Фрагмент отчета о затратах на обеспечение качества для начальника цеха

  Периоды
Линия "X"
Затраты
Предупредительные мероприятия
На контроль
На внутренние потери
На внешние потери
Общие затраты на качество
Общие затраты на качество, отнесенные к объему продаж 10,0% 10,2% 9,0% 8,9%
Общие затраты на качество, отнесенные к трудоемкости 19,7% 20,3% 15,2% 14,9%
Линия "У"
Затраты
Предупредительные мероприятия
На контроль
На внутренние потери
На внешние потери
Общие затраты на качество
Общие затраты на качество, отнесенные к объему продаж 11,0% 11,2% 8,8% 8,8%
Общие затраты на качество, отнесенные к трудоемкости 25,0% 25,5% 13,6% 12,5%
Линия "Z"
Затраты
Предупредительные мероприятия
На контроль




Фрагмент отчета о затратах на обеспечение качества для начальника цеха - student2.ru Окончание табл. 24

  Периоды
На внутренние потери
На внешние потери
Общие затраты на качество
Общие затраты на качество, отнесенные к объему продаж 11,7% 12,0% 9,9% 9,3%
Общие затраты на качество, отнесенные к трудоемкости 19,1% 19,2% 14,7% 14,4%

Результаты проведенного анализа затрат позволили предпри­нять начальнику цеха конкретные действия по улучшению сложив­шейся ситуации. По окончанию 6-го периода начальник цеха ор­ганизовал проведение предупредительных мероприятий на производственном участке "Y", которые привели к существенному снижению внутренних затрат на устранение дефектов к моменту окончания 7-го периода. Аналогичные мероприятия, проведенные на производственном участке "Z", привели к снижению внешних затрат на устранение дефектов, но в меньшей степени, чем на про­изводственном участке "Y", но по окончанию 8-го периода данные затраты существенно снизились.

Необходимо отметить гот факт, что для принятия решения о проведении предупредительных мероприятий в условиях данно­го примера информации о затратах на обеспечение качества не достаточно. В данном случае возникает ряд вопросов:

— с чего необходимо начинать?

— в чем причина происходящего? т. д.

Следовательно, начальник цеха нуждается в более детальном исследовании элементов затрат на обеспечение качества и причин их возникновения для принятия решении о проведении соответ­ствующих предупредительных мероприятиях.

Результаты проведенного начальником цеха более детального анализа причин возникновения внутренних затрат на устранение

дефектов на момент окончания 6-го периода в условиях произ­водственного участка "Y" приведены в табл. 25.

Таблииа 25

%. Результаты детального анализа составляющих внутренних затрат

на дефекты

Источник затрат Сумма, усл. ед. Доля, %
Отходы производства 62,9
Переделки и ремонт 29,5
Анализ неисправностей и отказов 3,8
Снижение сорта 1.3
Отходы, переделки, ремонт, возникшие по вине поставщиков 2,5
ИТОГО

Результаты детального анализа свидетельствуют о том, что "отходы производства" являются наиболее существенной областью для улучшения положения дел с внутренними затратами.

Результаты дальнейших исследований источника внутренних затрат "отходы производства" по этапам производства приведены в табл. 26.

Табл и ца 26

Этапы, на которых возникают затраты на отходы

Этапы производства Сумма (усл. ед.) Доля (%)
Складирование 16,7
Литье 9,4
Обрезка листовых заготовок 8,1
Механообработка 453(1 37,2
Сборка узлов П,9
Установка электроаппаратуры 5,8
Окончательная сборка 6,6
Прочие 4,3
ИТОГО




Для сокращения области поиска причин возникновения и ран­жирования существенных внутренних затрат целесообразно ис­пользовать один из статистических методов контроля качества — "Анализ Парето". Результаты анализ представлены на рис. 21.

Результаты анализа Парето позволяют выявить последователь­ность решения проблемы. Так, в условиях нашего примера началь­ник цеха должен, в первую очередь, предупреждающие мероприя­тия направить на решение проблемы "Механообработки" (l)j во вторую очередь — "Складирования" (2), и т. д.

