Игровое моделирование инновационной деятельности
Характерными особенностями игровых технологий, которые отличают их от традиционных способов обучения, являются принудительная активизация мышления; длительная и устойчивая активность обучаемого; творческий характер и эмоциональная окрашенность процессов принятия решений, индивидуальной и групповой работы; коллективизация процесса обучения; повышение интенсивности мыследеятельности.
Важнейшей целью игрового моделирования следует считать постановку и решение некоторой проблемы (комплекса задач), которая определяется заказчиком, организаторами или идеологами игры. Практический результат при этом определяется управленческими, экономико-организационными, правовыми, социально-психологическими средствами выработки и реализаций решений.
Игровой комплекс включает игровой коллектив (игротехническую команду и команды игроков), игротехнические методы и средства, сценарий игры, систему оценивания, объект игровой деятельности (моделирования). Соединение элементов игрового комплекса представлено на рис. 7.
Команды игроков состоят собственно из участников игровой деятельности, т.е. из представителей организации, выполняющих как на работе, так и в игре примерно одни и те же функции. Только одна из категорий специалистов - игротехники - входит в оба коллектива: игротехнический и команды игроков, что связано с взаимным переносом информации и доведением заданий до каждого участника игры.
Объектом игровой деятельности могут быть организационные структуры предприятия (организации), информационные, управленческие, технологические и другие объекты и процессы, а также связки объектов и процессов, соединенных в виде интегральных совокупностей, которые могут быть описаны и представлены в некотором формализованном виде.
Игротехнический коллектив осуществляет руководство игрой и имеет в своем составе несколько разновидностей специалистов. В состав игротехнического коллектива могут входить от 3 до 20 человек в зависимости от состава участников и возможных результатов игры.
На игре могут быть представлены следующие категории игроков: проблематизаторы (носители проблемы); исследователи и специалисты предметных областей; «доноры», «катализаторы», «критики»; специалисты по методологии и технологии игрового процесса (игротехники, методологи, исследователи, администраторы игры, пресс-группа и т.п.); потенциальные реализаторы (исполнители) будущих игровых разработок (проектов, программ).
Процесс организации и проведения игры состоит из трех этапов: подготовительного (доигрового), игрового и послеигрового (аналитического).
На этапе подготовки игры игротехнический коллектив проводит первичный анализ исходной ситуации, осуществляет выбор и диагностику объектов, анализ состояния, планов на объекте развития предприятия. С учетом экспертизы полученных у заказчика исходных данных определяются все потенциальные субъекты, прямо или косвенно заинтересованные в функционировании объекта, его развитии или коррекции, определяется тематика игры и формируются темы постановочных докладов по теории и практике предметных областей деятельности заказчика (студентов, слушателей) и смежных отраслей знаний. По результатам этих работ разрабатывается сценарий и рабочие программы игры, ведется подготовка анкет участников, определяется предварительный состав команд, раздается программа приглашения, выполняется организационно-техническая подготовка к игре (раздаточные материалы для участников, помещения, аппаратура и др.).
В процессе собственно игрового моделирования на каждом из этапов (туров) игры выполняются следующие типовые процедуры базовой модели деятельности, конкретный состав которых может корректироваться в соответствии со сценарием игры и реализоваться непосредственно в ходе игры либо игротехниками, либо командами в ходе самоопределения:
- введение в предметную область, постановочные доклады по тематике и методике проведения игры;
- диагностирование с помощью тестов, анкет и микроигр, формулирование и согласование понятийного аппарата;
- уточнение персонального состава групп (команд) и их исходных позиций по отношению к деятельности в целом и тематике игры или тура;
- групповая работа по заданной тематике;
- проведение пленарных и стендовых докладов и сообщений, в т.ч. заказных по тематике игры;
- заслушивание заказных сообщений по теории и практике предметных и специальных профессиональных областей знаний;
- формирование альтернативных оценок ситуации и проектов решений;
- игротехнические и методологические совещания;
- рефлексивный анализ деятельности и движения игры, в т.ч. с использованием информационных технологий и видео-тренинга;
- заключительное пленарное заседание, разработка рекомендаций и итогового документа (программы) совместной деятельности.
