Нормативы расчетов параметров экологической нагрузки от эксплуатации транспорта

При проведении экономического обоснования технических или организационных мероприятий на АТ необходимо учитывать экологическую составляющую. Любой производственный процесс на АТ, будь то перевозка, ремонт и обслуживание автомобиля, внедрение каких-либо инноваций прямо или косвенно связано с воздействием на окружающую среду.

Для экономического обоснования экологических или природоохранных мероприятий (ПОМ) необходимо рассчитывать эколого-экономический эффект, который представляет собой снижение эколого-экономического ущерба. Наибольшее воздействие транспорт оказывает на окружающую среду на загрязнение атмосферы и большая часть экономического ущерба приходится именно на этот вид загрязнения.

Наибольшее распространение получила методика валовых выбросов:

ЭУ = g × s × f × М, (1)

где ЭУ - экономический ущерб от загрязнения атмосферы;

g - нормирующая константа, переводящая уровень загрязнения территории в денежный эквивалент (для 2003 и 2004 г g = 40 руб./усл.т);

s - показатель (безразмерный) относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха в зависимости от типа территории (курорты, санатории, заповедники s = 10; пригородные зоны отдыха, садовые участки, центральные зоны городов - 8; территория промышленных предприятий - 4; леса - 0,2-0,02; пашни 0,25-0,025);

f - коэффициент (безразмерный), учитывающий характер рассеивания примеси в атмосфере, (f для АТ - 5);

М - приведенная масса годового выброса загрязняющих веществ от источника (усл. т/год):

М = S Аi × mi,

где mi - масса выбросов i-го вещества (соединения), т/год;

Аi - показатель относительной опасности (относительно окиси углерода), а i-го вредного вещества, усл. т/т выброса.

Значение Аi для некоторых веществ, выбрасываемых в атмосферу

Таблица 1

Вещество Показатель относительной опасности, усл.т/т
Окись углерода (СО2)
Сернистый ангидрид (SO2)
Углеводороды (CmНn) 3,16
Оксиды азота в пересчете на NO2 41,1
Свинец и его соединения*
Сажа (S) 41,5
Бензапирен (БН)


При оценке ущерба необходимо учитывать все выбрасываемые в атмосферу вещества, включая микропримеси. Игнорирование какой-либо примеси в составе выбросов может привести к заниженной оценки ущерба, что, в свою очередь, может дать заниженную оценку эффекта ПОМ.

При определении s следует учитывать перспективу увеличение плотности населения в зоне активного загрязнения.

Таким образом, для расчета снижения экономического ущерба необходимо:

1) рассчитать выбросы вредных веществ до и после проведения ПОМ;

2) перевести выбросы вредных веществ в денежный эквивалент.

Для расчета выбросов вредных веществ автотранспортных средств (АТС) в городских и пригородных условиях движения необходима информация по пробегу и удельным (пробеговым - на единицу пробега, г/км) выбросам вредных веществ. Количественная оценка удельных выбросов вредных веществ проводится расчетным путем и дана в табл. 2

Удельные выбросы вредных веществ одиночных АТС*

Таблица 2

Тип АТС Значение показателей, г/км
h СО h NOx h Cx Hy h сажа
ВАЗ-1111 6,6 2,32 1,61 -
ЗАЗ-1102 6,3 2,07 2,04 -
ВАЗ-2108 6,29 1,57 1,87 -
ВАЗ-2105 12,72 1,22 1,79 -
ВАЗ-2106 12,32 1,23 1,81 -
ВАЗ-2121 12,94 1,90 1,87 -
АЗЛК-2141 12,00 1,19 1,80 -
УАЗ-469Б 23,45 5,21 3,14 -
ГАЗ-2410 21,65 2,58 2,95 -
РАФ-2203 22,78 5,23 3,15 -
УАЗ-452В 50,51 3,15 4,55 -
ГАЗ-3307 108,59 7,19 11,75 -
ГАЗ-53А 106,65 6,60 11,68 -
ПАЗ-672 107,98 6,25 11,72 -
КАВЗ-685 102,18 5,82 11,40 -
ГАЗ-6611 96,05 5,58 11,12 -
ЗИЛ-43140 122,04 12,83 10,58 -
ЛАЗ-695Н 128,83 13,39 11,01 -
ЗИЛ-131 129,70 14,40 10,98 -
ЛАЗ-699Р 100,89 12,88 6,31 -
УРАЛ-375Д 119,70 18,47 7,21 -
ЗИЛ-133ГЯ 13,36 16,06 4,55 0,685
Кам-5320 11,28 14,90 4,22 0,692
Кам-5511 13,54 16,88 4,61 0,799
УРАЛ-4320 10,85 13,99 4,16 0,642
МАЗ-5335 28,98 15,66 12,33 1,101
КРАЗ-257Б 38,18 19,39 15,19 1,599
МАЗ-5432 14,74 22,40 8,97 1,615
КРАЗ-260 13,45 22,19 9,78 1,396
Кам-5320* 185,30 11,20 49,30 -
Икар-250 13,73 9,23 4,82 0,597
ЛиАЗ-677 128,41 17,35 6,28 -
ЛиАЗ-5256 14,13 24,55 5,27 0,865
ИКАР-260 7,85 10,32 5,24 1,117
ЛиАЗ-5256* 97,40 23,00 22,70 -

Для оценки экологических преимуществ различных видов транспорта можно использовать округленные значения выбросов*.

Выбросы вредных веществ транспортными системами

Таблица 3

Вид перевозок Вид транспорта Удельный выброс загрязняющих веществ на единицу транспортной работы, г/пасс. км; г/т км
СО СН NOx
Пассажирские АТ (автобусы) 0,64 0,66
ж/д 0,11 0,025 0,25
воздушный 1,4 0,33 0,89
Грузовые АТ 19,9 2,9 5,3
ж/д 0,08 0,023 0,26
речной 0,19 0,13 0,49
морской 0,047 0,033 0,12

Для обоснования применения нейтрализаторов можно использовать следующие данные:

1. Оснащение АТС с бензиновыми двигателями, окислительными каталитическими нейтрализаторами.

Снижение выбросов: СО - 60%; СН - 50%; NOx - 20%.

Затраты на нейтрализатор: (ресурс-100000 км):

ПАЗ-672 - 10560 руб.

ГАЗ-3110 - 6030 руб.

ЗИЛ-130 - 14200 руб.

2. Оснащение АТС с дизельными двигателями каталитическими нейтролизаторами.

Снижение: СО - 50%; СН - 40%.

Затраты на нейтрализатор - 22270 руб. (ресурс - 100000 км)

3. Оснащение АТС с дизельными двигателями-фильтрами-нейтрализаторами.

Снижение: СО - 60%; СН - 50%; Сажа - 80%.

Суммарные затраты на нейтрализатор (ресурс фильтра-нейтрализатора - 150000 км) - 150000 руб.

* Данные нормативы даны для условий Москвы и не требуют поправочных коэффициентов.

* По федеральному закону РФ с 1 июля 2003 года введен запрет на производство и оборот этилированного автомобильного бензина.

* Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Снижение экологических нагрузок на окружающую среду при работе АТ. //Итоги науки и техники - ВИНИТИ. Автомобильный транспорт, т 19, 1996.

* Кавтарадзе Д.Н. и др. Автомобильные дороги в экономических системах. - М.: ЧеРо, 1999.

* Рассчитывается путем экстраполяции.

Наши рекомендации