В процессе решения проблемы "Механообработки", прежде чем тратить средства на предупредительные мероприятия, необхо­димо провести анализ возможных причин возникновения внутрен­них затрат на данном этапе производства, к которым представля­ется возможным отнести следующие причины:

— недостаточные возможности оборудования;

— небрежность персонала;

— неточность и нестабильность технологического процесса;

— ненастроенность (некалиброванность) контрольного и ис­пытательного оборудования;

Доля (%)
Фрагмент отчета о затратах на обеспечение качества для начальника цеха - student2.ru

Этапы производства

Рис. 21. Диаграмма Парето

Суммы (усл. ед.)

— неоднозначные технические требования и характеристики;

— поврежденные и неисправные приспособления и техноло­гическая оснастка и т. д.

Вне сомнения, все выявленные причины появления внутрен-

v них затрат требуют проведения корректирующих мероприятий,

однако, в первую очередь, необходимо проводить те мероприятия,

которые дадут наибольшую отдачу в ответ на затраченные усилия.

Следовательно, затраты на обеспечение качества должны быть снижены в значительной степени за счет того, что будут выявлены специфические (зачастую "незаметные") причины потерь и пред­ложены рациональные программы корректирующих и предупре­ждающих действий.

Все предложения по снижению затрат на обеспечение качества, отражаемые в отчете структурного подразделения, должны содер­жать данные о стоимости реализации предложенных программ улучшения положения дел с качеством готовой продукции.

Основным принципом, которым необходимо руководствовать­ся при разработке предложений по улучшению дел — "с наимень­шими затратами получить наилучшие результаты".

Сводный отчет о затратах на обеспечение качества по пред­приятию в целом разрабатывается не реже одного раза в месяц (квартал), в зависимости от периодичности бухгалтерской отчет­ности и своевременно представляется руководителю предприятия и в отдел главного бухгалтера для анализа и учета. В сводном от­чете данные должны быть достоверны ми, обоснованными и пред­ставлены в обобщенном виде, позволяющем сформировать общее представление о состоянии качества на предприятии.

Методическое руководство по разработке данного отчета осу­ществляют отдел качества (ОК) и планово-экономический отдел (ПЭО). Собранные данные хранятся как на бумажных, так и на электронных носителях.

Содержание работы персонала предприятия по сбору инфор­мации о затратах на обеспечение качества, выявлению причин их появления, разработке предложений по их снижению и отражение всех перечисленных мероприятий в отчетах о затратах на обеспе­чение качества в структурных подразделениях и на предприятии



в целом, предполагает формирование, внедрение, поддержание в рабочем состоянии и развитие системы сбора, анализа и управле­ния затратами па обеспечение качества.

Формирование системы сбора, анализа и управления затрата­ми на обеспечение качества необходимо начинать с регламентиро­вания полномочий и ответственности персонала, участвующего в управлении затратами на обеспечение качества. В табл. 28 при­веден вариант матрицы распределения ответственности персонала, участвующего в управлении затратами на обеспечение качества.

В процессе разработки данной системы важно убедить персо­нал предприятия в ее полезности и важности. К основным реко­мендациям по формированию и внедрению системы относятся следующие:

— не пытайтесь сразу же охватить каждое структурное подраз­деление (вид деятельности) предприятия;

Таблица 28 Матрица распределения ответственности

Наименование процедуры гд ПРК О(Ц) ок ОГБ пэо
Сбор информации о потерях и затратах, связанных с обеспече­нием качества:            
— в структурных подразделениях;     О р   СИ
— в организации в целом.   р   О и  
Анализ информации о потерях и затратах, связанных с обеспече­нием качества:            
— в структурных подразделениях;     О р и СИ
— в организации в целом.   р   о СИ СИ
Разработка корректирующих действий по результатам анализа потерь и затрат, с вязанных с обе­спечением качества:            
— в структурных подразделениях;     О р СИ СИ
— в организации в целом. У р   О СИ СИ

Окончание табл. 28

Наименование процедуры гд ПРК 0(Ц) ок ОГБ пэо
Реализация корректирующих действий по результатам анализа потерь и затрат, с вязанных с обе­спечением качества:            
— в структурных подразделениях;   р СИ СИ СИ
— в организации в целом.   р   СИ СИ
Контроль эффективности прове­денных корректирующих действий   р СИ    
Представление информации по результатам анализа эффективно­сти корректирующих действий высшему руководству И   СИ    

Примечание: ГД — генеральный директор; У — утверждает; ПРК — пред­ставитель руководства но качеству; Р — руководит; О (Ц) — отдел (цех); О — ответственное исполнение; ОК — отдел (служба) качества; СИ — соисполнение; ОГБ — отдел главного бухгалтера; И — информирование; ПЭО — планово-экономический отдел.

