А теперь давайте разбираться так сказать по буквам
Июля 2015 года. Чем замечателен именно этот день для нас водителей? Именно с 01 июля 2015 года по распоряжению Правительства РФ вступают в силу изменения в Правила дорожного движения. Мы уже не раз переживали подобное, но в этот раз изменения особенные. Я не побоюсь этого слова «монументальные».
Согласно новых Правил Дорожного Движения п.п. 2.6.1 гласит :
Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств. Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествий с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств. Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и: оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств; оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, - если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия; не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии - если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.
Вот такое содержание этого п.п 2.6.1 ПДД РФ.
А теперь давайте разбираться так сказать по буквам.
«Водитель…обязан освободить проезжую часть, если движению других ТС создается препятствие…» - разумеется препятствие создается, если конечно ДТП произошло не в чистом поле.
«Зафиксировав средствами фотосъемки или видеозаписи, положение ТС по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, ...повреждения ТС» - а теперь представим реальное ДТП, хорошо если оба участника молодые, продвинутые люди и имеют те самые средства, которыми нужны для фиксации. Но ведь не секрет, что так бывает далеко не всегда. Предположим, что в ДТП попал человек преклонного возраста и что? Он разве сможет на свой совершенно «простой» мобильник зафиксировать все то, что указано в ПДД. Но даже если и сможет, кто же у нас умеет фиксировать повреждения своих авто так, что бы «привязать» к объектам инфраструктуры. А у некоторых вообще возникнет вопрос , к чему так сказать привязать расположение автомобилей. Да и повреждения необходимо фотографировать правильно, с учетом света. А если машина в грязи и некоторые повреждения становятся заметными только после мойки?
Я уже не говорю о том, если в столкновении участвуют дамы, думаю, что многие не раз видели на дороге, как это происходит. Вообще о каком «быстром» освобождении проезжей части идет речь? Все будет гораздо дольше. Однако продолжим… все выше описанное происходит при условии, что оба участника все таки понимают кто из них виноват в ДТП. В этом, достаточно редком случае, все автомобили сфотографированы, следы осыпи и торможения так же зафиксированы и все документы в наличии, привязка к объектам инфраструктуры сделана. Возникает вопрос, что делать дальше? А дальше оба участника, после освобождения проезжей части должны обсудить между собой обстоятельства произошедшего и понять кто-же виновен в ДТП. А именно кто из них нарушил правила дорожного движения. Ну хорошо, может быть участники ДТП не подрались и спокойно ( что мало вероятно) выясняют кто виноват. В этом случае есть три варианта решения проблемы.
1. Участники ДТП могут разобраться на месте. Прекрасно, на месте это как? Первое на что нам обращают внимание, это малозначительные повреждения. Как определить эту самую малозначительность. Предположим автомобиль достаточно дорогой, а повреждена всего лишь фара. Будет ли это малозначительное повреждение? Пойдем дальше коли мы уже определись кто виновник ДТП и он на месте согласен оплатить стоимость ущерба, то тогда возникает вопрос зачем нужен полис ОСАГО, стоимость которого далеко не копеечная. Ну хорошо, с горем пополам разобрались. Решили кто виноват. Теперь вопрос как оплачивать будем. Безусловно все мы знаем, что при передаче денег нужна расписка. А теперь загляните в салон своего авто – есть ли у Вас там приличный листок бумаги и ручка. Возможно у кого-то найдется, но смею вас заверить таких людей не много. Однако будем верить в хорошее – нашли все таки листочек и ручку, написали расписку, деньги получили и разъехались каждый по своим делам. Но не тут то было, пострадавший поехал на СТО и обнаружил, что повреждения у него, предложим не на 25 тыс рублей, а на 40 тыс рублей и вот он идет, ищет виновника своих бед и просит у него денег еще, а тот ему говорит, что все расчет был окончательный, чему и свидетельствует данная вами расписка. В таком варианте развития событий вопросов больше чем ответов. Еще не известно как наши суды будут принимать такие расписки и чем закончатся мытарства наших участников ДТП. Но будем надеяться на грамотность населения и надеяться, что на дороге хороших водителей больше чем плохих.
2. Оформить документы для страховой компании самостоятельно. Разберем этот вариант развития событий. Уже давно на территории Российской Федерации действует Европротокол, который облегчает жизнь водителей попавших в так сказать легкие столкновения. Сумма ущерба тут не превышает 50 тыс руб. ( Москва и С.Петербург – 400 тыс. руб). Оба участника имеют полисы ОСАГО выписанные после 2-го августа 2014 года. В такой ситуации все кажется куда проще. Попал в ДТП, оценил что убыток не больше 50 тыс, вместе со вторым участником заполнил извещение и мчитесь в страховую компанию пострадавшего, подаете заявление, эксперт осмотрит ваши автомобили и в течении 2-х месяцев вы получаете свои денежки. Но это идеальная картинка, а вот, что бывает реально. Представим себе, вы стоите и не двигаетесь , а вот какой-то другой водитель сдает задним ходом и слегка царапает вам дверь. Опустим ваши эмоции. С виновником вы пообщались и приняли решение, что оформите это печальное событие по Европротоколу. Тут Вы сами заполняете извещение, рисуете схему и вместе со вторым участником приезжаете в страховую компанию не виновного в ДТП. Но и тут можно нарваться на неприятности, где гарантия, что вы все правильно заполнили и ничего не пропустили, а вот если пропустили, то смело ждите отказа в выплате или ее уменьшения. Но опять же будем надеяться, что грамотных водителей на дорогах у нас гораздо больше
Если обстоятельства ДТП вызывают разногласия. Давайте вспомним, когда мы сами были участниками ДТП или просто слышали от наших друзей и знакомых об их участии. Хоть кто-то хоть раз ( хотя нет есть исключения) сказал сразу, что да действительно виноват в ДТП. Так вот в этой ситуации водители сами должны сделать фото своих поврежденных автомобилей и убрать машины с проезжей части. После чего позвонив в отдел полиции прибыть в то подразделение в которое их направил полицейский. И все бы прекрасно, но любой сотрудник ДПС из опыта знает, что только по фотографиям и объяснениям принять решение о том, кто нарушил ПДД достаточно сложно. Отсутствие схемы ДТП и четких замеров приведет скорее всего к тому, что по таким столкновениям решение будет принято о прекращении делопроизводства за недоказанностью. А это в свою очередь приведет к тому, что страховая компания никому ничего не заплатит и будет права.
Вот в таких условиях нашим водителям предлагают существовать с 01 июля 2015 года. Если кто-то меня спросит « Что делать при ДТП?» Я отвечу просто - звоните аварийным комиссарам, конечно при условии, что нет подозрений о возможном нетрезвом состоянии второго участника ДТП, нет пострадавших.
Аварийный комиссар, конечно возьмет с участников ДТП определенную сумму денег, но в замен он правильно все оформит, сделает грамотные фотоснимки и повреждений и документов и уж если возникнут какие-то вопросы то фотоотчет комиссара всегда сослужит вам добрую службу.