Карта технологического процесса
Исполнитель - Автослесарь 4 разряда.
Общая трудоемкость - 2 чел*ч
Технологическая карта на регламентное ТО-2 для автомобиля ВАЗ 2109 представлена в таблице 3.1
Таблица 3.1-Технологическая карта
Наименование операции | Применяемое оборудование и инструмент | Норма времени мин. | Технические условия |
Замена охлаждающей жидкости | |||
1. Подставьте под двигатель и радиатор емкости для слива жидкости. | вручную | 0,5 | При замене охлаждающей жидкости кран отопителя должен быть открыт. |
2. Снимите пробку с расширительного бачка. | вручную | - | |
3. Выверните сливную пробку радиатора и слейте жидкость из радиатора. | ключ «на 14» | ||
4. Наденьте на сливной кран блока цилиндров подходящий шланг или подставьте под него емкость подходящего размера, откройте кран и слейте жидкость из блока. | шланг | ||
5. После того как вся жидкость вытечет, закройте сливной кран и установите пробку. | вручную | 0,5 | |
6. Залейте свежую жидкость в расширительный бачок. | вручную | Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть на 3–4 см выше метки «MIN». Пустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу несколько минут. Затем заглушите двигатель и проверьте уровень охлаждающей жидкости, при необходимости долейте. |
Продолжение таблицы 3.1
Наименование операции | Применяемое оборудование и инструмент | Норма времени мин. | Технические условия |
Замена топливного фильтра | |||
1. После остановки двигателя снизьте давление в системе питания | |||
2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. | ключи «на 10» | ||
3. Удерживая ключом штуцера топливного фильтра, вторым ключом отверните гайки крепления наконечников топливных трубок. | ключи «на 17» «на 19» | ||
4. Ослабьте стяжной болт хомута крепления топливного фильтра к кронштейну. | |||
5. Отсоедините от фильтра топливные трубки. | Примечание: Топливные трубки в соединении с топливным фильтром уплотнены резиновыми кольцами. Проверьте кольца на наличие порезов, следов потертостей. Замените поврежденные или затвердевшие кольца. | ||
6. Извлеките фильтр из хомута. | |||
7. Установите топливный фильтр в порядке, обратном снятию, таким образом, чтобы стрелка на его корпусе соответствовала направлению подачи топлива. | ключи «на 17» «на 19» | Примечание После установки топливного фильтра обязательно проверьте на работающем двигателе наличие утечек бензина из соединения топливного фильтра с топливоподводящими трубками и при необходимости подтяните гайки крепления топливных трубок к корпусу |
Продолжение таблицы 3.1
Наименование операции | Применяемое оборудование и инструмент | Норма времени мин. | Технические условия |
фильтра. Если утечки из соединений не будут устранены, замените уплотнительные резиновые кольца наконечников топливных трубок. | |||
Регулировка троса привода дроссельной заслонки | |||
1. Для визуального контроля перемещения дроссельной заслонки ослабьте хомуты крепления и отсоедините шланг вентиляции картера от воздухоподводящего патрубка, а патрубок от дроссельного узла. | ключ «на 13» | ||
2. При полностью нажатой педали акселератора (это должен сделать помощник) проверьте положение дроссельной заслонки — она должна быть полностью открыта. | |||
3. При отпущенной педали акселератора дроссельная заслонка должна быть полностью закрыта. В противном случае привод необходимо отрегулировать. | |||
4. Привод регулируют изменением положения резьбового наконечника оболочки троса в кронштейне. Для регулировки привода при не полностью открывающейся заслонке ослабьте затяжку гайки 1 и, заворачивая гайку 2, добейтесь, чтобы заслонка полностью открывалась, а при не полностью закрывающейся заслонке ослабьте затяжку гайки 2 и, заворачивая гайку 1, добейтесь, чтобы заслонка полностью закрывалась. Затем затяните гайку, которая была ослаблена. Если регулировкой привода дроссельной заслонки невозможно добиться полного открывания или закрывания дроссельной заслонки или привод заедает, замените трос привода дроссельной заслонки. | |||
Регулировка привода выключения сцепления | |||
При эксплуатации иногда возникает необходимость регулировки хода педали изменением ее положения (подняв или опустив педаль). Для этой цели у главного цилиндра предусмотрен регулировочный узел. | |||
