Тема 7. Промышленный капитализм в Англии
Промышленный переворот (промышленная революция) с технической точки зрения представляет переход от ручного труда к механизированному, с организационной – создание вместо мануфактур фабрик, использовавших системы машин.
Предпосылки промышленного переворота. Англия – первая страна, в которой произошел промышленный переворот. Он начался в последней трети XVIII в. и завершился в первой трети XIX в.
Политические предпосылки промышленного переворота складывались в результате буржуазной революции(1640–1688). Деятельность правительства прежде всего способствовала процессу капиталистических преобразований в главной отрасли экономики страны – сельском хозяйстве. Согласноактам революционного правительства 1645 и 1647 гг. крупные земельные владения превращались в полную буржуазную собственность, освобожденную от феодальных обязательств по отношению к государству. Правительство сосредоточило в своих руках около половины земельных угодий страны, конфискованных у короны, епископств, дворян, стоявших на стороне короля; оно в огромных масштабах перераспределяло земельную собственность в пользу нового дворянства и буржуазии, продавая ее крупными участками; пополняло государственную казну средствами, полученными под залог земельного имущества.
Последующие парламентские «огораживания» XVII–XVIII вв., представлявшие правительственные акты по частным заявкам землевладельцев, желавших произвести раздел общинных земель, способствовали буржуазной мобилизации земельной собственности.
Принятый в 1801 г. билль о всеобщем характере огораживания привел к почти полному исчезновению независимых крестьян – собственников. Обезземеливание английского крестьянства и образование крупной буржуазной земельной собственности, происходившие при поддержке государства, способствовали дальнейшему развитию английской фермерской системы. Лендлорды – крупные землевладельцы не занимались хозяйственной деятельностью, они сдавали землю в аренду фермерам. Крупные фермеры арендовали землю на длительный срок (обычно на 99 лет), их хозяйства представляли собой капиталистические аграрные предприятия, в которых в больших масштабах использовался наемный труд, применялись усовершенствованные орудия труда, передовые агротехнические приемы.
Для поощрения развития фермерских хозяйств, прежде всего зерновых, правительство ввело высокие пошлины на импорт хлеба, скота, мяса (1660), установило премии за экспорт хлеба (1689), приняло закон об оседлости для обеспечения сельского хозяйства рабочей силой. Согласно ему, сельскохозяйственным рабочим запрещалось самостоятельно покидать приходы, где они трудились по найму; при избытке рабочей силы приходские власти могли высылать рабочих в другие местности.
Развитие фермерской системы, приток капиталов из колоний способствовали существенному подъему аграрного производства. Рост производства сельскохозяйственной продукции обеспечивал потребности населения в продуктах питания, а промышленности – в сырье.
Сельская домашняя промышленность, связанная с земледелием, исчезала вместе с «феодальным» крестьянством. Крестьяне покупали пищу, одежду, а фермеры, кроме того, и сельскохозяйственный инвентарь, земледельческие орудия, минеральные удобрения, строительные материалы. По мере роста доходов у фермеров накапливались свободные денежные средства, которые могли вкладываться в промышленность. На рынок капиталов поступала также определенная часть земельной ренты, получаемой крупными землевладельцами. Рынок труда, необходимый для развития промышленности, пополнялся за счет крестьян, лишавшихся земельной собственности. Развитие капиталистического сельского хозяйства, ускоренное буржуазной революцией, являлось важнейшей предпосылкой промышленного переворота.
При всей важности аграрного сектора в подготовке условий, необходимых для индустриализации, решающая роль в этом процессе принадлежала мануфактуре, подготовившей технический, организационный и финансовый переход к фабричной промышленности.
Мануфактурное разделение труда способствовало расчленению производственных процессов на автоматически повторяющиеся операции, которые выполняли специализированные рабочие, дифференциации и упрощению применявшихся орудий труда. Мануфактура воспитала целые поколения англичан, приспособившихся к работе в режиме наемного труда, вырабатывала принципы управления производством. Она подготовила квалифицированных рабочих, приносивших значительные прибыли владельцам предприятий, которые, в свою очередь, являлись финансовой предпосылкой для создания крупных, требующих больших капиталов производств.
Буржуазная революция дала новый импульс развитию мануфактурной промышленности. Экономическая политика правительства, основанная на принципах государственного протекционизма, была направлена на поощрение промышленности и торговли.
Проявлением протекционизма стал Навигационный акт 1651 г., в соответствии с которым ввозить неевропейские товары в английские владения могли только английские суда, с английским экипажем, а товары, производившиеся в Европе, только на судах страны-производителя или на английских. Реализация этой политики нанесла сокрушительный удар прежде всего по Голландии – главному сопернику в конкурентной борьбе за рынки сбыта и сырья.
Протекционистская политика английского правительства способствовала установлению высоких цен на собственные промышленные изделия, что обеспечивало приток капиталов в промышленный сектор хозяйства и стимулировало деловую активность.
