Биологические подходы к мотивации

В начале XX столетия Кларк Халл (dark Hull) выдвинул предполо­жение о наличии у человека ряда конкретных биологических сти­мулов, накопленных в течение столетий в результате дарвиновского процесса естественного отбора и объясняющих индивидуальную предрасположенность к тем или иным действиям. Изначально Халл рассматривал только примитивные стимулы, такие, как голод, жаж­да, секс и стремление избежать боли. Неудовлетворенная физиоло­гическая потребность может вызвать стимул, инициирующий пове­дение, направленное на ее удовлетворение, например, недостаток воды создает жажду и стимулирует поиски источников чистой воды. Многовариантность соответствующих действий определяется разли­чиями в интенсивности действия стимула, что в свою очередь зави­сит от степени неудовлетворенности потребности. Удовлетворение потребности закрепляет модели поведения, которые приводят к удовлетворению потребности, так что эти модели поведения стано­вятся обычаями. «Вторичные усилители» Халл определил как фак­торы, которые, не удовлетворяя непосредственно примитивных по­требностей, тем не менее способствуют получению того, что удов­летворяет их. Примером вторичного усилителя могут служить день­ги. Понятие вторичного усилителя позволило Халлу попытаться дать объяснение комплексных аспектов человеческого поведения. Например, рассмотрим мотивацию к достижению. В детстве по­требности ребенка в еде удовлетворяются его матерью, которая



Основы управления человеческими ресурсами



также обеспечивает основные социальные контакты ребенка. Отсю­да следует, что ребенок привыкает ассоциировать устранение голода с материнским вниманием и одобрением, которые являются вто­ричными усилителями. С течением времени ребенок становится мотивированным, чтобы действовать в интересах получения одоб­рения матери, например, добивается успехов в учебе. С течением времени стремление к успеху может стать стержнем перманентной роли в мотивационной системе человека.

Биологический подход к мотивации связан со следующими проблемами.

(а) Эта теория с большим трудом поддается эмпирическому тести­рованию. Как, например, можно измерить степень привычного по­ведения? Большинство полевых экспериментов проводилось на крысах. Это дало огромный объем материалов по психологии крыс, но принесло очень мало сведений о мотивации человека.

(б) Неизученные стимулы не сводятся к голоду, жажде, сексу и стремлению избежать боли,

(в) Биологический подход к мотивации не способен дать объясне­ние многим формам человеческого поведения.

(г) Можно считать, что теория очень наивна в своем предположе­нии, что комплексный поведенческий процесс можно понять путем анализа небольшой группы переменных.

(д) Теория полностью игнорирует альтруистические мотивы.

ПОТРЕБНОСТИ И ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ 2. Человеческие потребности

Приступая к толкованию человеческого поведения, психологи де­лают следующие базовые предположения.

(а) Все поведение человека имеет свою причину, которая сама по себе является последствием комбинированных воздействий наслед­ственности и окружающей среды.

(б) В основе человеческого поведения лежат потребности или же­лания или мотивы. Потребность — это термин, чаще всего исполь­зуемый в данном контексте.

(в) Поведение человека характеризуется стремлением к цели. Люди стремятся достичь выбранных целей или задач, которые в случае их



4. Мотивация в процессе работы



достижения, удовлетворят их потребности. Например, еда удовле­творит потребность, возникающую вследствие голода.

Иерархия потребностей

Известный американский психолог Маслоу (А.Н. Maslow) разделил человеческие потребности на следующие классы.

(а) Физиологические, или базовые, потребности — люди должны удовлетворять эти потребности, чтобы поддерживать свою жизнь. К их числу относятся удовлетворение голода, жажды и потребности в сне. В трудовой среде фундаментальной причиной заработной пла­ты или вознаграждения является обеспечение средств к удовлетво­рению базовых потребностей.

(б) Безопасность, или потребность в защищенности, связана с само­защитой, избежанием вреда и в некоторой степени с обеспечением будущего. Примером этой потребности является потребность в убе­жище, тепле и защите. В трудовой среде примерами реализации этой потребности могут служить стремление к безопасности рабоче­го места, существование ограничительной практики, многие аспек­ты тред-юнионизма — все это позволяет работникам удовлетворять потребность в безопасности.

(в) Потребность в принадлежности, или привязанности — каждый человек в той или иной степени нуждается в проявлении и ответ­ном выказывании дружеских чувств. Товарищеские отношения и связи с другими для удовлетворения потребности в развлечениях и отдыхе — примеры этой потребности. Следует обратить внимание, что люди могут также присоединяться к компании, с одной сторо­ны, для удовлетворения потребности в привязанности, а с другой, для обеспечения большей безопасности.

(г) Уважение, или потребность в признании, включает потребность в достижении независимости, завоевании уважения окружающих, потребность доминировать и обладать чем-либо. Поскольку удовле­творение этой потребности возможно через социальное взаимодей­ствие, мы вновь наблюдаем частичное совпадение потребностей группы (в) и (г). В профессиональной сфере средствами удовлетво­рения этой потребности являются авторитет и полномочия, слу­жебный автомобиль, ковер в кабинете или особый тип спецодежды.

(д) Потребность в самореализации является последней группой по­требностей, включающей потребность человека в реализации своих возможностей, в саморазвитии и созидании. В профессиональной сфере большинство работников находят новые возможности удов-



Основы управления человеческими ресурсами



летворения потребностей этого класса; наиболее склонны быть удовлетворенными с этой точки зрения квалифицированные рабо­чие, специалисты и менеджеры.

Маслоу выдвинул предположение, что эти классы потребностей в перечисленном порядке формируют иерархию: люди имеют тен­денцию удовлетворять свои потребности в определенном порядке следования. Когда удовлетворены физиологические потребности и потребность в безопасности, более высокие потребности (принад­лежность, уважение, самореализация) становятся, согласно Маслоу, наиболее важными в названном иерархическом порядке. Например, менеджер, получающий достаточно высокое вознаграждение за свой труд и тем самым адекватно удовлетворяющий свои потребности более низкого класса, рассматривает символы своего статуса, такие, как современно обставленный кабинет, как весьма важные, однако менеджер, долгое время находящийся без работы, склонен принять предложение и занять место, приносящее приличный доход, даже если при этом он понижает свой статус.

Наши рекомендации