— выберите одно структурное подразделение (вид деятельно­сти), наиболее важный на ваш взгляд, и стройте систему, которую сможете наполнить достоверными и обоснованными финансовы­ми данными;

— начните с тех затрат на обеспечение качества для которых данные уже известны;

— определите иные необходимые затраты при отсутствии дан­ных экспертным путем;

— возникающие препятствия по формированию системы не должны влиять на решение о ее целесообразном внедрении;

— системадолжна быть понятна и воспринимаема персоналом, что обеспечит ее соответствие его потребностям;

— процесс выявления затрат на обеспечение качества являет­ся трудоемким и требует терпения. Если затраты определены с точ­ностью до 5 %, то представляется возможным утверждать, что проделана серьезная работа, позволяющая иметь достоверные и обоснованные данные о затратах;





- начните с малого и терпеливо и целенаправленно наращи­вайте;

—на начальном этапе формирования системы важно разрабо­тать образцы записей о затратах на обеспечение качества, что обе­спечить более успешное обучение персонала приемам и способам ведения учета и анализа данных затрат;

—обязательно ведите записи о затратах, это повысит ценность анализа затрат на обеспечение качества и обеспечит понимание персоналом необходимости ведения данного анализа.

Процесс анализа затрат, связанных с обеспечением качества, проводится как правило втри этапа.

На первом этапеосуществляется анализ по следующим направлениям:

—динамика изменения удельного веса затрат, связанных с обе­спечением качества, в стоимостном выражении по группам в объ­еме товарной продукции;

—динамика изменения удельного веса затрат, связанных с обе­спечением качества, в стоимостном выражении по процессам СМК в объеме товарной продукции;

—динамика изменения удельного веса затрат, связанных с обе­спечением качества, по группам в производственных подразделе­ниях;

—динамика изменения удельного веса затрат, связанных с обе­спечением качества, по процессам и группам за отчетный период в сравнении с предыдущим.

На втором этапепроводится выявление причин, вызы­вающих изменение отклонения затрат от запланированных технико-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия.

На третьем этаперазрабатываются предложения руко­водству предприятия по улучшению положения дел с затратами на обеспечение качества.

В процессе сертификации продукции и систем менеджмента качества оплате подлежат:

— работы, выполняемые органом сертификации, связанные с экспертизой технической документации на заявленную для сер-

тификации продукцию, принятием решения по организации работ, оформлением сертификата соответствия;

—работы, связанные с испытаниями продукции;

—работы, связанные с сертификацией системы менеджмента -качества, если она предусмотрена схемой сертификации продукции;

—работы, связанные с устранением выявленных несоответ­ствий в ходе работы аудиторских рабочих групп;

—организация и проведение инспекционных аудитов серти­фицированной продукции с целью подтверждения ее соответствия требованиям нормативных документов;

— работы, связанные с получением разрешения на применение
знака соответствия.

Вопросы:

1. Что понимается под конкурентоспособностью продукции?

2. Какие расходы рассматриваются как затраты на обеспечение качества?

3. Какие затраты подвергаются анализу при формировании структуры затрат на обеспечение качества продукции?

4. С какой целью создается в организации система управления затратами на обеспечение качества?

5. Какие основные экономические элементы содержит стандарт органи­зации "Управление затратами на обеспечение качества"?

6. По каким основным группам производится анализ и учет затрат на обе­спечение качества в организации?

7. Какие показатели хозяйственной деятельности организации применя­ют в качестве базы измерения затрат на обеспечение качества продук­ции?

8. Какие показатели применяют в процессе аналитической формализации затрат на обеспечение качества?

9. На достижение каких целей направлена оптимизация затрат на обе­спечение качества продукции в организации?





СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Анализ затрат на качество — деятельность по исследованию затрат на обеспечение качества, осуществляемая для обоснования с на­учных позиций решения и действия организации в области качества и содействующая выбору наилучших вариантов действий.

