопы, иные оборонительные сооружения. Кое-где встречались мины и неразорвавшиеся снаряды. В связи с этим потребовались большие работы по расчистке полей.
Кроме того, при отступлении немцами были разрушены мелиоративные сооружения, в связи с чем значительная часть земель была затоплена.
Развитие сельского хозяйства затруднял тот факт, что в районе почти не осталось крупного рогатого скота и лошадей, угнанных в Германию либо уничтоженных, о чем свидетельствуют материалы доклада «О проведении инвентаризации трофеев сельского хозяйства», зачитанном на заседании обкома КПСС.
Кроме того, следует учитывать и тот факт, что серьезно пострадал жилой фонд и хозяйственные постройки на селе. Кроме того, сельское хозяйство в Восточной Пруссии развивалось в рамках частного хозяйства конкретной семьи, а потому помещения, отведенные для скота, в большинстве случаев не были рассчитаны на содержание большого количества животных и не соответствовали задачам развития общественного животноводства.
2. Образование колхозов и заселение сельской местности
В июле 1946 года Совет Министров Союза ССР принял два важнейших документа, которые определили направление деятельности органов власти новой области. Один назывался «О мероприятиях по хозяйственному устройству Кенигсбергской области» (21 июля, № 12968), другой - «О первоочередных мероприятиях по заселению районов и развитию сельского хозяйства Калининградской области» (9 июля 1946 г., № 1522). В этих документах содержалась программа экономического возрождения города и области, указывались источники финансирования и снабжения. Так началась новая история этого древнего края.
С августа 1946 г. организовано массовое прибытие в область переселенцев из 27 областей России, 8 областей Белоруссии, 4 автономных республик.
К 7 августа 1946 г., согласно директиве Правительства, должна была быть закончена инвентаризация всех жилых, хозяйственных, общественных и производственных построек намеченных к заселению переселенцами. Также предписывалось провести к этому сроку учет сельхозугодий, подлежащих передаче переселенческим колхозам. До 15 августа было необходимо организовать в каждом районе временные пункты для размещения прибывающих переселенцев. В личное пользование каждой семье предполагалось передать бесплатно в личную собственность жилой дом с надворными постройками и закрепить за ней участок в размере 0.5 га. А до приезда колхозников было необходимо обследовать колодцы, водоемы, мельницы, пекарни и подготовить их к эксплуатации.
Иными словами, работу предстояло провести не малую и при этом в предельно короткие сроки.
Стремясь привлечь в новую область советских переселенцев, правительство приняло постановление о ряде льгот для переселенцевколхозников. Хозяйства переселенцев освобождались на два года от обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов, кроме молока, а также от уплаты подоходного налога и страховых платежей.
По государственной стоимости каждой переселенческой семье предполагалось продать продовольственное зерно из расчета на голову семьи 1.5 центнера и на иждивенцев - по 0.5 центнера. Кроме того, каждая переселенческая семья по государственным расценкам имела возможность купить 1 пальто, 30 метров хлопчатобумажной ткани, 10 литров керосина, 10 кг. Соли, 40 коробок спичек. А также каждому члену семьи полагалось 1 пара обуви, 1 головной убор (платокшапка), по 2 пары носок, 2 катушки ниток и 1 кг хозяйственного мыла.
Была предусмотрена помощь нуждающимся переселенцам. Для них предусматривалось выдача кредитов на строительство и ремонт домов в размере 10 тысяч рублей на одно хозяйство. Предполагалось, что в последующем 50 процентов суммы будет погашено за счет государства, остальную часть кредита должен был выплатить сам кредитуемый. Погашение начиналось с третьего года получения ссуды.
Кроме того, колхозникам-переселенцам, не имеющим домашнего подворья, выдавали на приобретение скота долгосрочную ссуду в размере 3 тысяч рублей на семью, сроком на 5 лет, с погашением, начиная также с третьего года получения суммы.
Особой статьей оговаривались льготы для военной категории населения, пожелавшей остаться жить на новой земле.
Однако переселенческие семьи чаще всего не имели здоровых взрослых мужчин: главами семьи, как правило, были женщины и старики, иногда инвалиды, на полях работали преимущественно женщины и подростки. При том не хватало техники, и в послевоенных колхозах и совхозах нередко пахали на лошадях.
3. Сельскохозяйственные культуры и развитие скотоводческой базы.
