Пересмотр арбитражных постановлений в порядке надзора
Этапы надзорного производства:
1) Возбуждения решения о принятии.
2) Этап принятия решения к производству. Решением этого вопроса занимается коллегия из трёх судей. Потом принимается решение – либо отказ, либо в Президиум передаётся…
В судах общей юрисдикции – этап возбуждения относительно есть, а этап принятия – там единолично судья, причём с мнением единоличного судьи может не согласиться председатель судьи… А потом передаётся в Президиум ВС либо отказывают.
Особой разницы в ГПК РФ между кассацией и надзором почти нет. Процедуры у них практически одинаковы, основания не сильно отличаются…
В арбитражном процессе это разные процедуры.
Единственной надзорной инстанцией является Президиум ВАС РФ. Заявителем надзорной жалобы могут быть – лица, участвующие в деле и лица, о правах и обязанностях которых вынесен судебный акт.
Особенности оснований к пересмотру, на которые указывается в части 2 статьи 292 АПК РФ. Оспорить можно, если полагают, что существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Но самой по себе существенности ещё недостаточно, потому что её надо обосновывать применительно к основаниям пересмотра в надзоре, предусмотренных статьёй 304 АПК РФ. Не всякие нарушения норм материального и процессуального права являются основанием для пересмотра судебного акта в порядке надзора.
Незаконность, необоснованность + существенные нарушения прав и законных интересов заявителя + нарушение единообразия применения судами норм права, и нарушение прав и интересов неопределённого круга лица…
Требования к самому надзорному обращению.
Заявление о пересмотре судебного акта (представление для прокурора). Обращение непосредственно направляется в суд надзорной инстанции.
Требования к нему. Пункт 3 статьи 304 АПК РФ. Основное содержание надзорного обращения – это обоснования наличия оснований для пересмотра в порядке надзора. Эта норма предусматривает, что эти основания должны быть предусмотрены статьёй 304 АПК РФ.
По поводу несоблюдения требований.
В требованиях про госпошлину ничего в АПК не говорится – с другой стороны, в НК РФ говорится, что госпошлина в этом случае 2000 рублей (50% от госпошлины по неимущественным искам).
Кроме того, если дело проходило стандартные процедуры апелляции и кассации – то не надо уплачивать государственную пошлину при надзоре. Однако возможно ли обращение в надзор без кассационного производства, ведь у нас же институциональность? В общем, можно – если был пропущен срок кассационной жалобы и его не восстановили.
По общему правилу не надо платить государственную пошлину, но если не было кассации и апелляции – то надо.
Если требования не выполнены – то универсальный институт возвращения заявления или представления. Нет оставления без движения – всё является основанием для возвращения обращения или представления.
Если вернули – можно подать ещё раз, если срок не истёк.
Трёхмесячный срок на обращение в суд надзорной инстанции – можно восстановить, но если прошло не менее 6 месяцев со времени вступления в законную силу последнего судебного акта.
Если принято к производству – то это заявление рассматривается коллегиальным составом судей ВАС РФ (299 статья АПК РФ). В отношении полномочий коллегии обратить внимание – если коллегия согласиться с тем, что есть основания для пересмотра – то она передаст в Президиум ВАС, а если откажет – то не передаст, и всё, надзорная процедура закончена.
Во-первых, по содержанию статьи 299 АПК РФ. Обратим внимание на пункт 6.1 статьи 299 АПК РФ – появляется дополнительное полномочие, коллегия может направить дело на кассацию, если кассации нет – если основания для надзора отсутствуют, то есть иные нарушения применения норм материального или процессуального права, то коллегия может передать на рассмотрение в суд кассационной инстанции, если оно им ещё не рассматривалось (то есть двухмесячный срок для кассации пропустили и его не восстановили). Это – специальное полномочие надзорной инстанции.
И есть ещё полномочие, предусмотренное пунктом 8.1 АПК РФ. Здесь речь идёт о следующем. Президиум ВАС определяет судебную практику и определяет её в Информационных письмах и в постановления по конкретным делам (там может быть указано, что определённые положения должны быть использованы при все таких же делах). А ещё иногда Президиум может указать на возможность пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам и по вступившим в законную силу решениям и даже по исполненным судебным решениям.
Поэтому коллегия отказывает на передачу в Президиум и указывает на возможность пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам.
Два стандартных и два специальных полномочий коллегии. Просто отказать и отказать с указанием возможности по новым обстоятельствам, передать – либо в Президиум ВАС, либо в кассацию (если не было кассации).
Президиум ВАС РФ достаточно часто и не соглашается с позицией коллегии и оставляет без изменений (в гражданском же – почти сто процентов, что если передали в Президиум, то теперь уже изменят).
Предусмотрено в том числе и извещение сторон, и даже возможность им высказаться дают. На сайте ВАС даже есть видеофайлы отдельных судебных заседаний.
После чего Президиум ВАС, заседающий в составе членов Президиума ВАС, принимает итоговое постановление.
Полномочия суда надзорной инстанции – статья 305 АПК РФ. Есть возможность отмены судебного акта с принятием нового судебного акта, передача на новое рассмотрение и отмена всего и прекращение дела.
В отношении доказательственной деятельности – Президиум лишён возможности что-то делать с доказательствами (считать установленными или не установленными доказательства, которые не были таковыми в предыдущих инстанциях). А вот вопрос толкования норм права – это уже жёстко компетенция судов надзорной инстанции.
ВАС РФ может дать указание о толковании закона не только по этому конкретному делу, но и эти разъяснения могут быть обязательным для арбитражных судов в дальнейшем и даже на возможность пересмотра по из-за этого по новым обстоятельствам.
Статья 304 АПК РФ. Именно в ней сформулированы основания для отмены судебных актов, на которые надо сослаться в надзорной обращении и которые учитываются ВАС РФ при формулировании итогового постановления.