Приоритетной отраслью мануфактурной промышленности оставалось сукноделие, работавшее на собственном сырье (шерсть запрещалось вывозить). Наблюдалось оживление в судостроении, наращивалось производство в традиционных отраслях – мыловарении, производстве пороха, ружей, бумаги, селитры, сахара, добыче каменного угля и т.п., началось развитие хлопчатобумажной промышленности.
Увеличение промышленного производства обеспечивало потребности внутреннего рынка и позволяло расширять объемы вывоза. Английские мануфактурные товары отличались высоким качеством, что делало их конкурентоспособными на мировом рынке. Основным предметом экспорта было сукно. Англия снабжала постоянно воюющую Европу стандартизированными изделиями: тканями определенного сорта и цвета, необходимыми для обмундирования, сапогами, пуговицами, боеприпасами, ружьями, штыками. Расширению рынков сбыта для промышленных товаров содействовала колониальная экспансия Англии.
Английские купцы сконцентрировали в своих руках все товарные потоки, шедшие из колоний. Лондон превращался в своеобразный склад колониальных товаров. Возможность ввоза дешевого сырья из колоний (хлопка, сахара, индиго) оказывала благоприятное воздействие на развитие национальной промышленности. Монополизировав продажу колониальных товаров в Европе, английские купцы, определяя на них цены, получали сверхприбыль. Колониальная торговля являлась одним из важнейших источников пополнения рынка капиталов в стране.
Развитие различных отраслей экономики, а также государственные нужды вызвали потребность в кредите. Зарождение депозитных банковских операций в Англии относится к XV в. Они осуществлялись золотых дел мастерами.. В течение XVII в. из цеха золотых дел мастеров сформировались крупные банкирские дома. Они расширили депозитные операции, стали предоставлять купечеству значительные кредиты и оказывали финансовую поддержку государству. После государственного переворота 1688 г. и установления парламентской системы правления государство не могло рассчитывать на поддержку золотых дел мастеров, поскольку большинство из них являлись сторонниками изгнанных Стюартов. Новый режим был вынужден организовать себе финансовую опору. В связи с этим в 1694 г. был создан Английский банк.
По закону 1709 г. Английскому банку было дано монопольное право на выпуск банкнот взамен предоставления правительству новых ссуд. Целью его деятельности являлось улучшение условий для государственных займов. Банк обладал правами выпуска денег и других операций, например учета векселей. Широкое развитие системы займов имело огромное значение для индустриализации, поскольку именно они способствовали развитию операций с ценными бумагами, фондового рынка, образованию различных групп предпринимателей и специалистов в кредитно-финансовой, денежной сферах.
Важнейшей предпосылкой промышленного переворота стало превращение Англии в XVIII в. в огромную колониальную державу. Эксплуатация колоний в Индии, Северной Америке, других частях света расширяла сырьевую и финансовую базу английской промышленности, обеспечивала ее рынками сбыта. В самой Англии имелись запасы железа и каменного угля, сырье для суконной промышленности, благоприятное географическое положение и природные условия – множество рек, изрезанность береговой линии – создавали стабильные хозяйственные коммуникации до появления железнодорожного транспорта.
Ход промышленного переворота. Ко второй половине XVIII в. в стране сформировались предпосылки для промышленного переворота. Его необходимость диктовалась требованиями растущего внутреннего и особенно внешнего рынков. Мануфактурная промышленность, достигшая к этому времени пика своей эффективности, была не в состоянии обеспечить спрос растущего внутреннего и внешнего рынков из-за ограниченных возможностей ручной техники. В Англии остро встали проблемы налаживания крупного производства стандартизованной продукции, что было возможным только на принципиально новой технической основе.
Первые машины появились в хлопчатобумажной промышленности. Эта отрасль была сравнительно молодой, более восприимчивой к прогрессивным начинаниям. Ее развитие в большей степени подвергалось воздействию рыночных факторов. С одной стороны, она не была стеснена жесткой государственной регламентацией, с другой – не пользовалась широкими правительственными привилегиями. Старые традиционные отрасли английской промышленности находились под всесторонней государственной опекой. В сукноделии, например, парламентские законы устанавливали длину, вес, ширину, цвет ткани, способы ее изготовления; порядок сбыта; запрещали ввоз аналогичной иностранной продукции, вывоз сырья. В период становления национальной промышленности подобные государственные меры были необходимы; во второй половине XVIII в. они начали оказывать сдерживающее влияние, так как препятствовали внедрению технических новинок, достижений, проявлению хозяйственной инициативы, противоречили принципам свободной конкуренции.