На послеигровом этапе выполняется аналитическая обработка результатов игры, готовится сводный отчет с приложением протокола хода обсуждения, полученных результатов, формируются рабочие планы исполнителей по проекту организации совместной деятельности, разрабатываются технические задания на работы, а также на проведение новых игр для решения смежных проблем (задач). Особое внимание на послеигровом этапе уделяется рефлексивному обобщению результатов для обеспечения качества и повышения эффективности применяемых игровых моделей, а также процедур обработки данных.
Процесс проведения игры регламентируется сценарием, степень детализации которого определяется темой игры и характеристиками участников и игротехников. Чем выше уровень профессионализма участников, тем менее жестким может быть сценарий, тем больше можно доверять процессам самоорганизации и самоактуализации участников. В сценарии указывают содержание и формы проведения отдельных этапов, оставляя детализацию и выбор игротехнических средств и техник на усмотрение группы (или игротехника).
Вместе с тем, важно обеспечить механизм управления процессом коллективной мыследеятельности в игре и определенный регламент работы участников, что достигается при использовании сценария и введении определенной системы документирования и оценивания результатов работ команд участников. В сценарии, как правило, должны присутствовать как минимум три тематических тура: оценка проблемной ситуации и формирование позиций участников; формирование структуры и механизмов деятельности; формирование программы деятельности. При этом необходимо учитывать, что каждый из туров, в свою очередь, может рассматриваться как отдельная игра (игра на понимание ситуации, игра на синтез оргструктур, игра на формирование проектов нововведений и т.д.) и, соответственно, быть детализированным на более мелкие игровые процедуры, встраиваемые в общий сценарий игры.
Последовательность проведения этапов, процедур и операций игры выступает как содержательная логика движения в деятельности по устранению трудностей (проблем, задач, ситуаций), является основным методологическим стержнем игрового процесса и представляет собой совокупность некоторых процедур и операций, выполнение которых обеспечивает успех игры и используется как архитектурная оболочка применения комплекса игротехнических методов (моделей, средств и техник), каждый из которых должен быть отработан на высоком уровне в результате длительного применения [3, 5].
Для организации продуктивной деятельности в игре используются разнообразные средства и техники, которые можно объединить в три класса: логические, позволяющие выйти на получение содержательных результатов для каждого в отдельности; социальные, ориентированные на интенсификацию коллективной мыследеятельности и мыслекоммуникаций; психологические, направленные на преодоление участниками игрового процесса своих ограничений и раскрытие своих способностей и возможностей.
Документирование, как процесс обеспечения взаимодействия участников игрового процесса, предусматривает применение типовых форм документов, основанных на знаковом представлении отдельных элементов сценария.
Под эффективностью игры понимается степень достижения целей, соотношение полученных результатов с планировавшимися, а также масштаб позитивных изменений ряда параметров относительно их исходного состояния.
Таким образом, игровое моделирование, являясь одной из форм социально-психологической технологии по разрешению конкретных ситуаций и модельного проектирования объектов и процессов, способствует развитию коллективной мыследеятельности и повышению уровня управленческой и профессиональной культуры участников, а также создает новую социально-психологическую среду и творческую атмосферу в организации.
Выбор объекта инновационной деятельности – сложный, длительный и многоэтапный процесс. Для ускорения этой работы в настоящем пособии представлены материалы по игровому моделированию инновационных процессов, в том числе по выявлению проблем организации и поиску их решений, генерации новых идей и их обоснованию, формированию программ организационного развития.
При этом инновационные предложения необходимо увязывать с количественными и качественными показателями деятельности организации, социально-психологическим климатом в коллективе, возможностями и приоритетами организационного развития.
Таким образом, функционирование, а тем более развитие современных организаций в условиях острой конкуренции немыслимы без инновационной деятельности в сочетании со способностью улавливать основные тенденции потребительского спроса, рыночной конъюнктуры, а также научного и технического прогресса.