Ход педали регулируют, изменяя длину толкателя главного цилиндра. Для этого отсоедините толкатель от педали, ослабьте гайку 1 регулировочного узла толкателя и, поворачивая проушину 2 в нужную сторону, добейтесь требуемого результата. После этого затяните гайку и подсоедините толкатель к педали. | Примечание Полный ход педали сцепления должен быть в пределах (150±20) мм. Свободный ход педали не регулируется. | ||
Замена рабочей жидкости в гидроприводе выключения сцепления | |||
1. Снимите защитный колпачок с клапана для удаления воздуха рабочего цилиндра сцепления. | |||
2. Наденьте на клапан шланг и опустите его конец в емкость с небольшим количеством тормозной жидкости. Попросите помощника резко нажать на педаль сцепления 4–5 раз с интервалами 1–2 с, а затем удерживать ее нажатой. Выверните клапан на 3/4 оборота. Из шланга в емкость будет вытекать старая (грязная) жидкость. Как только жидкость перестанет вытекать, заверните клапан выпуска воздуха. | |||
3. Повторяйте операцию 2 до полной замены жидкости в приводе (из шланга должна вытекать чистая жидкость без пузырьков воздуха). | |||
4. После замены рабочей жидкости обязательно наденьте защитный колпачок на клапан выпуска воздуха. | |||
5. Долейте тормозную жидкость до уровня на 15–20 мм ниже верхней кромки бачка. Установите пробку бачка. |
Продолжение таблицы 3.1
Наименование операции | Применяемое оборудование и инструмент | Норма времени мин. | Технические условия |
Замена масла в коробке передач | |||
1. Подставьте емкость под отверстие для слива масла из картера коробки передач. | |||
2. Для облегчения слива выверните пробку маслоналивного отверстия. | ключ «на 23» | ||
3. Выверните пробку сливного отверстия и слейте масло. | торцовый ключ «на 24» | ||
4. Очистите сливную пробку от загрязнений и металлических частиц и установите ее на место. | |||
5. Заправьте с помощью шприца картер коробки передач свежим маслом. Заливайте масло до уровня маслоналивного отверстия. | |||
6. Установите пробку маслоналивного отверстия на место. | |||
Замена масла в раздаточной коробке | |||
1. Подставьте емкость под отверстие для слива масла из картера раздаточной коробки. | |||
2. Для облегчения слива выверните пробку маслоналивного отверстия. | ключ «на 12» | ||
3. Выверните сливную пробку и слейте масло. | ключ «на 12» | ||
4. Очистите сливную пробку от загрязнений и металлических частиц и установите на место. | |||
5. Заправьте свежим маслом с помощью шприца картер раздаточной коробки. Заливайте масло до уровня маслоналивного отверстия. | |||
6. Установите пробку маслоналивного отверстия на место. | |||
Замена масла в переднем мосту | |||
1. Подставьте емкость под отверстие для слива масла из картера переднего моста. | |||
2. Для облегчения слива выверните пробку маслоналивного отверстия. | ключ «на 12» | ||
3. Выверните пробку сливного отверстия и слейте масло. | ключ «на 12» |
Продолжение таблицы 3.1
Наименование операции | Применяемое оборудование и инструмент | Норма времени мин. | Технические условия |
4. Очистите пробку сливного отверстия от загрязнений и металлических частиц и установите ее на место. | |||
5. Заправьте с помощью шприца картер переднего моста свежим маслом. Заливайте масло до уровня маслоналивного отверстия. | |||
6. Установите пробку маслоналивного отверстия на место. | |||
Замена масла в заднем мосту | |||
1. Подставьте емкость под отверстие для слива масла из картера заднего моста. | |||
2. Для облегчения слива выверните пробку маслоналивного отверстия. | ключ «на 12» | ||
3. Выверните пробку сливного отверстия и слейте масло. | ключ «на 12» | ||
4. Очистите пробку сливного отверстия от загрязнений и металлических частиц и установите ее на место. | |||
5. Заправьте с помощью шприца свежим маслом картер переднего моста. Заливайте масло до уровня маслоналивного отверстия. | |||
6. Установите пробку маслоналивного отверстия на место. | |||
Замена и обслуживание свечей зажигания | |||
1. Выньте наконечник свечи с уплотнителем, не отсоединяя от наконечника высоковольтный провод. | |||
2. Свечным ключом выверните свечу и выньте ее из колодца крышки (свеча остается зажатой в резиновом кольце ключа). | |||
