Методические основы производственной физической культуры

Тема 5 «Профессионально-прикладная физическая подготовка и производственная физическая культура будущих специалистов»

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)— это направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Физическая подготовка к какому либо виду деятельности использовалась человеком с древности. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях — один из способов совершенствования трудовых навыков и физической подготовки к предстоящей деятельности.

Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов — элементов современной физической культуры и спорта.

Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки человека к труду.

В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи. На роль физических упражнений в подготовке подрастающего поколения к труду обращали внимание выдающиеся педагоги XV-XIX вв. Франсуа Рабле (1494-1553), Джон Локк (1632—1704), Иоганн Песталоцци (1746—1827.), Иоганн Густс-Мутс (1756-1839), Жорж Домени (1850-1917).

Именно в этот период возникало и формировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования в определенном производстве. На рубеже XIX—XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе которой было широкое применение достижений науки и техники с целью извлечь максимум прибавочной стоимости за счет совершенствования и использования функциональных возможностей человека.

В нашей стране в 20—30-х гг. XX в. была опубликована серия работ, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления —профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

Цели и задачи ППФП

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии ветеринара, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему экономиста — другая. Эти отличия и отражаются цели и задачах ППФП. как самостоятельного раздела учебной дисциплины «Физическая культура».

Цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей, профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы: Ø формировать необходимые прикладные знания; Ø осваивать прикладные умения и навыки; Ø воспитывать прикладные психофизические качества; Ø воспитывать прикладные специальные качества.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП: Ø формы (виды) труда специалистов данного профиля; Ø условия труда Ø характер труда; Ø режим труда и отдыха; Ø динамика работоспособности; Ø специфика профессионального утомления и заболеваемости.

Виды труда. Основные виды труда — физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ).

УТ классифицируются согласно гигиеническим критериям, установленным в Руководстве Р 2.2.2006—05 "Гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утвержденном руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачем РФ Г. Г. Онищенко 29 июля 2005 г. (введено в действие с 1 ноября 2005 г.).

УТ подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Характер труда -характеристика труда с точки зрения его напряженности, соотношения управленческих и исполнительских функций, однообразия и монотонности операций, закрепленности персонала за определенным видом труда.

Для того чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыха - соотношение и содержание периодов работы и отдыха. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим при котором высокая производительность труда сочетается с высокой устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного периода.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать, и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда — интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизиологических показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая работоспособности» определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.

Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП

К ним относятся индивидуальные особенности будущих специалистов, а также географо-климатические условия региона, где предстоит работать и жить выпускнику.

Различия в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит от его физиологической и психологической пригодностик данному виду труда, т.е. от способностей. Способности— устойчивые свойства личности, однако они в процессе воспитания меняются. Поэтому совершенствовать их путем целенаправленной тренировки необходимо с учетом индивидуальных особенностей, следовательно, усилия студентов и время для освоения отдельных разделов ППФП к избранной специальности у каждого свои.

Важно знать и о некоторых возрастных изменениях реакции организма человека на психофизиологические нагрузки в процессе труда. Наиболее продуктивный возраст от 20 до 40 лет. В этот период у людей меньше утомляемость в процессе труда и быстрое восстановление после значительного утомления. За этой общей характеристикой стоят вполне конкретные возрастные изменения отдельных функций. Так, временная реакция на световые, звуковые, комбинированные сигналы у нетренированных людей укорачивается и стабилизируется к концу студенческого возраста, а впоследствии (особенно после 40 лет) удлиняется по мере старения организма. Но под влиянием специальной тренировки эта реакция может быть стабилизирована и даже отчасти повышена.

Средства ППФП Методические основы производственной физической культуры - student2.ru Гимнастика – комплексы утренней гигиенической гимнастики, упражнения производственной гимнастики; Методические основы производственной физической культуры - student2.ru Легкая атлетика - ходьба, бег; Методические основы производственной физической культуры - student2.ru Лыжный спорт; Методические основы производственной физической культуры - student2.ru Плавание; Методические основы производственной физической культуры - student2.ru Спортивные игры; Методические основы производственной физической культуры - student2.ru Прикладные виды спорта.

Производственная физическая культура, ее цель и задачи

Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека. Чтобы корректировать эти психофизиологические «перекосы», проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений.

Производственная физическая культура (ПФК) — это система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности.

Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься ПФК можно как в рабочее, так ив свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

Цель и задача производственной физическойкультуры.

Цель ПФК — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.
Задачи ПФК: Ø подготовка организма человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность; Ø Поддержание оптимального уровня работоспособности во время работы; Ø Послерабочее восстановление; Ø Профилактика влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда.  

Методические основы производственной физической культуры

Основа производственной физической культуры — теория активного отдыха. Великий русский ученый И.М. Сеченов предположил, что для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается. Пример, подтверждающий биологическую сущность активного отдыха,— это поведение детей. Первое, что можно отме­тить,— их неуемность. Часами, без устали и передышки мо­гут они бегать, прыгать через скакалку, играть с мячом. Дети утомляются, в отличие от взрослых, не так быстро. Их поведенческая деятельность, в основе которой лежит игровая активность, связана с постоянным переключением с одного двигательного акта на другой, что создает условия активного отдыха работавшим мышечным группам и позволяет значительный объем нагрузки.

В трудах другого великого русского физиолога И.П. Павлова мы находим объяснение того, как устойчивая работоспособность зависит от правильного чередования периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе.

Производственная физическая культура (ПФК)

в рабочее время

В рабочее время ПФК реализуется через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так как производственная гимнастика может в ряде случаев включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры.

Наши рекомендации