Сельскохозяйственная специализация районов области
Развитие сельского хозяйства происходило преимущественно на базе организованных колхозов (к 1950 году их было создано 177). Довольно быстро определились направления сельского хозяйства в районах: восточные районы были преимущественно аграрными, животноводческими, основное направление там было - племенное животноводство. Эти районы резко отличались от западных прежде всего характером сельского хозяйства: на западе, в приморских районах, специализацией являлось рыболовство.
Первые годы были очень нелегкими для колхозов: прежде всего, не хватало скота. Например, Краснознаменскому району в 1947 г. было отпущено всего 530 голов крупного рогатого скота, который был распределен по колхозам. Остро не хватало лошадиной силы, необходимой для вспашки полей. Большинство работ, по воспоминаниям поселенцев, выполнялось вручную.
Государство ставило высокие планы перед колхозниками, но в ситуации восстановления разрушенного хозяйства они не могли его выполнить полностью. На заседании обкома КПСС в ноябре 1947 г. отмечалось, что план развития животноводства по области был выполнен: по крупному рогатому скоту на 93,7%, по коневодству на 86%, по овцеводству на 53,4%. В колхозах при том, что скота было мало, ещё и наблюдалось его массовое падение. Например, в Озёрском районе в пало 87 лошадей, то есть почти 18% от общего поголовья. Много пало коров (103 головы, или15,5%).
Причиной, по резолюции обкома, являлось «нерациональное, бесхозяйственное использование заготовленных кормов, а также плохой уход за скотом, что и приводило к массовому падежу скота». Однако дело было прежде всего в истощении скота, недостаче кормов. Впрочем, такая ситуация была и в других областях России.
Недовыполнялись планы заготовки зерновых, а также планы по молокопоставкам: например, в 1948 г. план молокопоставки по Гурьевскому району был выполнен по колхозным дворам на 28,4%, по подсобным хозяйствам на 25,6%.
Её хуже дело обстояло с заготовкой картофеля и овощей: в первые годы на новой земле планы выполнялись менее, чем на 10%. Остро не хватало рабочей силы: переселенческие семьи чаще всего не имели здоровых взрослых мужчин: главами семьи, как правило, были женщины и старики, иногда инвалиды, на полях работали преимущественно женщины и подростки.
Ясно было, что рост сельского хозяйства района напрямую зависел от уровня оснащенности колхозов современной техникой. Хотя в стране, только поднявшейся из разрухи, техники не хватало, изыскивались средства для оснащения колхозов и совхозов, в которых после войны нередко пахали на лошадях.
Помимо колхозов, значительную роль сыграли и подсобные хозяйства различных предприятий областного центра и райцентров области: поскольку в послевоенный период очень остро встал вопрос об обеспечении населения пищей, то, как и в других города страны и области, при восстанавливающихся предприятиях города были организованы подсобные хозяйства. Выращивали на них картофель, капусту, свеклу, другие овощи; некоторые подсобные хозяйства имели свой скот, преимущественно коров и поросят, но в очень небольших количествах.
Занимались подсобные хозяйства и выращиванием зерновых, однако здесь возникли крупные проблемы из-за недостатка техники, лошадей. В результате на заседании обкома КПСС в 1947 г. обсуждался вопрос о неудовлетворительном выполнении плана хлебозаготовок подсобными хозяйствами. Такая же ситуация наблюдалась и в следующем, 1948 году.
Тем не менее, постепенно сельское хозяйство района укреплялось. Рост сельского хозяйства района был связан с общим послевоенным ростом страны, поднимавшейся из разрухи. В 1949 г. во всех отраслях народного хозяйства страны были достигнуты серьезные успехи по развитию народного хозяйства, внедрению новой техники и механизации трудоемких и тяжелых работ. Появлялись межрайонные станции сельскохозяйственной техники, в районных центрах появлялись ветеринарные станции, обслуживавшие колхозы района.
«Выполняя задание партии, машиностроители увеличивают производство техники для сельского хозяйства. Коллектив Советской межрайонной базы «Сельхозтехника» отправил за год в хозяйства своей зоны сотни различных машин. Труженики села Неманского, Большаковского, Славского и Краснознаменского районов получили свыше 50 различных тракторов, грузовых и легковых автомашин, новой конструкции комбайны для уборки зерновых и силосных, тракторные самосвалы и прищепы. Для ремонтных мастерских база отправила на сотни тысяч рублей запчастей. Колхозы и совхозы получили также молоковозы, бензовозы, автозаправки», - писала «Калининградка» в 1950 г.
В скотоводстве стал использоваться биомицин - антибиотик, добавление которого к обычным кормам увеличивает привес животных и предупреждает их заболевания.