3. Если на изоляторе свечи заметны трещины, повреждена резьба или электроды свечи, замените свечу. | Примечание Обратите внимание на нагар, которым покрыта нижняя часть свечи. Если нагар светло-коричневого цвета равномерно покрывает свечу тонким слоем, его можно не очищать, так как он не влияет на работу системы зажигания. Если нагара совсем нет, значит, двигатель работает на переобедненной смеси или с увеличенным углом опережения зажигания. Если свеча покрыта матовым черным нагаром, который легко стирается, это указывает на то, что двигатель работает на переобогащенной смеси. Блестящий черный нагар свидетельствует о попадании чрезмерного количества масла в цилиндр двигателя. Нагар черного цвета нужно счистить пескоструйным аппаратом, а затем продуть свечу сжатым воздухом. Можно счистить нагар со свечи жесткой волосяной щеткой, предварительно опустив свечу на 20–30 мин в бензин. Не рекомендуется счищать нагар острыми металлическими предметами: они оставят на свече царапины, которые ускорят процесс нагарообразования. |
Продолжение таблицы 3.1
Наименование операции | Применяемое оборудование и инструмент | Норма времени мин. | Технические условия |
4. После очистки от нагара проверьте зазор между электродами свечи. Зазор проверяйте только круглым щупом, так как при проверке плоским щупом не будет учитываться глубина выемки на боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор должен быть 0,85 мм. Если зазор отличается от указанного значения, отрегулируйте его, подгибая боковой электрод. | Предупреждение Подгибать центральный электрод запрещается — это приведет к появлению трещин в изоляторе и выходу свечи из строя. | ||
5. Вверните свечу в гнездо от руки до упора и затяните ключом. Не затягивайте свечу слишком сильно, момент затяжки свечи 31–38 Н·м (3,1–3,8 кгс·м). | |||
6. Наденьте на свечу наконечник и установите его уплотнитель так, чтобы нижний край уплотнителя был надет на отбортовку отверстия в крышке головки блока цилиндров. | |||
Замена тормозной жидкости | |||
1. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке. Он должен находиться между метками «MIN» и «MAX», нанесенными на корпус бачка. | |||
2. Если уровень0 жидкости ниже метки «MIN», отверните крышку бачка и долейте тормозную жидкость до метки «MAX». | Предупреждение Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите под задние колеса противооткатные упоры («башмаки»). | ||
3. Очистите от грязи клапаны выпуска воздуха и снимите защитные колпачки клапанов колесных цилиндров передних и задних тормозных механизмов, а также регулятора давления. |
Продолжение таблицы 3.1
Наименование операции | Применяемое оборудование и инструмент | Норма времени мин. | Технические условия |
6. Наденьте резиновый шланг на клапан выпуска воздуха правого заднего тормозного механизма и погрузите конец шланга в чистый прозрачный сосуд. | Предупреждение Удаляйте воздух из гидросистемы привода тормозов только при работающем на режиме холостого хода двигателе. | ||
7. Помощник должен резко нажать на педаль тормоза четыре-пять раз (с интервалом между нажатиями 1–2 с), после чего удерживать педаль нажатой. | |||
8. Отверните на 1/2–3/4 оборота клапан выпуска воздуха — из шланга начнет вытекать старая (грязная) тормозная жидкость. Педаль тормоза в это время должна плавно переместиться до упора. Как только жидкость перестанет вытекать, заверните клапан выпуска воздуха. | |||
9. Аналогично прокачайте левый задний тормозной механизм. | Примечание Постоянно следите за уровнем жидкости в бачке, не допуская ее снижения до нижней метки на стенке бачка. При необходимости доливайте новую тормозную жидкость, чтобы не допустить попадания воздуха в гидропривод. Таким образом обеспечивается постепенное вытеснение старой жидкости новой без осушения гидросистемы. | ||
10. Таким же способом замените тормозную жидкость и в переднем контуре регулятора давления, а затем в правом и левом передних тормозных механизмах. |
Продолжение таблицы 3.1
Наименование операции | Применяемое оборудование и инструмент | Норма времени мин. | Технические условия |
12. После замены тормозной жидкости обязательно наденьте защитные колпачки на клапаны выпуска воздуха. | |||
13. Долейте тормозную жидкость — ее уровень должен находиться между метками «MIN» и «MAX» на стенке бачка. Установите пробку бачка. | |||
14. Проверьте качество выполненной работы: нажмите несколько раз на педаль тормоза — ход педали и усилие на ней должны быть одинаковыми при каждом нажатии. Если это не так, вернитесь к выполнению операций 6–11. | |||
15. Установите детали в порядке, обратном снятию. |
Конструкторская часть