Брак— продукция, передача которой потребителю не допуска­ется из-за наличия дефектов, недопускаемых нормативными до­кументами.

"Всеобщееруководство качеством "— это подход к руководству организацией, обращенный на качество, базирующийся на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения фебований потребителя и выгоды для членов организации и общества.

Всеобщее управление качеством (от англ. Total Quality Manage­ment — TQM) концепция, предусматривающая всестороннее це­ленаправленное и тщательно скоординированное использование систем и методов управления качеством во всех областях деятель­ности от исследований и разработок до послепродажного обслу­живания при участии руководства и сотрудников всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей.

Годная продукция — товар, соответствующий всем установлен­ным требованиям.

Декларация соответствия — документ, удостоверяющий соот­ветствие выпускаемой в обращение продукции требованиям тех­нических регламентов. Форма декларации о соответствии утверж­дается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Знак соответствия — обозначение, используемое для инфор­мирования приобретателей о соответствии объекта сертификации

требованиям системы добровольной сертификации или нацио­нальному стандарту.

Качество — совокупность характеристик объекта, относящих­ся к его способности удовлетворять определенные и планируемые

потребности.

Качество товара — соответствие товара требованиям норма­тивной и технической документации. Оно характеризуется ком­плексом присущих ему свойств и степенью соответствия товара функциональным, органолептическим, эстетическим и другим требованиям, определяющим возможность удовлетворения тех или

иных потребностей,

Конкурентоспособность продукции — это способность товара удовлетворять требованиям конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию данной

продукции.

Контроль качества продукции — деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

Критический дефект — дефект, при возникновении которого использование продукции по назначению практически невозмож­но или недопустимо.

Методика — определенный способ осуществления деятель­ности.

Российская национальная стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упо­рядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Национальная система стандартизации — совокупность взаи­мосвязанных и взаимодействующих национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и со­циальной информации, а также правила их создания и использо­вания.





Национальный стандарт (Российской Федерации) — утвержден­ный национальным органом Российской Федерации по стандар­тизации стандарт, в котором в целях добровольного многократно­го использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Утверждение национального стандарта осуществляется в со­ответствии с имеющимися правилами стандартизации, нормами и рекомендациями. Как правило, он используется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процес­сов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.

Непроизводственный дефект — дефект, возникающий после завершения процесса производства товара — при транспортировке, хранении, реализации, эксплуатации или потреблении.

Неустранимые дефекты — дефекты, устранение которых тех­нически невозможно и (или) экономически нецелесообразно.

Объект — это то, что может быть индивидуально описано и рас­смотрено. Объектом может быть, организация, процесс, продукция, система или отдельное лицо, или любая комбинация из них.

Общее руководство качеством (quality management) — аспекты общей функции управления, определяющие политику в области качества, цели и ответственность. Его воплощают через планиро­вание качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества.

Оперативное управление качеством (quality control) — методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

Организационная структура — обязательства, полномочия и взаимоотношения, на основе которых организация выполняет свои функции.

Оценивание затрат на обеспечение качества — деятельность, связанная с определением взаимосвязи и влияния затрат на качества на экономические показатели деятельности организации.

Потребности — возникают из неудовлетворенности требова­ний, необходимых для нормальной жизнедеятельности, и направ­лены на устранение этой неудовлетворенности. В определении качества понятие потребностей является исходным. Их характери­стики должны соответствовать характеристикам качества объекта.

Процесс — взаимосвязь целенаправленной деятельности пер­сонала и ресурсов, в результате реализации которой происходит преобразование входящих элементов в выходящие.

В соответствии с МС ИСО серии 9000, процесс определен как "совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы".

Программа качества — документ, регламентирующий конкрет­ные мероприятия в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к конкретной продукции, проекту или

контракту.

Производственный дефект — дефект, возникающий в процессе производства товара, из-за нарушения технологического режима изготовления изделия.

Сертификация — форма осуществляемого органом по серти­фикации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям

договоров.

Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий со­ответствие объекта требованиям технических регламентов, поло­жениям стандартов или условиям договоров. Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Скрытый дефект товара — дефект, для обнаружения которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Скрытые дефекты обнаруживаются в процессе исполь­зования продукции по назначению.

