По тяжести и напряженности трудового процесса

Физическая тяжесть труда — нагрузка на организм, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующих энергетических затрат. Классификация физического труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:

• величина внешней механической работы (в кгм), выполняемой за смену;

• масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза;

• количество стереотипных рабочих движений в смену;

• величина суммарного усилия (в кгс), прилагаемого за смену для удержания груза;

• удобство рабочей позы;

• количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.

Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000–6000 ккал) и выше в сутки. Динамическая работа — процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза и тела человека в пространстве. Условия труда, оптимальные при перемещении груза, — до 15 кг, допустимые или вредные условия труда 1-й степени тяжести — до 30 кг (для женщин — 7 и 10 кг соответственно). Статическая нагрузка — связанна с затратой человеком усилий без перемещения тела. Она характеризуется массой удерживаемого груза и временем удержания его в статическом состоянии. Кроме статической, динамической нагрузки и массы поднимаемого и перемещаемого груза, оценка труда по тяжести трудового процесса производится по рабочей позе, количеству наклонов за смену, количеству стереотипных движений и перемещений в пространстве. Под перемещением в пространстве понимают переходы в течение смены, обусловленные технологическим процессом. Перемещения до 4 км — оптимальные условия труда, от 4 до 10 км — допустимые, а до 15 км и выше — соответственно вредные условия труда 1-й и 2-й степени. Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, на-пряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Это, прежде всего, его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5–17 МДж (3000–4000 ккал) в сутки. Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Монотонность простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда — это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.

Групповые формы труда — конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание. Монотония — одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и, как следствие, быстро наступает утомление.

Формы труда, связанные с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено — чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором — работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации (интеллектуальный труд). Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы:

• оптимальный — напряженность труда легкой степени;

• допустимый — напряженность труда средней степени;

• напряженный труд трех степеней.

Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности, который проводится с учетом всего комплекса факторов, создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний и перенапряжений.

Напряженность труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа одновременно наблюдаемых объектов (поездные диспетчеры, операторы и др.). При длительности сосредоточенного наблюдения до 25% от продолжительности рабочей смены — условия труда оптимальные, 26–50% — допустимые, 51–75% — напряженный труд 1-й степени, более 75% — 2-й степени. Работа за компьютером свыше 3 часов определяет класс условий труда как напряженный, от 3 до 4 часов — 1-й степени (класс 3.1), более 4 часов — 2-й степени (класс 3.2). Условия труда характеризуются также фактической продолжительностью рабочего дня и сменностью работы. При продолжительности рабочего дня до 7 часов — оптимальные условия труда; до 9 часов — допустимые; более 9 часов — напряженные. Односменная работа без ночной смены — оптимальные условия труда; двухсменная без ночной смены — допустимые. Трехсменная работа с наличием ночной смены — это напряженный труд 1-й степени вредности.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его — это ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др. Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, следствием чего является мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10–11,7 МДж (2000–2400 ккал) в сутки. Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику. Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд — труд руководителей учреждений, предприятий, характеризующийся чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов. Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов — это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты). Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

Все производственные факторы подлежат анализу при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах. Следует отметить, что четкой границы между опасными и вредными производственными факторами часто не существует, но определенная взаимосвязь имеет место. Во многих случаях наличие вредных факторов способствует появлению травмоопасных факторов. Например, чрезмерная влажность в производственном помещении и наличие токопроводящей пыли (вредные факторы) повышают опасность поражения человека электрическим током (опасный фактор).

Наши рекомендации