Подтверждением тому являлась ситуация, сложившаяся на английском рынке в конце XVII в. Хлопчатобумажные ткани, пользовавшиеся устойчиво растущим массовым спросом, в связи с их относительной дешевизной, широкими возможностями применения, ввозились в основном из Индии, Китая, Персии. Производители сукна, обладая монопольным положением в Англии и за ее пределами, не стремились к совершенствованию производства, расширению ассортимента, снижению цен на продукцию. Для того чтобы потеснить суконщиков, владельцы хлопчатобумажных мануфактур должны были наладить массовый выпуск высококачественных дешевых тканей. Рынок остро поставил вопрос о необходимости внедрения технических новшеств в хлопчатобумажное производство. В конечном итоге выигрыш оказался на стороне хлопчатобумажных фабрикантов. Они сумели раньше других преодолеть экономическую ограниченность мануфактурной системы и использовать преимущества машинной технологии.
Технический переворот в хлопчатобумажной промышленности начался с того, что английский механик Кейв 1733 г. изобрел оригинальное механическое устройство – летучий челнок, позволивший увеличить производительность труда ткача вдвое. Широкое его распространение привело к отставанию прядильного производства, заставившему предпринимателей, работавших в этой сфере, активизировать свои усилия по внедрению новой техники в прядение. Был задействован механизм материального стимулирования технического прогресса. В 1761 г. общество поощрения искусства и промышленности выпустило воззвание, обещавшее значительное вознаграждение за создание прядильной машины. Результаты превзошли все ожидания: появившаяся в 1765 г. механическая прялка (известная под названием «Дженни») дала возможность заменить труд 16–18 прядильщиков. Созданная в 1779 г. мюль-машина позволила наконец выпускать пряжу высокого качества. Изобретенный в 1785 г. ткацкий станок давал возможность заменить труд 40 ткачей.
Расширение сферы применения машин требовало технической реконструкции энергетической, металлургической базы, создания машиностроения. Использование в качестве источника энергии силы падающей воды тормозило процесс индустриализации, так как размещение механизированной промышленности было ограничено районами, имевшими гидроресурсы. Ключевым вопросом технического переворота стало создание в 1784 г. универсального парового двигателя, который мог применяться во всех крупных производствах. Его изобретение способствовало расширению территориальных границ их размещения, механизации водного транспорта, созданию совершенно новых видов транспорта – пароходного и железнодорожного. Паровые машины вплоть до конца XIX в. оставались энергетической базой хозяйства страны.
Узким местом промышленного переворота была металлургия. Спрос на ее продукцию возрастал, однако производство металла сокращалось. Затяжной кризис этой отрасли объяснялся тем, что в процессе выплавки металла использовался древесный уголь, цены на который росли по мере вырубки громадных лесных массивов, импорт же леса обходился дорого. Производство чугуна становилось малоприбыльным и резко сокращалось. Технический прогресс в этой отрасли тормозился сложностью перехода на новое топливо – каменный уголь. В 1735 г. предпринимателю Дерби удалось, применяя в качестве топлива каменный уголь, получить чистый без примесей металл. По мере роста спроса на металл это изобретение получало все более широкое применение. Новые технологии помогли преодолеть длительный кризис металлургии, избавиться от импорта металла к началу XIX в. Изменения в металлургии привели к развитию каменноугольной промышленности, для которой имелась солидная сырьевая база и новая техника – паровой двигатель.
Изготовление на мануфактурах машин было не в состоянии обеспечить растущий спрос на них. Они были дороги и не обеспечивали должного качества. Хозяйственная практика требовала механизации производства машин. Технический прогресс в этой области выражался в сознании металлообрабатывающей техники; в 1798 г. был изобретен токарный станок, затем сконструированы сверлильный, фрезерные станки. Таким образом, формировалась техническая база новой отрасли промышленности –машиностроительной.
В ходе промышленного переворота осуществлялся переход к фабричной форме организации. Использование в прядильном производстве машин с водяным двигателем способствовало внедрению машин, которые можно было применять только в специальных производственных помещениях – фабриках. Первая прядильная фабрика была построена Аркрайтом в 1769 г.
Организация крупного машинного производства в хлопчатобумажной промышленности вызвала резкий рост выпуска продукции. За период 1780–1820 гг. производство хлопчатобумажной продукции увеличилось в 16 раз. Промышленный переворот вступил в первой трети XIX в. в заключительную стадию – создание принципиально нового вида транспорта, соответствовавшего индустриальной структуре промышленного производства.
Паровой двигатель сначала нашел применение на водном транспорте. Первый пароход появился в Англии в 1811 г. Первая железная дорога была построена в 1825 г. Локомотив развивал скорость до 12 км в час. Строительство железных дорог, получившее размах в 40-е годы XIX в., вызвало резкий спрос на продукцию отраслей тяжелой промышленности. Оно стало одним из ведущих факторов последовавшего за промышленным переворотом мощного экономического подъема. Использование новых транспортных средств позволило ускорить обращение товаров, удешевить стоимость их перевозок, способствовало развитию внутреннего и внешнего рынков.