Система менеджмента качества — совокупность организаци­онной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для реализации общего руководства качеством. Система менед­жмента качества может быть эффективной только в случае, если





Фрагмент отчета о затратах на обеспечение качества для начальника цеха - student2.ru Фрагмент отчета о затратах на обеспечение качества для начальника цеха - student2.ru она функционирует одновременно и в тесном взаимодействии со всеми видами деятельности, оказывающими влияние на качество продукции. Система менеджмента качества в организации созда­ется с учетом специфики его деятельности, его размеров, структу­ры и организации производства. Она должна распространяться на все стадии жизненного цикла продукции, охватываемые деятель­ностью организации.

В соответствии с МС ИСО серии 9000 под системой менед­жмента понимают систему для разработки политики, целей и со­вокупность способов достижения этих целей. Система менеджмен­та организации включает различные системы менеджмента, такие как система менеджмента качества, система менеджмента финан­совой деятельности или система менеджмента охраны окружающей среды. В данном случае система менеджмента качества рассматри­вается как система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Средства контроля (испытаний, измерений, анализа) — уста­новки, приборы, приспособления, инструменты, которые харак­теризуются техническими показателями (диапазоны измерений, систематическая погрешность), необходимыми для обеспечения контроля с требуемой точностью. Если контроль проводится хи­мическими методами, к средствам контроля добавляются еще и реактивы с данными об их свойствах, составе, степени чистоты.

Стандартизация — процесс по определению правил и опреде­ленных характеристик в целях их добровольного многократного использования, нацеленных на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения товаров и услуг и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования определяются характеристики про­дукции, правила исполнения, а также характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Технический регламент — документ, который принят междуна­родным договором РФ, ратифицированным в порядке, установ­ленном законодательством РФ, или федеральным законом, или

указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполни­тельной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объ­ектам технического регулирования (продукции, в том числе зда­ниям, строениям и сооружениям, процессам производства, экс­плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Техническое регулирование— правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам про­ектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проек­тирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области опенки соответствия.

Услуга — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности но удовлетворения запросов потребителя.

Производственная услуга — это услуга по удовлетворению нужд предприятия. Как правило, понятие данной услуги выражается через термин "работа". Например, научно-исследовательская, опытно-конструкторская и технологическая работы; наладочные и пусковые, эксплуатационные работы и т.д.

Устранимые дефекты — дефекты, устранение которых техни­чески возможно и экономически целесообразно.

Характеристика — отличительное свойство. Характеристика может быть собственной или присвоенной.

Характеристика может быть качественной или количественной. Существуют различные классы характеристик, такие как:

— физические (например механические, электрические, хи­мические или биологические характеристики);

— органолептические (например связанные с запахом, осяза­нием, вкусом, зрением, слухом);

—этические (например вежливость, честность, правдивость);

—временные (например пунктуальность, безотказность, до­ступность);

—эргономические (например физиологические характеристи­ки или связанные с безопасностью человека);

—функциональные (например максимальная скорость само­лета).

Характеристика качества — присущая характеристика про­дукции, процесса или системы, вытекающая из требования.

Явный дефект продукции — дефект, для обнаружения которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, существуют соответствующие правила, методы и сред­ства. Многие явные дефекты обнаруживаются уже при визуальном контроле продукции.

Дополнительная литература

1. Харринггон Дж. Управление качеством в американских корпораци­ях. — М.: Экономика, 1990.

2. Исикава К. Японские методы управления качеством. - М.: Эко­номика, 1988. „

3 Окрепилов В. В. Управление качеством. — U lb.: наука , zuuu. 4. Пгухов В. В., Окрепилов В.В. Управление качеством жизни. СПб.: Наука. 2008.

3.4. Статистические методы контроля качества продукции




СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Научные и организационные основы управления

качеством продукции7

1.1. Качество продукции как экономическая категория 9

1.2. Социально-экономическое значение качества продукции 12

1.3. Качество продукции как объект управления 18

1.4. Цели, задачи и функции системы управления качеством продукции 20

1.5. Организационно-методические основы управления

качеством продукции 23

Наши рекомендации