Современное состояние, недостатки и факторы развития сбытовых процессов в российской экономике

Сбыт (распределение) готовой продукции представляет собой промежуточное звено между производством материально-технических ресурсов и их потреблением, обеспечивающее непрерывность оборачиваемости оборотных средств в производстве и являющееся важным фактором процесса воспроизводства.

Следует сказать, что в отечественной экономике длительное время недооценивалась роль сферы обращения (сбыта продукции), которая на Западе всегда играла и играет ключевую роль. Долгое время бытовало понятие, что западное общество - это общество потребителей, а социалистическое общество - это общество производителей. Во многом благодаря этому развитие отечественной сферы обращения намного отставало от производственной сферы, особенно в организации сбыта товаров и услуг.

Сфера обращения всегда финансировалась по остаточному принципу, и у руководящего управленческого персонала имелся стойкий психологический барьер недооценки роли сферы обращения в экономике.

Перечисленные недостатки сбытовой политики еще более углубились в условиях развала социалистической экономики и перехода на рыночные позиции. Именно поэтому Россия и сегодня значительно отстает от среднего мирового уровня развития инфраструктуры в сфере сбыта продукции.

Современную производственно-техническую базу сферы обращения и инфраструктуры отечественной экономики, связанную с управлением многоассортиментными материальными потоками, составили разобщенные технологические объекты государственных централизованных, отраслевых, территориальных и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции - бывших структур Госснаба СССР, Госстроя СССР, Госагропрома СССР и Госнефтепродукта СССР.

Следует отметить, что в российской практике организации сбыта логистические решения по-прежнему довольно редки. Дорогу здесь прокладывают новые компании, нередко с участием иностранного капитала, а также флагманы отечественной промышленности: АК "Алмазы России-Саха","Норильский никель", "Газпром", "ЛУКойл" и др. Речь идет о разумной нейтрализации закупок и распределения товарно-материальных потоков, рационализации схем их доставки, создании устойчивых кооперационных союзов и распределительных центров, аттестации поставщиков, освобождении от многозвенных схем посреднической деятельности и др.

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, производители по-прежнему испытывают большие трудности со сбытом продукции, изучением конъюнктуры рынка, выбором наиболее экономичных источников и каналов распределения. В мировой практике эти задачи с успехом решают организации оптовой торговли, которые расширяют спектр своих услуг и переходят в ранг логистических центров. В наших условиях оптовое звено никак не может восстановить былой экономический потенциал, утрачена товарная специализация многих и многих оптовых организаций, разрушено их межрегиональное взаимодействие, крупные складские комплексы на лве трети пустуют либо сдаются в аренду.

Затраты на товародвижение в России (логистические издержки) заметно выше, чем в развитых странах. Такое положение нельзя объяснить только размерами страны. США, Канала. Китай обладают почти равнозначными территориями. Главные причины высоких издержек - медленное развитие инфраструктуры товародвижения, в том числе распределительной, отставание в применении современных технологий товародвижения, транспортировки, хранения и упаковки товаров, т. е. целая совокупность негативных факторов в данной области, выявленных и сгруппированных нами ниже.

Между тем в условиях рыночной экономики возрастает зависимость материального производства от указанных услуг. Популярная в настоящее время на Западе тенденция сосредоточения бизнеса на так называемых ключевых компетенциях распространяется и на отечественных производителей. Сегодня все большую популярность приобретает аутсорсинг логистических услуг, значительная доля которых падает именно на распределение готовой продукции. Без аутсорсинга логистических функций производство становится малоэффективным и даже невозможным, что уравнивает приоритетность материального производства и так называемой инфраструктурной деятельности, а во многих случаях меняет приоритеты местами.

Выход видится в формировании крупных логистических центров, холдингов с эшелонированной системой организации продвижения товаров по принципу "центральный склад - региональные склады (распределительные центры) - магазины".

Примером научно обоснованного подхода к формированию современной инфраструктуры распределительной логистики является Московский регион, где проводится целенаправленная работа не только по развитию рмничной торговли, но и по восстановлению оптового звена, рационализации товародвижения на основе логистических правил и принципов (например, Сити-логистика), разрабатывается программа стабилизации рыночными методами розничных цен.

Наличие в условиях рыночной экономики огромного количества покупателей (потребителей) продукции (грузополучатели и фондодержатели), большая номенклатура выпускаемых изделий и значительные сроки документооборота (по некоторым данным от 2 до 25 дней) создают значительные потоки информации, от качества переработки которой зависит длительность жизненного цикла изделий. В связи с наметившейся положительной динамикой объемов производства, а следовательно, и их реализацией потоки информации также постоянно возрастают. Большая трудоемкость, оперативность и сложность решения задач распределения продукции в логистической цепи поставок обусловливают их особую роль.

Наши рекомендации